Историко-философский анализ тектологии А



Скачать 147.84 Kb.
страница1/2
Дата01.07.2018
Размер147.84 Kb.
ТипРеферат
  1   2

Историко-философский анализ тектологии А. А. Богданова

: Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 : Москва, 2003 190 c. РГБ ОД, 61:04-9/155-1

Тарент Игорь Геннадьевич.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Раздел I. Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова.

Раздел П. Эмпириомонизм как философское основание тектологии А.А. Богданова.

Раздел III. Всеобщая организационная наука как праксеологический итог развития философских воззрений А.А. Богданова.

Раздел IV. Организационный подход А.А.Богданова в контексте развития современных системных исследований.

Заключение.

Список литературы.


Введение


Наше время характеризуется возникновением огромного количества новых, чрезвычайно сложных проблем глобального характера, аналога которым не существовало в течение всей истории человечества. Во всех сферах политической, социально-экономической и культурной жизни современного общества происходят глубокие и коренные изменения, затрагивающие основы существования цивилизации.

Особенность этих процессов состоит в сочетании огромных возможностей научно-технического прогресса с лавинообразным развёртыванием кризисных процессов беспрецедентных масштабов и сложности в самых разнообразных сферах - от экологической до социально-экономической и информационной. Глобализм и катастрофичность этих процессов находит отражение в многочисленных научных исследованиях, которые отражают их наиболее существенные черты. Уже само количество данных исследований говорит о масштабности угрожающих тенденций. Многие учёные воспринимают и описывают природные и социокультурные процессы, происходящие на переломе ХХ-ХХ1 веков как глобальный системный кризис.

Имеющиеся в распоряжении общества материальные и теоретические средства не только не позволяют эффективно решать возникающие проблемы, но и выявлять природу их причин и своевременно прогнозировать развитие кризисных процессов. Поэтому именно сегодня остро стоит вопрос о потребности в универсальной методологии познания и деятельности, включающей в своё содержание всю совокупность научных знаний о различных сторонах окружающей действительности, отличающейся целостным осмыслением сложившейся исторической ситуации и позволяющей своевременно прогнозировать возникающие опасности и находить эффективные и научно обоснованные решения глобальных проблем.

Сегодня вполне чётко представляются основные характеристики подобной универсальной методологии, которые находятся, прежде всего, в области системных исследований. Для того, чтобы видеть перспективу развития такой методологии, необходимо ясно представлять себе особенности её эволюции в историко-философском плане. Можно отметить, что вектор её развития направлен в область разработки фундаментальных принципов самоорганизации, междисциплинарного синтеза и интеграции научных знаний, поиска основ взаимосвязи наук и их наиболее общих закономерностей.

Истоки же вышеуказанной эволюции лежат в первых масштабных попытках создания универсальных научных систем человеческой практики и познания конца XIX - начала XX вв., среди которых наиболее разработанной и заметной является всеобщая организационная наука - тектология (от греческого tekton — строитель, творец и logos — учение: наука об организации, строительстве всего сущего), изучающей наиболее общие формы, принципы и закономерности организации явлений и процессов, а также способы их применения в решении задач познавательной деятельности, разработанной русским учёным, философом и политическим деятелем - А.А.Богдановым, идеи которого не были востребованы в течение нескольких десятилетий. В настоящее время её методологический потенциал только раскрывается для современной науки.

А.А.Богданов направил своё внимание на несовершенство традиционной механистической картины мира, отличающейся фрагментарностью и раздробленностью, которую формировали разобщённые области специализированных наук. Он начал разработку своей тектологии ещё в период, когда проблемы развития и выживания общества не стояли с нынешней остротой. В основу своей науки русский учёный положил выделенный им всеобщий принцип организации, присущий, по его мнению, самым разнородным процессам и явлениям окружающего нас мира. Выделенные Богдановым закономерности, принципы, механизмы и формы организации были предназначены им для исполнения функции обобщения накопленного человеческим обществом системно-организационного опыта по решению стоящих перед людьми разнообразных проблем. Целью создания тектологии

было прекращение бесцельной растраты сил и ресурсов общества, вызванной отрывочностью и дублированием научных знаний, создание научной системы, объединённой едиными принципами и интегрирующей различные отрасли науки в единое целое.

Определение места и роли тектологии Богданова в системе научного и философского знания необходимо для масштабного осмысления историко-философского процесса конца XIX - начала XX вв. Также исследование тектологических проблем Богданова позволяет точнее определить возможные направления эволюции, сформировать целостное представление о богатстве содержания и многообразии возможных вариантов развития современной философии.

Степень разработанности проблемы. Идеи всеобщей организационной науки Богданова освещались и интерпретировались исследователями с различных позиций, в зависимости от научных интересов, складывающихся социокультурных условий, а также в связи с контекстом, в котором рассматривались жизнь и творчество мыслителя. До настоящего времени целостных и глубоких исследований, посвященных историко-философскому анализу его тектологии (всеобщей организационной науки) не проводилось. Анализировались отдельные аспекты тектологии, такие как идея подбора, концепция развития и функционирования основных организационных механизмов, трактовка идеологии как организационного приспособления, понимание Богдановым роли философии и его отношение к диалектике; эмпириомонизм как философская основа всеобщей организационной науки, а также производились попытки определить место и роль тектологии в истории развития системного мировоззрения.

Можно выделить несколько периодов исследования тектологических взглядов Богданова. При жизни философа восприятие тектологии происходило, прежде всего, под влиянием той оценки, которую получила его эмпириомонистическая теория у соратников по социал-демократическому движению. Попытка учёного творчески подойти к развитию идей К.Маркса в соответствии с современным ему состоянием науки и философии, прежде всего, по проблемам гносеологии, предпринятая в труде Богданова "Эмпириомонизм", вызвала критику положений разработанной им теории1, которая завершилась "отлучением" Богданова от марксизма. Выводы, содержащиеся в работе В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и обвинение Богданова в субъективном идеализме, впоследствии вызывали ассоциацию его имени с Д.Юмом, Дж.Беркли, Э.Махом у нескольких поколений советских философов.

Тектологические идеи Богданова резко критиковались представителями различными научных направлений, которые ориентировались, прежде всего, на направление критики, заданное В.И.Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм", однако глубоких и масштабных исследований тектологии в данный период не проводилось.2

После кончины Богданова упоминание его организационных идей в нашей стране осуществлялось, главным образом, в связи с критикой махизма, богостроительства и субъективного идеализма,3 при анализе проблем ревизии марксизма с позиций махизма и вульгарного материализма, а также в виде критики замены диалектики "теорией равновесия" и отстаивания тождества общественного бытия и общественного сознания.4 Труды, в которых изложены организационные идеи Богданова, также как и другие его работы, в дальнейшем не публиковались и фактически не изучались, подвергаясь в течение 35 - летнего периода (с 1926 г. по 1960 г.) умолчанию.


1 Плеханов Г.В. Materialismus militans. (Ответ Г.Богданову). Письмо первое// Плеханов Г.В. Избр. философ, произведения. В
5-ти т. Т. 3. М., Госполитиздат. 1957., Ленин В.И. "Материализм и эмпириокритицизм". Поли. собр. соч., изд. 5-е. Т. 18. М.,
Политиздат., 1973.

2 См. Невский В.И. Диалектический материализм и философия мертвой реакции. Приложение в книге В.И.Ленина
"Материализм и эмпириокритицизм". 2-е изд. Собр. сочинения В.И.Ленина. 1920.; Керженцев П.М. "Правда". 1923 г. № 81;
Вайнштейн И.Я. Тектология и тактика.//Под знаменем марксизма. 1924. № 6-7; Вайнштейн И.Я. Организационная теория и
диалектический материализм. М.-Л,: Госиздат. 1927.; Карев Н. Тектология или диалектика.//Под знаменем марксизма. 1926.
№ 1-2,3,4-5

3 Например, Алексеев П.В. Союз марксистской философии и естествознания. М., 1979.;

Володин А.И. Бой абсолютно неизбежен: историко-философские очерки о книге В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». М., 1985.;

Свиридова К.Э."Борьба КПСС против субъективно-идеалистической социологии А.А.Богданова." M., 1956.;

Суворов Л.Н. Борьба В.И. Ленина против антимарксистских философских концепций в послеоктябрьский период. М., 1974.;

Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. M., 1979.

4 Малая советская энциклопедия. 3-е изд. Гос. научное издательство "МСЭ", 1958.//Богданов А.А.

Можно выделить период возрастания интереса к организационным идеям Богданова у зарубежных исследователей с 30-х и, затем с 60-х годов, в нашей стране, что связано с публикацией его работ за рубежом, а также значительным расширением масштаба системных исследований. Большей частью рассмотрение тектологических взглядов мыслителя в исследованиях зарубежных учёных осуществлялось в связи с анализом политической деятельности Богданова, его идей пролетарской культуры, полемики и противостояния с В.И.Лениным, взглядов создателя тектологии на классы, классовую структуру общества, роль интеллигенции в революции. Также рассматривались соотношение философских взглядов учёного и марксизма, связь тектологии с развитием концепций общей теории систем, кибернетики и других системных исследований, возможный вклад организационных взглядов Богданова в развитие системного мировоззрения, теоретические источники и предпосылки его системно-организационных взглядов. Кроме того, можно отметить зарубежные исследования, посвященные эмпириомонизму как философскому основанию тектологии и отдельным аспектам его теории познания.1

Оценивая вышеуказанные исследования с точки зрения историко-философского анализа организационных идей русского учёного, можно сказать, что на за рубежом целостные и основательные исследования тектологических взглядов А.А.Богданова не проводились.

Рост интереса к идеям Богданова и его тектологии среди отечественных исследователей в 60-е годы проявляется как отзвук интереса к взглядам русского учёного за рубежом. Вначале этот интерес воплощается в исследованиях, анализирующих соотношение тектологии с кибернетикой и теорией систем, причём, наибольший отклик вызывают возможности применения её методологического потенциала при решении проблем

'Дженсен К.М. Между Марксом и Махом. Философия живого опыта. 1978; Яссур А. Эмпириомонистическая критика диамата: Богданов, Плеханов, Ленин. 1983; Grille D. Lenin Rivale: Bogdanov und seine Philoslphie. Koln. 1966; Gorelik G. Principal Ideas of Bogdanov"s "Tektology".//General Systems. Vol. XX. 1975; Gorelik G. Bogdanov"s "Tektology. It"s Basik Concepts and Relewans to Modern Generalizing Sciences.//Human Systens Management I. 1980. December.; Susiluoto I. The Origins and Development of Systevs Thinking in the Soviet union. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1982;

практической направленности. В целом, можно сказать, что в оценках тектологии акцент смещается с критического к исследовательскому.

В исследованиях отечественных учёных подчёркивается значимость организационных идей, их очевидная корреляция с положениями кибернетики, теории систем, теорий организации и самоорганизации, делается попытка эстраполяции возможностей тектологических идей в будущее.'

В последние десятилетия происходит увеличение круга исследователей взглядов российского учёного вследствие расширения возможностей знакомства с его теоретическим наследием.

Постепенное накопление и достижение критической массы исследований философского и научного творчества Богданова приводит к развёртыванию нового этапа изучения его тектологических идей с начала 90-х годов, характеризующегося переходом от реабилитации идей философа к серьёзным исследованиям его научной и философской деятельности. Этому также способствует активная работа с архивными материалами учёного и широкая публикация его ранее неизвестных работ и материалов.3 Важное значение в этом смысле имеет открывшаяся возможность ознакомления и работы с архивными документами Центрального архива ФСБ РФ, также ранее закрытыми для исследователей, которые позволяют оценить период жизни Богданова, связанный с его арестом и преследованием в 20-е годы XX века.4 Среди наиболее масштабных и значительных отечественных исследователей творчества

' Например, Сетров М.И. Об общих элементах тектологии А.Богданова, кибернетики и теории систем. Л., Изд. ЛГУ, 1967.; Н.Н.Моисеев "Социализм и информатика."//Вопросы философии. 1995. № 8.



2 Международная конференция «А.А.Богданов - революционер и мыслитель» - 1989, г.Москва; сборник «История
становления советской социологической науки в 20-30-е годы», изданный в 1989 г. со статьями А.А.Богданова; переиздание
в 1989 г. «Тектологии (Всеобщей организационной науки)» в серии «Экономическое наследие» под редакцией академика
Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна, Д.М.Гвиашвили, А.Л.Тахтаджяна, А.А.Малиновского с послесловиями и комментариями
Н.К.Фигурновской, Г.Д.Гловели; публикация сборника статей «Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры
исследований» AOH при ЦК КПСС; издание в 1990 г. избранных работ А.А.Богданова в серии «Библиотека
социалистической мысли» под общим названием «Вопросы социализма» с биографией под авторством А.А.Беловой;
издание в 1992 г. сборника Института экономики РАН «Труды комиссии по научному наследию А.А.Богданова.»; издание в
1995 г. 3-х томного сборника «Неизвестный Богданов» под редакцией международного исследовательского коллектива;
издание в 1999 г. избранных психологических трудов А.А.Богданова в серии «Психологи Отечества» под редакцией
авторского коллектива; новое издание в 2003 г. «Эмпириомонизм: Статьи по философии» под редакцией В.Н.Садовского в
серии «Мыслители XX века».

3 Плютто П.А. «Время и люди». М., 1992., «История и опыт реконструкции архива А.А.Богданова, 1873 - 1928: документы
А.А.Богданова и документы в архивах.» М., 1994.

4 ЦА ФСБ РФ. Дело № 39968 (В 26-ти томах). Т. 14. 1923 г. - 23 пронумерованных листа. Дело по обвинению Шульмана -
Школьника и других.

t А.А.Богданова можно назвать Г.Д.Гловели, который анализировал и отдельные

аспекты организационной науки, в частности идеи о превращении всеобщей организационной науки в непосредственную производительную силу.1 Также можно отметить исследования М.И.Сетрова и Г.Н.Поварова о месте и роли тектологических взглядов в эволюции системных концепций 20-го века, которые развивает К.Пармёнов,2 подчёркивая методологическое значение тектологии для применения научных знаний.

Наряду с расширением общего количества публикаций, посвященных А.А. Богданову, в последнее десятилетие наблюдается появление исследований, посвященных историко-философскому анализу идей российского учёного, в частности положений эмпириомонизма как философского основания тектологии, их источников и предпосылок.3 Также можно выделить исследования, в которых делается попытка применения организационных принципов и закономерностей в качестве методологических при анализе отдельных проблем в различных областях научного знания и общественной практики: социологии, биологии, педагогике, системе образования, социальной политике современной России, анализе политической и социально-экономической ситуации послереволюционного периода и послереформенной России, а также исследования, оценивающие прогностический потенциал организационной науки для анализа конкретных исторических ситуаций. В* данном контексте интересен факт использования тектологии в качестве универсальной методологии по отношению другим наукам.

Отдельным блоком можно выделить исследования, обозначающие место тектологии Богданова в развитии системного мировоззрения XIX - XX в.в.,

1 Гловели Г.Д. Три утопии Александра Богданова. 1988,

Сотри случайные черты. 1990,

Трагедия коллективиста. 1990,

Социализм науки: Мёбиусова лента А.А.Богданова. 1991,

На тризне по социализму. 1992.

2 Пармёнов К. Тектология и системные исследования./ У Сборник "Труды комиссии по научному наследию А.А.Богданова."

3 Кульсеева Т.Г. Теоретические основания эмпириомонизма А.А.Богданова. Курск, 1995.;

Садовский В.Н. История создания, теоретические основы и судьба эмпириомонизма А.А.Богданова. М., 2003.;

Садовский В.Н. Эмпириомонизм А.А. Богданова: забытая глава философии науки, М., 1995.;

Шиленков Е.В. Эмпириомонизм А.А. Богданова: опыт


философско-методологической реконструкции. Ростов на Дону, 1999.

4 Козырев Д.Н. Философия техники А.А.Богданова. С.-Пб., 1997.;

Кузьминых Н.А. Историографические проблемы исследования организационно-социологической концепции А.А.Богданова. М., 1993.;

Пустильник С.Н. Биологические идеи тектологии А.А.Богданова (к генезису общей теории систем). М., 1993.;

Сокурова А.С «Тектология» А.А. Богданова и осмысление концептуальных основ педагогики и системы образования. Майкоп, 1998.;

Луценко А.В. Александр Богданов как политик, учёный, просветитель, основоположник методологии системного анализа. Томск, 2000.;

Ярмак Ю.В. Праксио-


которые позволяют более полно представить себе ход эволюции философских знаний.1

Анализируя массив данных исследований, необходимо отметить отсутствие работ, посвященных историко-философскому анализу именно тектологии Богданова.

Объектом исследования являются философские взгляды А.А. Богданова.

Предметом исследования - тектология А.А.Богданова, её возникновение, развитие, основное содержание и обусловленность организационньк взглядов философа более ранними философскими и научными идеями.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница