Исторической памяти



Скачать 272.12 Kb.
Pdf просмотр
страница1/15
Дата27.04.2018
Размер272.12 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Москва
ГУ ВШЭ
2004
А.М. Руткевич
ПСИХОАНАЛИЗ И ДОКТРИНА
“ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ”
Препринт Серия Гуманитарные исследования ИГИТИ

Врачи историк очевидным образом заняты совершенно различными родами деятельности один лечит своих современников, другой обращается к тем, кто уже покинул сей мир. Медик стремится облегчить слишком реальные страдания, он ставит диагноз, предлагает средства лечения, тогда как историк изучает документы, сидит в архивах, пишет тексты по поводу прочитанного — непосредственного опыта общения с людьми прошлого у него нет, он имеет дело лишь с косвенными свидетельствами физического существования людей иных эпох. Но если в сфере практической деятельности точек пересечения не обнаруживается, тов области научных изысканий таких точек немало врачебная практика и медицинская теория имеют довольно долгую историю, люди прошлого болели и лечились,
эпидемии — вроде чумы XIV вменяли ход истории и т.д.
Медика и историка роднит не только то, что предметом интереса для обоих являются люди. Некое сходство можно найти даже в стиле мышления оба являются эмпириками, которые не склонны доверять дедукции и общим теориям вообще. Разумеется, и медики историк не могут обойтись без предпосылок, к каковым относятся данные естествознания, научная картина мира в целом. То или иное представление о человеческой природе они разделяют со своими современниками (необязательно членами научного сообщества. Однако обе науки возникли не из чистого созерцания — если математика, физика, биология, психология появились в пределах философии, то Гиппократ и Геродот создавали медицину и историю практически не ссылаясь на любомудрие, но опираясь на опытные данные. Хороший врачи ныне может пренебречь всеми советами монографий и учебников и следовать собственной интуиции, а историк слишком часто обнаруживает несводимость индивидов, верований,
поселений и культур к утверждениям экономической или социологической доктрины. Такой эмпиризм обусловлен прежде всего многообразием опыта, поскольку сам предмет наблюдений, человек, редко вмещается в удобные математические формулы. Область измеряемого, квантифициру емого, а потому излагаемого на формализованном языке, в обоих случаях сравнительно невелика.
3
УДК 159.964.2
ББК Р 90
УДК 159.964.2
ББК 88
Руткевич А.М. Психоанализ и доктрина исторической памяти. Препринт МГУ ВШЭ, 2004. — 36 с.
Практически в любой работе об исторической памяти мы находим ссылки на произведения З. Фрейда — этим обосновывается в том числе междисциплинарный характер этих сочинений. Действительно, в ранний период своей деятельности Фрейд часто употреблял понятие травма, писало сохранении травматического опыта в коллективной памяти. Развитие психоанализа привело к отказу от этих идей, поскольку они предполагают ламаркистское учение о наследуемости благоприобретенных признаков, давно отвергнутое биологами. Историки берут из психоанализа то, что давно устарело, не сопоставляя эти спорные гипотезы стем, что пишут психологи других школ.
Действительным источником доктрины исторической памяти является учение об “эмансипативном познавательном интересе, выдвинутое Ю. Хабермасом и К. О.
Апелем в конце 1960 х гг. Это учение имело и имеет не столько научное, сколько идеологическое содержание (революционные устремления левых интеллектуалов, желающих исцелить человечество books and articles, written on “historical memory” we find the citations of Freud and his followers; they even constitute the basis of “interdisciplinary character” of these writ ings. Well, in the first period of his work Freud had used such term as “trauma” and had written on the imprints of traumatic experience in the collective memory. But with the development of psychoanalysis such ideas were denied as lamarckist (and not very popular among biologists). Historians of today are taking from the psychoanalysis old style specula tive biology without any concern of another schools of contemporary psychology.
The real source of of “historical memory” is the theory of “emancipative knowledge interest”, created by J. Habermas and K. O. Apel the end of 1960 s. This theory has much more ideological than scientific character (the revolutionary hopes of left intellectuals,
desired to "heal" the Препринты ГУ ВШЭ размещаются на сайте Руткевич А.М., 2004
© Оформление. ГУ ВШЭ, Р 90
Rutkevich A.M. Psychoanalysis and the doctrine of "historical memory". Working paper
WP6/2004/06. — Moscow: State University — Higher School of Economics, 2004. —
36 p. (in Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта Репрезентация прошлого как социоинтегративный фактор гранта ентов. В отличие от многих других направлений в психотерапии, психоанализ претендует не только на то, что он эффективно избавляет от страданий, но и на то, что он открывает индивиду тайны его души. Поэтому психоанализ нередко называли глубинной психологией».
Отделив психотерапевтов других конфессий и самозванцев, мы ограничили объем понятия психоаналитик, но понятие психоанализ относится не столько к лицам, сколько к идеям. Даже в области психотерапии имеется значительное число людей, которые не получали подготовки в соответствующих институтах, но используют методы психоанализа («психоаналитичес ки ориентированные психотерапевты и консультанты. Следует иметь ввиду и то, что наряду с фрейдистской Международной психоаналитической ассоциацией) существуют ассоциации сторонников К. Юнга, К. Хорни,
Ж. Лакана и других схизматиков, идеи которых также могут относиться к
«психоанализу» — при всех доктринальных отличиях, они сходным образом лечат пациентов и получают примерно такую же подготовку в своих институтах. Однако в узком смысле слова психоанализ распространяется только на тех, кто принимает теории З. Фрейда и опирается на его идеи. Психоанализ представляет собой не только разновидность медицинской практики (свободные ассоциации, толкование сновидений, перенос,
знаменитая кушетка и т.д.), но также разработанную теорию, которая направляет практику. Наряду с теоретическими обобщениями медицинского опыта эта теория включает в себя общую психопатологию и общую психологию, тогда как вершиной теории является «метапсихология», те. ряд идей, дающих общую картину человеческой природы, разновидность философской антропологии. Применение этих идей за пределами медицины
(так называемый прикладной психоанализ) предполагает принятие ме тапсихологии в качестве такого рода антропологии. Особенностью психоанализа в сравнении с другими направлениями психологии является интерес к прошлому индивида сегодняшние невротические симптомы вызваны давними вытесненным в бессознательное опытом. Интерес историков к психоанализу определяется уже тем, что он также обращен к прошлому и неслучайно получил название генетической психологии чтобы исцелить пациента, необходимо найти истоки невротических симптомов.
Конечно, даже далекий от психоанализа ученый может признавать эвристическую ценность тех или иных гипотез Фрейда, не принимая его учение в целом. Нов таком случае он должен четко представлять себе, что употребляя понятие бессознательное, он делает это в томили ином значении это понятие появилось задолго до психоанализа и нередко сме
5
Сходными оказываются и некоторые онтологические предпосылки.
Вслед за Аристотелем и его античными последователями, Вильгельм фон
Гумбольдт относил причины истории к трем категориям природе вещей, человеческой свободе и случаю. Причины болезни оказываются точно такими же, хотя о природе вещей медики говорят чаще, чем о свободе. Если сравнить различные спекулятивные построения античности, тони мир идей Платона, ни атомизм Демокрита не годятся (по крайней мере, непосредственно) для описания того мира, с которым имеют дело историки врач. Можно согласиться с Полем Вейном, который писал история расположена в том мире, лучшим описанием которого по прежнему является аристотелизм: это — конкретный реальный мир, населенный вещами, животными и людьми, где люди чего то хотят и что то делают, но делают далеко не все, чего хотят. Историки врач применяют законы
(суждения с квантором всеобщности) к конкретному случаю, общее и индивидуальное встречаются в особенном, которое не сводится к общему без остатка. Разумеется, речь идет не о неповторимой индивидуальности явлений если бы реальность состояла из такого рода монад, то невозможно было бы не только научное исследование, но и повествование.
Слово психоанализ зачастую употребляется сегодня для обозначения самых различных практик психотерапии и соответствующих им теорий. В современной России им пользуются люди, которые на Западе немедленно столкнулись бы с судебными исками, поскольку медицинская корпорация там достаточно влиятельна и сильна, а потому воспрещает лечить шарлатанами всякого сорта целителям. В области врачебной практики психоанализ неравнозначен психотерапии вообще, поскольку в последней сегодня ведут спори конкурируют десятки учений поведенческая терапия, гештальт терапия или НЛП опираются на иные, чем психоанализ, теории (скажем, бихевиоризм есть основа поведенческой терапии).
Несмотря на появление такого рода конкурентов, психоаналитики остаются своего рода элитой среди психотерапевтов (и врачей вообще, новы сокие гонорары предполагают длительную и дорогостоящую подготовку:
после окончания медицинского факультета (7 лет) нужно 4—5 лет учиться в психоаналитическом институте необходимо пройти курс дидактического психоанализа (Lehranalyse). Психоанализ передается от учителя куче нику, чтобы успешно лечить, врач должен исцелиться сам, обнаружить у себя все те комплексы, которые он в дальнейшем будет находить у паци
1
Veyn P. Comment on ecrit l’histoire. Paris: Seuil, 1978. Р. 147.
4




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница