Исторический характер представлений о культуре



страница1/63
Дата17.01.2018
Размер5.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Раздел 1

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Исторический характер представлений о культуре
В обыденном понимании «культура» чаще всего выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, культу­ру речи, культуру поведения, физическую культуру, образо­вание, религию, науку и т. п. Несомненно, в этих представле­ниях отражаются определенные элементы культуры. Разно­образие словоупотребления таково, что порой возникает со­мнение: можно ли вообще свести понимание культуры к како­му-либо единому смыслу? В наши дни о культуре и пишут, и говорят, раздаются призывы к ее возрождению, обновлению, к созданию условий для ее подъема. Поэтому важно изначаль­но правильно понимать смысл этого термина. Культурология использует понятие культуры, раскрывающее сущность бы­тия человека и изучает не только культуру в целом, но и раз­личные, часто весьма специфические, сферы культурной жиз­ни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с ант­ропологией, этнографией, психологией, социологией, эконо­мической теорией, лингвистикой и т. п., являясь комплексной гуманитарной наукой. Культурология сравнительно молодая наука. Она сформировалась в научную дисциплину лишь в XX столетии. Но культура как предмет изучения стала привле­кать к себе внимание начиная с XVII в. Это не значит, что ра­нее не существовало представлений о культуре. Для европей­ской школы культурологии наиболее важны основные этапы развития культуры, которые оказали влияние на ее формиро­вание, т. е. античность, средневековье, Новое время.

В понятии «культура», заложенном во времена римской ан­тичности, подчеркивается первоначальное понимание этого слова, связанное с осознанной жизнедеятельностью челове­ка — обработкой и возделыванием земли. В процессе освое­ния окружающего пространства человек не только приобре­тал знания о мире, но и передавал их другим поколениям, уча-

ствовал не только в изменении природной среды, но в процес­се воспитания, образования. Это составляет содержание куль­туры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного социального опыта во взаимоотношениях с природой.

Однако человек не только видоизменял природу. Ощущая себя в неразрывном с ней единстве, он поклонялся ей, поэто­му «культура» — это еще и почитание, поклонение, культ ду­ховного (прежде всего религиозный культ).

Античность явила нам особый тип культуры — полисной. Полис — город-государство с небольшим количеством жите­лей, являвшихся его гражданами. Это означало, что город и жители представляли единое целое. Подчиняясь городским законам, выполняя ежедневные обязанности, участвуя в об­щественной жизни, в культовых церемониях, человек форми­ровался как личность. Термин «пайдейя» (греч.) означал и об­разование, и воспитание, и следование традициям, и преем­ственность. Греки создали такую систему образования, кото­рая позволяла ученику реализоваться, воспринять и взрас­тить в себе гражданские и военные добродетели, совершен­ствоваться духовно и физически. Это составляло суть образо­вательного процесса, который являлся одновременно и подго­товкой к общественной жизни. Творцом полисной культуры был человек. В этой обращенности к нему и проявилась гума­нистическая направленность всей античной культуры.

Цель античной культуры — развить в человеке эстетичес­кое чувство и разумность, чувство меры и справедливости, чувство единства с природой и богами. Природа была глав­ной, неотъемлемой частью космоса, включающего в себя и богов, и людей. Этим объясняется космологичность античной культуры.

С разрушением полиса прогрессировала дисгармония меж­ду человеком, социумом и миром природы: разрушился социо-природный порядок, возникло ощущение одиночества челове­ка в мире, его зависимость от неподвластных и высших сил и потребность в чуде как в спасении. Меняется и смысл, и по­нимание культуры. Средневековая культура, противопоста­вившая политеизму монотеизм, культивировала высокую ду­ховность, аскетический идеал, знание, опирающееся на Биб­лию, и веру в Бога как единственное средство спасения от чувства неуверенности. Христианские добродетели, принцип

божественного творения способствовали смене космологизма на иррационализм, мистику и персонализм. Христианский бог — Бог-творец, сообщал миру его смысловую значимость. Перед человеком открылся неведомый ранее мир: мир боже­ственный. Познать такой мир можно только через любовь, да­руемую Богом: любовь к ближнему. Человеку открылись со­всем не рациональные измерения — вера, надежда, любовь, добро. Слабость человека как земного существа преодолима посредством воспитания его духовной силы, веры и любви. Поэтому целью культуры было воспитание, культивирование нового понимания человека как уникального божественного творения, имеющего бессмертную душу. Новое понимание культуры способствовало иному пониманию смысла жизни человека: счастье не в познании себя, а в познании Бога. Сво­бода заключается в свободе выбора, а совершенствование лич­ности — в умении преодолевать себя, свои слабости. Культу­ра начинает осознаваться как средство постоянного духовного совершенствования человеческой личности.

В новое время, с новым расцветом философии, появляются различные философские теории культуры, в которых переос­мысливаются античное и средневековое понятия культуры. Новое знание и миропонимание отнимают у религии моно­польное право на истину о мире и человеке. Роль разума и его возможности позволяют осознать независимость человека как творческой личности. Это приводит к вопросу выработки иде­алов человеческого бытия, т. е. образа жизни, стремление к которому должно определять задачи общественных сил, бо­рющихся за социальный прогресс. Соответственно, возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого мо­жет быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разу­ма и духовного мира. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения этого понятия. На первых по­рах смысл идеи, воплощенной в понятии «культура», имел не слишком ясный характер. Первоначально культура понима­лась с гуманистических позиций, представлялась как духов­ная сторона общества.

Просветители осознали противоречие между природой и культурой. В концепции Ж.-Ж. Руссо культура осмыслива­лась как разделяющая человека и природу. Самое интересное

заключалось в том, что автор противопоставлял «культурным народам» первобытные как более «чистые» и нравственные. Немецкий просветитель И. Гердер понимал культуру как ис­торическую ступень совершенствования человечества.

Аналогичных взглядов придерживался В. Гумбольд, ут­верждавший, что культура есть господство человека над при­родой.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант называл культурой совершенство разума. В концепции И. Фих­те культура понималась как свобода духа.

Философия позволяет познать мир с иных позиций, разви­вает учение о культуре как о синтезе науки, искусства, исто­рии, права, философии. Формируются главные вопросы тео­рии культуры: вопрос о соотношении целей и смысле истори­ческого развития общества и человека, приоритетах в культу­ре. По-новому переосмысливается предыдущий культурный опыт человечества, возрастает интерес к истории и к народ­ному творчеству, познанию других культур. Многочисленные путешествия и научные открытия расширяют мировоззрен­ческие горизонты. Появляется целостное восприятие культу­ры. Однако тогда же осознается невозможность гармоничес­кого существования природы и культуры как «второй приро­ды» (по определению Г. Гегеля), мира и человека. Возникает стремление рассмотреть культуру как процесс развития духа, в котором противоречия между природой и культурой являет­ся необходимыми и неизбежными. Постепенно, рассматри­вая культуру в контексте ее исторического развития, роль ис­торизма становится определяющей (работы Ж.-Ж. Руссо, Дж. Вико, И. Гердера). Английский этнограф Э. Тейлор отож­дествлял культуру с цивилизацией, в самом широком понима­нии культуры, т. е. ее целостности. Английский социолог Г. Спен­сер понимал общество и культуру как единый организм.

Эту мысль продолжил О. Шпенглер, описывая циклы раз­вития культуры как живого организма. Английский антропо­лог Б. Малиновский тоже утверждал, что культура есть еди­ная, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы (орга­низма) функцию. Целостность культуры рассматривается и с позиций единства культуры и человека: человек — свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщен­ная к сфере ценностей и культуре как выражению гуманисти-

ческого своего предназначения (И. Кант). По мнению немец­кого философа Э. Кассирера, культура — символическая все­ленная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятель­ность. Культура — это процесс, самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать собствен­ный идеальный мир, а язык, религия, искусство, наука и фи­лософия выступают как фазы этого процесса. Складывается «классическая модель культуры» с ее ориентациями на гума­низм, историзм, рационализм. Ее дополняют философия ро­мантизма (Шеллинг), положившая начало систематическому изучению культуры, начиная с прошлых веков, и работы Г. Ге­геля, который обосновывает важнейшие черты культуры, ее общественный характер. В Новое время культура понимается как предметно-практическая деятельность человека, социума, как особая специфическая сфера их творчества.

Постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: реальная историческая действительность показала невозможным преодоление противоречия между прогрессом общественного развития и гармоническим суще­ствованием человека в мире. Торжество разума, науки, тех­ники, рационализма делают проблемным понимание гуманиз­ма, свободы, нравственности. В противоположность рацио­налистическому пониманию развития культуры появляются иррациональные, аппелирующие к страстям, инстинктам: они сильнее разума и им принадлежит роль «двигателя» мировой культуры и истории. Возникает новое понимание истины — не в разуме, а в бессознательном и подсознательном (работы Ф. Ницше, 3. Фрейда). Происходит размежевание понятий культуры и ценностей. По мнению Ф. Ницше, культура обре­тается только на пути познания как освобождения от приня­тых ценностей, от иллюзий, которые содержат наука и рели­гия, а человеком движет только воля к жизни.

Далее современные теории культуры дополняют неокан­тианцы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер и др.), ко­торые, в противоположность Ф. Ницше, разрабатывают цен­ностный подход к пониманию культуры. Культура — это не только то, что существует, но и то, что имеет для нас значе­ние. Те значения, которые помогают определить значимость окружающего мира, есть ценности. Человек в своем культур­ном развитии ориентируется на эти ценности, они придают смысл предметному и духовному миру.

В XX в. проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или под сильным воздействием философии. Философия и теория культуры часто весьма тесно переплетаются. Переход от философии культуры к культуро­логии проходил как осознание кризиса культуры, невозмож­ности гармонии человека и природы, отказ от поиска рацио­нальных оснований этой гармонии.

Поиски новых смыслов культуры не прекращаются и в наши дни, из чего можно сделать вывод, что понятие «культура» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя.

Каждая культура неповторима и каждая создана опреде­ленным отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные миры и различные способы творческой самореализации человека. Это обогащает нас новым знанием и новым опытом.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница