Историческая лексикология русского языка



Скачать 253.63 Kb.
страница1/13
Дата25.01.2018
Размер253.63 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ,

СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФИЛЮ (НАПРАВЛЕННОСТИ)



«Философская антропология, философия культуры»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Философская антропология

Тема 1.1. Философская антропология как область философского знания.

Философская антропология как наука о сущности и сущностной структуре человека. Проблематизация человека. Философские определения человека. Поиск «человеческого измерения» ключевых философских проблем. Современная философская антропология как выражение стремления к интеграции философского знания и ответ на жизненную потребность человека в мировоззрении.

Структура философско-антропологического знания: основы философской антропологии, социально-историческая, структурная, культурная и педагогическая антропологии как «ветви» общего знания о человеке. Методологическая специфика философской антропологии: поиск исходного представления о человеке как основы для объяснения его бытия в мире, социума и культуры.
Тема 1.2. Антропологическая тема в античности

«Человек разумный» как достижение греческой философии. Забота о себе в античной философии. Человек как политическое животное.

Человек как мера всех вещей. Проблема человека как рубеж сократической философии. Антропологичность философии Сократа (Э. Кассирер). Самопознание. Философия Сократа как размышление разумного человека об общеобязательном законе добра (В. Виндельбанд). Образ человека у киников и киреанаиков. Антропологическая этика. Мотивы и цели человеческого поведения.

Человеческая душа у Платона. Разум, воля и страсти. Антропология Аристотеля. Человек как случай (Б. Грейтхойзен). Человек как вещь среди вещей (М. Бубер). Общественная природа человека.

Эллинизм и антропологические идеи. Стоическая антропология и этика. Человек и природа: гармония и моральная независимость. Эпикурейская версия человека. Человек-гедонист.
Тема 1.3. Образ человека в средневековой философии

Христианская версия человека. Истоки персоналистской традиции. Соединение теоцентризма и антропоцентризма. Самоценность человека и освобождение его от природы. Проблема человеческой природы. Греховность и святость. Тело. Проблема свободы. Проблема страдания.

Теоцентризм и образ человека. Византийская антропология и богословская проблематика. Антропологическая концепция Августина Блаженного. Концепция Фомы Аквинского.

Тема 1.4. Возрожденческий идеал человека

Антропоцентризм. Проблема индивидуальности. Двойственность свободы. Открытие мира. Возвышение личности (Я. Буркхард, В. Дильтей, Э. Кассирер, Й. Хейзинга). Персоналистская традиция европейской культуры. Возрожденческий индивидуализм и стихийное самоутверждение человека. Отсюда свободное и независимое отношение к средневековой ортодоксии. Поэтический характер антропологизма.

Обожествление человека. Абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Видение человеческой природы как незавершенной возможности. Продвижение к личности. Проблема гуманизма. Проблема человеческой природы.
Тема 1.5. Человек в философии и культуре Нового времени. Эпоха просвещения: открытие субъекта.

Паскаль: опыт трагического бытия. Человек и беспредельность. Самообладание личности. Бездомность посреди бесконечности. Человек как «мыслящий тростник».

Человек во вселенной. Счастье человека. Учение Б. Спинозы. Проблема самосознания. Душа и тело в философии Декарта и Спинозы.

Верховенство разума. Проблема человеческой природы. Т. Гоббс: идея равноправия. Дж. Локк: моральные принципы и человеческая природа. Неизменность человеческой природы.

Образ человека эпохи реформации. Ломка ценностных ориентаций. Труд как судьба, как призвание человека. Свобода и бессилие человека. Культ добродетелей. Дух и плоть в протестантской антропологии.
Тема 1.6. Человек в немецкой классической философии. Романтический идеал человека

Антропологический проект И. Канта. Человек как родовое существо и гражданин мира. Природа человека.

Человек и история. Идея прогресса. Г.Э. Лессинг: мысль о единстве человеческого рода. Учение о прогрессе человечества И.Г. Гердера. Философско-антропологическое сознание эпохи Просвещения.

Отношение сознательного и бессознательного у Шеллинга. Антропология и панлогизм в системе Гегеля. Свобода и опыт признания. Рождение «я». «Я» и «Ты» у Л. Фейербаха.

Романтическое восприятие человека, его отличие просветительского. Человек как природное или социальное существо. Отождествление человеческого бытия с социальным. Человек как особый род сущего. Свобода как феномен. Человек как макрокосм.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница