Истоки переживаний



Скачать 328.15 Kb.
страница1/4
Дата30.07.2018
Размер328.15 Kb.
  1   2   3   4

ИСТОКИ ПЕРЕЖИВАНИЙ


Скопинцев А.Г.

www.o600000.narod.ru



Пять уровней потребностей. – Либидо или психическая энергия желаний. – Субъект и объект желаний. – Наслаждение. – Одиночество и его истоки. – Игуль и йошер. – Страдание. – Альтруизм и эгоизм.

Мы часто наблюдаем, как вызывающие нервное возбуждение ситуации по-разному воздействуют на различных участников или как вещи, которые одним безразличны или могут быть приятны, другим внушают величайшее отвращение, например лягушки, змеи, мыши /19-165, 21-420/. Люди с высокой личностной тревожностью реагируют даже на нейтральные стимулы беспокойством, тревожностью, страхом /15-006/. На эту проблему в медицине есть замечательный ответ. Говорят: «х в задаче – это предрасположенность». Теория Фрейда о предрасположенности исходила из наличия нарушения в сфере эротики. И душевные травмы, которые имеют якобы болезнетворное действие, есть не более чем толчок к тому, чтобы проявилось нечто ранее не осознававшееся, а именно – существенный эротический конфликт /04_401/. Юнг пишет: »Часто задают вопрос: почему именно эротический конфликт должен быть причиной неврозов, а не какой-либо другой? На это следует ответить: никто не утверждает, что так должно быть; однако оказывается, что часто бывает именно так. Тем самым вовсе не утверждается, что эротика и нарушения в ее сфере являются единственными источниками неврозов. Нарушение в области любви может иметь вторичную природу и быть обусловленным более глубокими причинами. Сегодня, например, можно было бы легко выдвинуть политическую теорию невроза, поскольку современный человек снедаем во многом политическими и экономическими страстями, по отношению к которым сексуальное – лишь незначительный пролог /07061207/. Возможно, что при ближайшем рассмотрении политическое окажется лишь предвестником еще более глубокого религиозного потрясения /07070401/. Находясь в круговороте этих господствующих течений эпохи человек, не осознавая этого, переживает их в виде своего внутреннего конфликта».

Каббалистическая методика Лайтмана в качестве источников переживаний рассматривает пять уровней потребностей, неудовлетворенность которых приводит к дисгармонии духовного мираi: биологические потребности /02_240, 25-3/, материальное благополучие, стремление к богатству /38-04, 43-07/, обладание властью, почетом и славой /42-01, msk21/, стремление к знаниям /07080901/, духовное просвещение, стремление постичь смысл жизни /msk01/.

При этом потребность к власти имеет два подуровня – низший и высший. Низший подуровень совместно с биологическими и материальными потребностями составляют основу обыденного мировоззрения человека (бытовой уровень его притязаний, массовую культуру общества). Высший подуровень стремления к власти совместно с научными и духовными потребностями составляют основу высших человеческих ценностей. Это согласуется с высокопороговой теорией американского ученого Г. Блэквелла («теория высокого порога»). Основой этой теории является положение о существовании сенсорного порога, локализованного достаточно высоко, чтобы спонтанные возбуждения, в случае если они возникают в сенсорной системе, не могли превысить этот порог и вызвать ощущение.

Потребности вышележащего уровня доминируют и определяют приемлемую форму удовлетворения потребностей более низких уровней /01_019, 02-110/. Рисунок изображает их иерархию посредством символики игральных карт, где биологические потребности - (черва); деньги, деловая активность – (бубны); власть, общественная служба – (трефы); знания – (пики); символ духовного – (круг или черная точка).

Рисунок Иерархия потребностей

Человек в некоторой степени понимает желания того уровня, на котором находится он сам, а также желания всех нижележащих уровней. Понять проблемы вышележащего уровня человек не способен. Например, маленький ребенок сначала стремится к удовлетворению своих потребностей, не понимая затруднительного финансового положения семьи. По мере взросления он получает представление о деньгах, но пока не может понять родителей, занимающихся недоходной, но социально-значимой работой (предположим, учитель в школе). Приступив к социально-значимой работе он не видит для себя смысла в научной деятельности и т.п.

Поэт с Вельможею затеял суд,

И на него просил у Зевса он управы.

Обоих велено представить для расправы.

Пришли: один и тощ и худ,

Едва одет, едва обут;

Другой весь в золоте и спесью весь раздут.

«Умилосердися, Олимпа самодержец!

Тучегонитель, громовержец! —

Кричит Поэт.— Чем я виновен пред тобой,

Что с юности терплю Фортуны злой гоненье?

Ни ложки, ни угла: и всё мое именье

В одном воображенье;

Меж тем, когда соперник мой,

Без выслуг, без ума, равно с твоим кумиром,

В палатах окружен поклонников толпой,

От роскоши и неги заплыл жиром».—

«А это разве ничего,

Что в поздний век твоей достигнут лиры звуки? -

Юпитер отвечал.— А про него

Не только правнуки, не будут помнить внуки.

Не сам ли славу ты в удел себе избрал?

Ему ж в пожизненность я блага мира дал.

Но верь, коль вещи бы он боле понимал,

И если бы с его умом была возможность

Почувствовать свою перед тобой ничтожность,—

Он более б тебя на жребий свой роптал»



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница