Источник любой добродетели – Бог



Скачать 149.5 Kb.
страница1/3
Дата23.07.2018
Размер149.5 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3


Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени
кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творе­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог пред­назначил нам исполнять. (Еф.2:10)
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Добродетель

Определение

Свящ. Писание

Условия стяжания

Примеры

Плоды

Прочее: степени, связь, образы

Вера

Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу.

Мф.16:24Мф.21:21-22Откр.3:20

Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям.


Праотец Авраам 

Апостол Андрей Первозванный 

Благоразумный разбойник 

Первомученик, архидиакон Стефан



Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается  участием в Таинствах (Исповеди  и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия.

Воздержание

Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.

Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания».



1Кор.6:121Кор.9:25Лк.1:14-16Мф.11:11Гал.5.24

Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности.

С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.



Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Герасим Иорданский



Тело должно покориться душе, а душа — духу.

Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

Жертвенность

Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение.

Мф. 25:40-451Кор. 10:241Кор. 13:3

Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце.

Праведная Марфа

Праведный Иоанн Кронштадтский



Любовь как главное сокровище сердца.

Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога.

Кротость (простота, незлобие)

 


Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.

Мф.5:5Мф.11:29Иак.3:17Флп.4:5Пс.24:9

Послушание.

Испрашивание помощи у Бога.

Самоукорение.


Преподобный Павел Препростый

Святитель Спиридон Тримифунтский



Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Терпение оскорблений и гонений.

Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.



Любовь

(Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.

Гал.5:22-23 1 Ин.4:7-1620–21 1 Ин.5:3Лк.10:27Ин.14:23,15:9-176:24

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».Преподобный Амвросий Оптинский.

Апостол Иоанн Богослов

Преподобный Силуан Афонский

Праведный Алексий Мечев


Жертвенное служение Богу и людям.

Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха).

Плод любой добродетели – умножение любви.


Христианская любовь – деятельная и жертвенная.

Милосердие и Милостыня

Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды.

Деятельное проявление милосердия.



Мф.5:7Мф.6:3

Мф. 19:21

Мф.25:31-40Мф. 26:9

Мк. 14:5

Лк.6:36Лк.10:30-37

Лк. 14:13

Лк. 16:20

Лк. 19:8

Ин. 13:29

Деян. 4:34

2 Кор.9:6Пс.40:2.

Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

Праведный Филарет Милостивый

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Иоанн Милостивый


Милосердие – лекарство от эгоизма.

Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру.

Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст.


Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда. 

Молитва

Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим.

 


Мф.6:6Мф.1:35Мф.7:7Мф.15:8Мф.26:39Лк.6:12Деян.13:2-3

Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд.

Преподобная Мария Египетская

Святитель Григорий Палама

Праведный Иоанн Кронштадский

Преподобный Серафим Вырицкий



(Матерь добродетелей).

Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним.  



Молитва – барометр духовной жизни.

Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная.

Молитва является зеркалом духовного возрастания. 


Надежда

Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас.

Главным предметом христианской надежды является вечное спасение.



Пс. 32:20-22Рим.8:24-25Лк.12:22-32

 


Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святая царица-страстотерпица Александра



Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.

Надеждой гордый может быть  смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен.



Надежда имеет своим основанием веру.

Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.



Нестяжание

Удовлетворение себя (одним) только необходимым.

Пс.61:11Мф.6:25-2631-33 Мф. 19:23Лк.12:33-34Ин.15:5

 Любление евангельской нищеты.

Преподобный Нил Сорский

Блаженная Ксения Петербургская

Новосвященномученик Фаддей Тверской


Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Исторгается из сердца страсть к наживе.

 


Покаяние

Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.

Мф.3:2Мф.4:17Мк.6:12Деян.2:382:21

Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним)

Авва Сисой Великий

Апостол Петр

Царь и пророк Давид

 


Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов.

Переход на качественно иной образ мыслей.



Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу.

Послушание

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию.

В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией.



Лк.16Ефес.4:11-12Быт.22:1-18Мф.26:39Ин.6:38Фил.2:6-8Деян.4:19

Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость).

Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность.

Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам.


Исаак при жертвоприношении Авраама

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Акакий Синайский

 


Приходит внешний порядок жизни.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.



Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным.

Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою.


Правда

Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду.

 


Притч. 21:3Пс. 4:6 Пс. 10:7 Пс. 30:24Пс. 131:9 Мф. 5:6 Мф. 5:10Еф. 4:25

 


Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заведи Бога.

Святитель Николай Чудотворец

Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Максим Исповедник



Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст).

Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин).

Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит).


Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие.

Рассуждение

Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией.

2Пет.1:5Пс.78:16Притч.2:3-5

1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения.

Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю.



Святитель  Иоанн Златоуст

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Феофан Затворник

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

 

 


Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.

Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

 


Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость.

Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред.

 

Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль.



Ревность

Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли.

Исх.30:3-5Пс.36:8Пс.68:10Рим.10:2

Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним.

Пророк Иеремия,

Праведный Иоанн Кронштадтский,

Преподобный Иосиф Волоцкий

Новосвященномученик Иоанн Рижский



Отвага, усердие,  душевная сила и телесная старательность.

С ослаблением ревности приходит теплохладность.



Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).

 


Святость(обожение)

Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу.

Лев.11:441Пет.1:15Мф.5:48

Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.

Преподобный Серафим Саровский

Святитель Иоанн Шанхайский



О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества.

Три степени: освящение, просвещение, усовершение.

Скромность

Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги.

Рим. 12:3

 

 

 



 

 

1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах. 3. Телесные труды.



Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Александр Свирский



Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают.

Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа.

Смирение и смиренно-мудрие




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница