Исследовательский практикум дисциплины «Методология и методика социологического исследования» как форма интерактивного обучени



Скачать 249.11 Kb.
страница1/8
Дата14.05.2018
Размер249.11 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Масленников Е.В.1

кандидат философских наук, доцент

социологический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

(ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СОЦИОЛОГИЯ»)
Аннотация. В статье в дидактическом аспекте представлены основные этапы разработки и практической реализации исследовательской концепции в учебном студенческом проекте теоретико-прикладного социологического исследования с применением теоретической типологии из выбранной теоретической основы (теории).

The summary: in article in didactic aspect the basic development cycles and are submitted to practical realization of the research concept in the educational student's project of theory-applied sociological research with application of theoretical typology from the chosen theoretical basis (theory).

Ключевые слова: Студенческий исследовательский проект как форма интерактивного обучения; этапы разработки и реализации исследовательской концепции в учебном студенческом проекте теоретико-прикладного социологического исследования.

Key words: the student's research project as the form of interactive training; development cycles and realizations of the research concept in the educational student's project of theory-applied sociological research.

Образовательные интерактивные технологии определены организаторами прошедшей в 2013 г. Четвертой конференции "Интерактивное образование" как собирательное название для педагогических методик, которые обеспечивают образовательный эффект, включая обучающихся в совместную деятельность по заданным преподавателем правилам. Это очные и дистанционные деловые и ролевые игры, учебные проекты, многопользовательские симуляторы, среды совместной работы с образовательным содержанием2.

В данную совокупность педагогических методик входит и разработка учебных студенческих исследовательских проектов, предполагающих совместную деятельность обучающихся по заданным преподавателем правилам и заданиям в ходе групповых аудиторных и самостоятельных практических занятий, направленных на освоение содержания дисциплины «Методология и методика социологического исследования» (ММСИ).

На примере учебной работы студентов по данной дисциплине, опираясь на многолетний личный опыт её преподавания, рассмотрим учебно-методические особенности организации и применения студенческого исследовательского проекта как формы интерактивного обучения, используемой в учебном процессе по направлению подготовки «Социология».

Дисциплина ММСИ предполагает одновременно с теоретическим обучением студентов проведение сопровождающих практических занятий в ходе Практикума. Студентам читается лекционный общий курс ММСИ3. На практических занятиях по ММСИ в ходе самостоятельной работы конкретизируются и закрепляются знания, получаемые студентами в ходе лекционного курса, вырабатываются необходимые умения и навыки по применению этого знания.

Проведение практических занятий (в рабочих группах по 2-3 студента) в ходе интерактивного практикума по ММСИ предполагает проблемную постановку и развертывание студенческих учебно-исследовательских проектов по индивидуально выбираемым актуальным темам на основе системы типовых и индивидуальных заданий преподавателя в соответствии с выбранным видом исследования. Индивидуально-групповая форма работы со студентами на Практикуме позволяет сочетать выработку в рабочих группах навыков совместной творческой деятельности и формирование умения индивидуально защищать и обосновывать решения, принимаемые в соавторстве в ходе разработки учебно-исследовательского проекта.

Далее приведем основные этапы разработки программы теоретико-прикладного социологического исследования, лежащей в основании самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов по составленной ими теме проекта.


Каталог: media -> publications -> article
article -> О. А. Сапрыкина Кафедра иберо-романского языкознания Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме
article -> Дистанция в отношениях
article -> О саморегуляции в контексте концепции Л
article -> Семинарии учебная дисциплина «Православие и русская литература»
article -> Зимин А. И., Зуйков В. С., Мишарина И. К., Цветкова Г. А. Очерки истории русского культурно-исторического и национального самосознания. – Тольятти, 2005. – 338 с
article -> Содержание история зарубежной философии
article -> Эволюция поведения привязанности в разных социальных слоях современной России
article -> Адаптация иностранных студентов подготовительных факультетов отечественных вузов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница