Исследовательская работа Языковая картина мира человека Античности в героической поэме Вергилия «Энеида»



Скачать 439.2 Kb.
страница1/12
Дата04.06.2018
Размер439.2 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Многопрофильная школа № 1220"

(Северо-Восточный административный округ)

Исследовательская работа
Языковая картина мира человека Античности

в героической поэме Вергилия «Энеида»

Автор: ученица 9 класса «Г»

Колодий Оксана

Научный руководитель:

к. п. н. Оганян Л. В.

Москва


2017-2018

Оглавление



Введение…………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы исследования………………………………...

7

1.1.

Картина мира в свете современных когнитивных исследований………..

7

1.1.1.

Понятие языковой картины мира………………………………………….

8

1.1.2.

Методы исследования. Концепт. Концептуальный анализ……………..

10

1.2.

Исследование картины мира человека отдаленной исторической эпохи.

12

1.2.1.

Особенности представлений древних людей…………………………….

13

1.2.2.

Картина мира человека в Античности…………………………………….

14

Глава II. Общая характеристика материала исследования и культурно-исторических условий его создания…………………………………………….

16


2.1.

Римская поэзия эпохи Августа…………………………………………….

16

2.2.

Римский эпос как особый жанр литературы…………………………….

17

2.3.

Творчество Вергилия……………………………………………………….

19

Глава III. Особенности картины мира человека Античности в эпосе «Энеида» Вергилия……………………………………………………………….

20


3.1.

Анализ «Энеиды» Вергилия как литературного памятника Рима классической латыни……………………………………………………….

21


3.1.1.

Сюжет поэмы………………………………………………………………..

21

3.1.2.

Историческая основа «Энеиды»…………………………………………..

25

3.1.3

Художественная действительность……………………………………….

26

3.2.

Анализ концептов, составляющих языковую картину мира «Энеиды» Вергилия…………………………………………………………………….

27


3.2.1

Концепт «рок»………………………………………………………………

27

3.2.2

Концепт «боги»…………………………………………………………….

29

3.2.3.

Концепты «Элизиум/Тартар»………………………………………………

31

Заключение…………………………………………………………………………

33

Список использованной литературы……………………………………………..

35


Введение

На протяжении всей своей жизни у человека в результате познавательной деятельности складывается свое представление о мире, формируется модель мировоззрения, специфическое восприятие мира, зафиксированное в языке. У представителей разных эпох, народов, социальных и возрастных групп, разных областей научного знания формируются различные концептуальные картины мира.

«Картина мира» представляет собой сложное, многоаспектное и исторически изменчивое явление. В нашей работе нами взято за основу более узкое определение «картины мира» – это «исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности» [24, c. 150], иными словами, «языковая картина мира».

Настоящая работа посвящена исследованию языковой картины мира в тексте отдаленной исторической эпохи. Представления человека прошлого, находящие отражение в языке, дают возможность восстановить картину мира носителя данного языка. Картина мира имеет свою специфическую репрезентацию в языке на любом этапе его развития. Изучение картин мира, типичных для носителей более ранних цивилизаций, является одним из наиболее перспективных направлений в современной лингвистике, так как «открывает неисчерпаемые возможности для обнаружения древнейших когнитивных процессов», [28, с. 52].



Материалом исследования является текст художественного произведения – «Энеиды» Вергилия, национального эпоса Римского народа. Рассматриваемое сочинение было написано в I веке н. э, между 29-19 гг. Выбор материала исследования обусловлен его высокими литературными достоинствами, принадлежностью к сокровищнице мировой культуры. На наш взгляд, несомненный интерес представляет отражение «картины мира» в обыденном сознании отдельных представителей эпохи Античности, их оценка современных им событий, легендарных и исторических лиц, мотивы и цели, запечатлённые в тексте «Энеиды».

К исследованию также привлекались данные лексикографических источников исторического и культурологического характера, а также энциклопедий по этике, эстетике, истории и литературе указанного периода.

Исследование выполнено в русле когнитивного подхода (лат. cognitio восприятие, познание), относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний, который в настоящее время приобретает все большую актуальность. Работа является не только лингвистическим, но также лингвокультурологическим и лингвострановедческим исследованием, так как невозможно выявить и рассмотреть компоненты, формирующие картину мира человека любой исторической эпохи, не принимая во внимание культурно-исторические условия. Анализ их необходим для выявления факторов, воздействующих на формирование отношения автора к окружающей действительности. Отражение политической и духовной истории народа в языке исследовалось многими учеными, в частности, отмечается в трудах К. Фосслера [8], Э. Кассирера [20] и Г. Гийома [15], и именно этот фактор является важнейшим в формировании языковой картины мира, закрепленной в сознании человека определенной исторической эпохи и отраженной в художественных произведениях данного периода.

Актуальность представленной работы заключается в применении методов когнитивной лингвистики, которая изучает познавательные процессы, связанные с языком (знания закреплены за языковыми единицами) и лингвокультурологии к материалу текстов отдаленной исторической эпохи.

Основная цель настоящего исследования заключается в реконструкции языковой картины мира эпохи Античности. Древняя картина мира, относящаяся к любой цивилизации, представляет собой сложное образование, и при попытке ее воссоздания следует брать за основу положение когнитивной лингвистики и лингвокультурологии о взаимодействии языка и культуры, об изучении этнокультурной специфики картины мира рассматриваемой эпохи.

В соответствии с поставленной целью в нашей работе решаются следующие задачи:

1. провести анализ теоретической литературы о когнитивном подходе к изучению языковых явлений, взаимоотношении языка и культуры.

2. дать описание культурных и исторических условий, а также жанровых особенностей исследуемого произведения, повлиявших на формирование языковой картины мира.

3. выделить и систематизировать компоненты, составляющие картину мира человека эпохи Античности, выявить среди них наиболее значимые в рамках определённой исторической эпохи.

4. выявить культурно-специфические и исторически обусловленные элементы, отличающих картину мира человека эпохи Античности от современной картины мира.

Исследование проводилось на основе комплексного применения различных методов. В качестве основных методов анализа нами были выбраны:

• контекстный анализ (совокупность принципов, приемов и процедур, направленная на систематическое выделение и описание контекстов изучаемого явления); изучение контекста культуры;

• метод наблюдения и описания языковых единиц в тексте;

метод анализа культурно-исторических условий (с целью выявления факторов, воздействующих на формирование отношения автора к окружающей действительности);

• контекстуальный анализ (тип исследования, при котором наряду с индивидуальными признаками явления учитываются признаки контекстов, к которым относится явление), с учётом культурно-исторического контекста эпохи, то есть начала I века, времени творчества Вергилия.

В лингвистических исследованиях, посвящённых анализу картины мира в текстах отделенной исторической эпохи, ученые отмечают, что «для любого, направленного на историческую ретроспективу исследования, целью которого является воссоздание фрагмента «образа мира», неодолимая сложность заключается в невозможности непосредственного обращения к индивиду или коллективу, которому посвящается исследование» [41, с. 126]. Необходимо сказать, что ввиду специфики материала, невозможно изучить картину мира, её структуру, функционирование и способы реализации исключительно теми способами, которыми проводится анализ живого естественного языка, необходимо применять иные критерии исследования. Известно, что современный человек мыслит иными категориями, отличными от носителя мертвого (в данном случае, латинского) языка. Как отмечает А.Я. Гуревич, «каждая цивилизация отличается своим способом восприятия мира» [17, с. 120], а каждый язык формирует свои способы передачи оценки окружающей действительности.

Для того чтобы свести к минимуму влияние современного мировосприятия и современной культуры представляется необходимой интерпретация текста и запечатленной в нем картины мира в контексте культуры Античности, а именно I века н.э.

Материалы и результаты проведенного исследования являются практически значимыми, так как они могут быть использованы для выполнения исследовательских работ в области лингвокультурологии, лексикологии.


Каталог: media -> work
work -> «Основные тенденции в материальном и духовном выборе современной молодежи»
work -> Департамент образования города москвы
work -> 1. Цели и задачи освоения дисциплины
work -> 1. Цели и задачи освоения дисциплины
work -> «Вся правда о гаджетах. Добро или зло? Полезно или вредно? Играть или учиться?»
work -> «Новая модель социализации в условиях информационного общества как вызов общественному развитию»
work -> Департамент образования города Москвы
work -> Исследовательская работа по социологии «роль и значение рекламы в жизни современного общества»
work -> Проектная работа: «Политическая грамотность моего сверстника»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница