Исследование по оценке состояния гражданского общества на территории Костромской области



Скачать 428.82 Kb.
страница1/12
Дата16.08.2018
Размер428.82 Kb.
ТипАнкета
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Некоммерческая организация «Фонд развития местных сообществ»

Проект

в области исследования состояния гражданского общества в Костромской области и перспектив его развития



Аналитический отчет

Костромская область, апрель 2014





Цель проекта

Целью проекта в области исследования состояния гражданского общества в Костромской области и перспектив его развития является получение объективной (в т.ч. статистической) информации о текущем состоянии и динамике развития гражданского общества в Костромской области, необходимой для оценки реальной деятельности НКО Костромской области, в т.ч. ее содержании, организации, характере взаимоотношений с региональной властью и т.п. Информация, собранная в рамках проекта, должна способствовать принятию эффективных и обоснованных решений по развитию данного сектора гражданского общества в Костромской области



Объект исследования

Объектом исследования являлись:



  1. Руководители НКО Костромской области

  2. Население области в возрасте от 18 лет.

Инструментарий

Основу инструментария данного исследования составляет:



  1. Анкета массового опроса населения для выявления общественного мнения (15 вопросов, из них 8 закрытого типа, 2 полуоткрытых, 4 вопроса открытого типа, 1 вопрос в форме таблицы). См. Приложение Анкета 1.

  2. Анкета опроса руководителей НКО для выявления экспертного мнения. См. Приложение Анкета 2.

Выборка исследования

  1. Объем выборки респондентов массового исследования - не менее 600 человек, включая 67% - жители областного центра, 33% - жители районов. (Таблицы А, Б1 и Б2)

  2. Объем выборочной совокупности для экспертного опроса составил 20 респондентов. В опросе принимали участие руководители некоммерческих организаций различных сфер деятельности, имеющие значимый в данной отрасли опыт: взаимодействия с региональными органами власти, привлечения населения к деятельности НКО, работы с добровольцами и т.д. (Таблица В)

Выборка для массового опроса сформирована из респондентов от 18 до 70 лет по схеме стратифицированной выборки с организацией ступеней по территориальному принципу. На последней ступени отбора применена квотная выборка (квотирование по половозрастной структуре взрослого населения). При формировании выборок массовых опросов использованы данные Всероссийской переписи населения 2010 г. по Костромской области.

Данная выборка является репрезентативной по отношению к генеральной совокупности (население Костромской области без учета детского населения).





Населенный пункт

Кол-во респондентов













Кострома

400













Костромской р-н (пос. Сущево, Никольское, Шувалово)

40













Красное-на-Волге

20













Мантурово

20













Судиславль

20













Макарьев

20













Островское

20













Галич

30













Буй

30













Итого:

600














Таблица А. Выборка по районам




















Квоты для населения

г. Костромы:















 

18-29

30-49

50-59

60-70

Итого

Мужчины

43

89

39

31

202

Женщины

39

87

38

34

198
















400



















Квоты для населения районов области:







 

18-29

30-49

50-59

60-70

Итого

Мужчины

21

45

20

15

101

Женщины

20

43

19

17

99
















200


Таблицы Б1 и Б2. Половозрастное квотирование


Сфера деятельности НКО

Кол-во организаций

социальная работа и социальная защита

7

культура, досуг, туризм, спорт

5

правозащитная деятельность

3

Экология, защита окружающей среды

2

Здравоохранение, медицина, пропаганда здорового образа жизни

3


Таблицы В. Сферы деятельности НКО, руководители которых привлечены к опросу




Сбор первичной социологической информации

Сбор первичной социологической информации по населению осуществлен методом очного опроса по месту жительства, в том числе, с использованием карточек (наглядного материала анкетирования).

Сбор экспертных мнений осуществлен методом формализованного интервью

Период проведения

Исследование проведено в апреле 2014 года



Использованные сокращения

НКО – некоммерческие(ая) организации(ия)

КО – Костромская область

Приложение: Анкета 1



Приложение: Анкета 1



Приложение: Анкета 2



Приложение: Анкета 2



Приложение: Анкета 2



Приложение: Анкета 2





ГЛАВА I

ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ

Информированность населения о деятельности НКО

Известно, что осведомленность о том или ином явлении, событии или процессе является важнейшим показателем общественного отношения к нему. Слабая информированность, как правило, сопровождается либо неадекватным, искаженным восприятием данного явления или процесса на массовом уровне, либо затрудняет формирование какого-либо определенного отношения вообще.




Таблица 1.1 Информированность населения Костромской области о деятельности НКО


Исследование показало, что уровень информированности о деятельности некоммерческих организаций в Костромской области является невысоким. В той или иной степени информированными себя считают лишь немногим более трети респондентов, и при этом только 15% участников опроса подтвердили, что определенно знают об их деятельности. Более половины опрошенных по их утверждениям, ничего не знают и не слышали о деятельности некоммерческих организаций в регионе своего проживания. (См. Таблица 1.1)



Распределение ответивших на вопрос «Знаете ли вы или слышали о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций в Костромской области?», что «знают» или «слышали» – по возрасту, полу, уровню образования и роду деятельности укладывается в возможную статистическую погрешность.

Распределение по социально-демографическим характеристикам респондентов, знакомых с понятием НКО и "слышавших"

Знающие или слышавшие


Общая совокупность


Отклонение

18 - 29 лет

39

19%

123

21%

2%

30 - 49 лет

87

41%

264

44%

3%

50 - 59 лет

40

19%

116

19%

0%

60 лет и старше

44

21%

97

16%

-5%

Мужчины

104

50%

303

51%

1%

Женщины

106

50%

297

50%

-1%

Учащийся, студент

16

8%

44

7%

0%

Госслужащий, военнослужащий

20

10%

56

9%

0%

Специалист / инженерно-технический работник

64

30%

202

34%

3%

Рабочий

29

14%

99

17%

3%

Руководитель высшего или среднего звена 

11

5%

23

4%

-1%

Предприниматель, собственник бизнеса

5

2%

20

3%

1%

Пенсионер, работающий пенсионер

53

25%

124

21%

-5%

Безработный/временно не работающий, домохозяйка

12

6%

32

5%

0%

Высшее, несколько высших, ученая степень

46

22%

120

20%

-2%

Неоконченное высшее

16

8%

38

6%

-1%

Среднее, среднее специальное

94

45%

285

48%

3%

Начальное

54

26%

157

26%

0%


Таблица 1.2 Информированность населения Костромской области о деятельности НКО


Следует отметить, что вопрос задавался без подсказки или наводящих указаний, поэтому часть респондентов, ответивших, что слышит об общественных объединениях и некоммерческих организациях впервые, незнакомы именно с самими терминами. В ходе дальнейшего опроса выяснилось, что часть данной группы опрошенных, например, принимает участие в волонтерской деятельности, организованной общественными объединениями или некоммерческими организациями.

Ответившим на первый вопрос, что знают или слышали о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций в Костромской области, было предложено ответить на вопрос «Откуда Вы узнали о деятельности НКО?».


Таблица 1.3. Источник информированности о деятельности НКО

Основными источниками информированности населения, согласно полученным ответам, являются родственники и знакомые – на них сослались треть опрошенных. И столько же, 33%, указали в качестве источника своих знаний средства массовой информации. От данной совокупности четверть указали телевидение и немногим меньше четверти – газеты в качестве СМИ, послужившего источником информированности. См. Таблица 1.3

Другие варианты ответов были указаны незначительным числом респондентов. 4% опрошенных (жители Костромы, Буя и Судиславля) указали информацию в сети интернет, еще столько же сообщили, что им приходилось пользоваться услугами таких организаций (все жители разных районов области). И 4 человека, все женщины, жительницы областного центра, указали, что являются членом некоммерческой или общественной организации.

Следующий вопрос, заданный респондентам, знакомым с понятием НКО, звучал «Чем, по-вашему, занимаются некоммерческие организации в Костромской области, в каких сферах деятельности они работают?». Половина опрошенных на данный вопрос ответить затруднилась.




Таблица 1.4. Сфера деятельности НКО в представлении населения КО

Около 30% респондентов в качестве ответа на данный открытый вопрос указали благотворительную деятельность в той или иной форме - «занимаются благотворительностью, оказывают помощь нуждающимся», «оказывают бесплатную помощь в разных сферах», «организовывают сборы денежных средств и вещей нуждающимся» и т.д. (Таблица 1.4).

Далее в порядке убывания были названы помощь в различных сферах и бесплатное консультирование, продвижение различных инициатив и сбор подписей, затем объединение людей различных профессий (приводились примеры союзов художников, строителей и т.д.) и объединение людей по другим признакам – советы ветеранов, союзы участников боевых действий и т.д.).

Д


Таблица 1.5. Спонтанное знание конкретных НКО населением КО
алее респондентам было предложено назвать конкретные организации и объединения. Вопрос на спонтанное знание затруднил 44% опрошенных. Остальные 56% респондентов дали 25 различных вариантов ответа, среди которых значимое количество раз прозвучали варианты «общество глухих», «союзы участников боевых действий», «Гринпис» и «Красный крест».

Варианты ответа, прозвучавшие более одного раза, приведены в таблице 1.5.

Распределение 44% затруднившихся с ответом по полу, возрасту или месту проживания не имеет существенных отклонений от общей выборки респондентов.

Отношение населения Костромской области к деятельности НКО

Ввиду слабой информированности населения об НКО, общественное мнение об их деятельности существует не в форме сложившегося отношения к этой деятельности, а в виде некоторых общих представлений об отдельных аспектах работы некоммерческих организаций.



Для выявления этих представлений в рамках опроса были сформулированы и предложены респондентам для оценки семь суждений, характеризующих деятельность и роль некоммерческих организаций. Участникам опроса предлагалось выразить свое согласие или несогласие с данными суждениями. При этом четыре суждения описывали деятельность НКО в позитивном ключе, два – в негативном, и одно было сформулировано нейтрально. См. Таблица 1.6.


Таблица 5. Представления населения области о роли и деятельности НКО

Из семи суждений по четырем выявлено более или менее доминирующее мнение. В общественном сознании деятельность некоммерческих организаций воспринимается, прежде всего, как правозащитная деятельность – так считает 80% опрошенных, не согласились с данным тезисом 5% участников опроса.

Резко негативный тезис о том, что НКО создаются для решения отдельных задач, удовлетворяющих личные интересы их руководителей не поддержали 70% опрошенных, поддержали 15%.

С тем, что НКО содействуют решению социальных проблем и развитию социальной сферы согласились 30% респондентов, вшестеро меньше опровергли. При этом согласиться с данным мнением или опровергнуть его показалось затруднительным двум третям опрошенных.

Около 40% респондентов воспринимают деятельность некоммерческих организаций, как деятельность, направленную на оказание услуг только собственным членам, вдвое меньшее число респондентов с этим не согласны.

Что касается нейтрального суждения: некоммерческие организации не приносят ни пользы, ни вреда, их деятельность не заметна и не важна, то здесь однозначно доминирующей позиции не выявилось, хотя согласие с суждением выражалось в ходе опроса чаще, чем несогласие (соответственно, 25% и 15%), большинство же респондентов (60%) затруднились с оценкой данного суждения.

Одной из ключевых причин указанного ситуации является недостаточная информированность жителей области о некоммерческих организациях; обыватели слабо представляют себе, что такое некоммерческие организации, чем они занимаются и какую роль в развитии общества призваны играть.

Представления о характере взаимоотношений НКО и органов власти

4
0% участников опроса на вопрос «Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать взаимоотношения некоммерческих организаций Костромской области и государства?» высказались в том смысле, что, по их мнению, никаких реальных взаимоотношений между ними нет. Затруднились ответить на вопрос о характере взаимоотношений НКО и государства (см. таблицу 1.7) четверть опрошенных.




Таблица 1.7 Представления населения области о характере взаимоотношений региональных НКО и государства

Еще четверть опрошенных высказали мнение о том, что данные отношения являются конфликтными, конкурентными. И лишь 10% респондентов считают взаимоотношения партнерскими.



Общественное мнение о приоритетных направлениях деятельности некоммерческих организаций

Отношение граждан к деятельности некоммерческих организаций во многом определяется их ожиданиями в отношении этой деятельности, в том числе, в отношении направлений, сфер общественной жизни, в которых эта деятельность осуществляется.

И
сследование выявило три приоритетных в представлении жителей области направления для осуществления деятельности НКО в России: это благотворительная деятельность в общем смысле слова (13%), охрана природы (11%) и помощь многодетным семьям и матерям-одиночкам (10%).


Таблица 1.8 Общественное мнение о приоритетных направлениях деятельности НКО

Затруднились с ответом треть опрошенных. Остальные варианты ответов приведены в таблице 1.8.



У
Таблица 7. Представления населения области о приоритетных направлениях деятельности НКО
ровень вовлеченности и потенциал участия

На вопрос: «За последние два-три года Вы занимались, помимо своей основной работы, добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других людей (не членов семьи и не близких родственников)? Если занимались, то как часто?» 75% жителей Костромской области ответили, что не занимались добровольной безвозмездной деятельностью.

Т
ех, кому более или менее часто случалось работать на благо других людей, оказалось около 15%. Из них большинство (11%) заявили, что делали это «только однажды». Редко, только несколько раз добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других людей занимались 3%. Тех, кто очень часто, много раз участвовал в добровольческой деятельности, оказался 1% (см. таблицу 1.9).


Таблица 1.9 Уровень вовлеченности жителей КО в формальную и неформальную добровольческую работу

Жители Костромской области участвовали в добровольческой деятельности как через общественные организации, так и самостоятельно. Для того чтобы выяснить, какой вид деятельности распространен среди них в наибольшей степени, респондентам был задан вопрос: «Через какие именно организации Вы осуществляли эту деятельность, или Вы действовали в одиночку?». Отвечали на него только те, кто сказали, что за последние два-три года занимались, помимо основной работы, добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других людей.

Большинство, 28 % от числа ответивших, сказали, что действовали в одиночку. Остальные респонденты охотнее называли род деятельности, нежели конкретную организацию. Формулировки ответов на вопрос звучали как «вещи передавали через знакомых», «в интернете договорились деревья сажать», «давно кровь сдавали» и т.д. В формализованном виде прозвучавшие ответы можно отнести к категориям донорство, участие в уборке города, сбор книг для сельских библиотек, работы в религиозных учреждениях – однако количество сформулированных ответов не позволяет данные ответы проранжировать.

Одним из важнейших показателей отношения граждан к некоммерческому сектору является их желание и готовность принимать участие в работе НКО. В рамках исследования респондентам был задан вопрос о наличии у них желания работать в некоммерческих организациях.




Таблица 1.10 Потенциал участия жителей КО в добровольческой работе

Около трети опрошенных выразили готовность принимать участие, в добровольческой деятельности. Почти половина, 48%, ответили на вопрос отрицательно. См. таблицу 1.10

Среди ответивших на вопрос положительно, почти 60% относятся к совокупности респондентов никогда не слышавших об НКО и общественных объединениях. Почти 80% от совокупности в предыдущих вопросах обозначили, что ни разу не занимались работой на благо других людей.

Данная картина может свидетельствовать о высоком потенциале привлечения добровольцев в случае повышения информированности населения о деятельности НКО.



Представление о деятельности Общественной палаты КО

Одной из основ эффективной деятельности любого института гражданского общества является информированность населения о существования такого института. Респондентам, принявшим участие в опросе, был задан вопрос, призванный оценить уровень их информированности о самом факте существования Общественной палаты Костромской области.

44% опрошенных высказались в том духе, что о существовании данной структуры слышали или знают. Еще 37% - что слышат впервые. Оставшаяся пятая часть респондентов на вопрос ответить затруднились. См. таблицу 1.11.

Для правильной оценки данного распределения ответов следует учитывать, что не вес респонденты различают Общественную палату Костромскую области и Общественные палаты других уровней – возможно, их информированность связана именно с освещением деятельности именно Общественной палаты Российской Федерации. Данную гипотезу подтверждает и затруднения респондентов при ответе на следующий заданный им вопрос.



П


Таблица 1.11 Информированность населения о существовании Общественной палаты КО

Таблица 1.12 Представления населения о деятельности Общественной палаты КО
онимание населением деятельности Общественных палат различных уровней отражает понимание ими основ гражданского общества. Дальнейший вопрос фокусирует свое внимание на этой проблеме – респондентам было предложено ответить на вопрос «Скажите, пожалуйста, чем, по-вашему мнению, занимается Общественная палата Костромской области?»

С ответом затруднились 80% от общего числа респондентов, ранее в ходе опроса заявивших, что знают или слышали о существовании Общественной палаты Костромской области. Еще 9% опрошенных сформулировали свой ответ, с большой степенью вероятности опираясь на название «Общественная палата»: «обществом», «общественными делами» и т.д. Среди ответивших подобным образом преобладают жители районов области.

Остальные ответы, в общей совокупности занимающие 11% от числа опрошенных, представлены в таблице 1.12.

Далее респондентов спросили об их желании получать информацию о деятельность НКО из средств массовой информации – заинтересованность в такой информации высказали две трети опрошенных. Удовлетворены количеством имеющейся информации лишь 2% респондентов. Ответы представлены в таблице 1.13.






Таблица 1.13 Потребность населения КО в информации о деятельности НКО



Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница