Исследование корпоративных ценностей Г. Ховстеда. Методика «Способы жизни»



Скачать 110.1 Kb.
страница1/3
Дата01.08.2018
Размер110.1 Kb.
ТипИсследование
  1   2   3

Введение
Интерес к изучению ценностей в разных обществах давно присутствует в науке. Например, опросник «Изучение ценностей» Г.Олпорта был разработан в 1931г. и стал наиболее популярным инструментом по изучению ценностей в США. Больше половины исследований ценностей, проводимых американскими социологами с 30-х годов, строились именно на этой методике.

Ее нередко применяли в сравнительных межкультурных исследованиях.

В целом, в рамках изучения научной литературы выявили достаточное количество методик, направленных на изучение ценностей. Большинство из них связаны с межкультурными исследованиями ценностей.

Некоторые из них следующие:

  • Тест ценности Шварца

  • Методика К.Клакхона.

  • Ценностный опросник Ф.Тромпенаарса.

  • Исследование корпоративных ценностей Г.Ховстеда.

  • Методика «Способы жизни»  С.Морриса (сравнительные исследования ценностей).

  • Методика “Изучение ценностей” Г.Олпорта.

  • Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича.

  • «Аксиобиографическая» методика А.П.Вардомацкого.

  • Йилден и Хо – методика, основанная на сопоставлении восточных религий и западного мироощущения.

  • Теория мотивации Доктора Шейна.

Одну из наиболее известных методик кросс-культурных исследований ценностей предложил Ш.Шварц. Он в 1987 г. предложил инструментарий под названием «Ценностный опросник». В нем были представлены 56 ценностей, которые оценивались респондентами. «Ценностный опросник» применялся в кросс-культурных исследованиях в 1992 г. на выборках из 20 стран, в 1994 г. – для сравнения ценностей аборигенов и белых жителей Австралии, в 1994 г. – на выборках из 25 стран.

Методика Шварца также легла в основу инструментария, используемого крупными международными проектами: European Values Study и World Values Survey.

European Values Study1 крупномасштабная, межстрановая научно-исследовательская программа по изучению основных человеческих ценностей. Исследования по данному проекту проводится с 1981 года. К настоящему времени проведены 4 этапа/ волны:

  • 1981 – первая волна (охвачено 16 стран);

  • 1990 – вторая волна (29 стран);

  • 1999 – третья волна (33 стран);

  • 2008 – четвертая волна (47 стран).


World Values Survey (WVS)2 – глобальная сеть исследователей в области социальных наук, изучающих изменение ценностей и их влияние на социально-политическую жизнь. WVS возникло на базе European Values Study. В период с 1981 по 2014 гг. было проведено шесть волн опросов. Сегодня исследование проводится в почти 100 странах, в значительной степени по единому вопроснику.

Последняя – 6-я волна проекта охватывает период с 2011 по 2014 год. На этом этапе к исследованию подключены ряд стран Центральной Азии – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан.

Одним из центральных вопросов проекта является поиск ответа на вопрос о том, какое влияние оказывает изменение ценностей на социально-экономическую жизнь, а также влияют ли культурные ценности на экономическое развитие, модернизацию страны.

Одним из ярких ученых, продвигающих этот проект, является Рональд Инглхарт – на сегодняшний день почётный Президент ассоциации World Values Survey.

Изучение ценностей – важное направление, которое находится в центре внимания социологов, социальных психологов. В последнее время актуальность таких исследований признается и экономистами. Факторы, связанные с ценностями, зачастую представляются как социокультурные факторы.



Важность учета социокультурных факторов отмечали видные теоретики модернизации. В частности, Ш. Эйзенштадт в своих работах говорит: слишком поспешный и решительный отказ от традиционных ценностей, норм и институтов без сопутствующего формирования новых приводит к срывам модернизации и попятным движениям в развитии.

Американские ученые Д. Асемоглу, С. Джонсона, Дж. Робинсона3, в своем исследовании рассмотрев все возможные корреляции, пришли к следующему выводу: ни экономический рост сам по себе, ни политическая демократия не являются успешными факторами экономической и политической модернизации, а речь идет о действии какого-то третьего упущенного фактора.

Другие исследователи, среди которых нобелевский лауреат Дуглас Норт, Дж. Уоллис, С.Уэбб, Б.Вайнгаст4 высказана идея, что, скорее всего, речь идет о том, что мы бы назвали сочетанием формальных и неформальных институтов и норм поведения, установок, представлений о мире, или, проще говоря, социокультурных факторах.
Актуальность. В современном Казахстане происходит трансформация ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, связанных с динамичным развитием общественно-политических и социально-экономических отношений и глобализации в целом. Эксперты полагают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей на фоне кризиса института семьи, духовно-культурных процессов. Постепенно утверждается в общественном сознании ценностные ориентации, отражающие стремление современного человека к успеху, богатству, власти над другими и т.д.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется недостаточной изученностью основных воздействующих факторов, влияющих на смену ценностных ориентиров, роли института семьи, на социокультурную преемственность поколений в современном казахстанском обществе и механизмов их развития.

Следует отметить, что данному направлению, несмотря на актуальность и значимость, в казахстанской научной и экспертной среде не уделяется должного внимания. Исследование Института общественной политики представляет собой первую попытку изучения ценностной структуры.

Сильный ценностный фундамент – это не только основа политической стабильности, но и база для позитивного состояния и социального самочувствия населения. Именно потеря смысла, ценностной устойчивости является спусковым механизмом для тенденций социальной деградации и разрухи в современном обществе: роста числа самоубийств, депрессивного состояния, алкоголизма, наркомании и т.д.

Знание, понимание и контроль фундаментальных ценностных установок общества является базовым уровнем управления – как сегодня принято говорить «мягкой силой». Именно на этом уровне «мягкой силы» сегодня зарождаются и стартуют современные войны, смены режимов, межгосударственные конфликты на глобальном уровне.

Философско-теоретическим фундаментом для формирования гипотезы и методологии исследования послужили идеи о так называемой «модернизации» обществ через механизм «эволюции» доминирующих ценностей.

Создав и доработав такой инструментарий, мы сможем более качественно и точно оценивать состояние казахстанского общества и его отдельных групп. Также станет возможным давать научно-обоснованные рекомендации для формирования политики по различным направлениям: от идеологии и выборных стратегий до выстраивания политики в сфере межнациональных и конфессиональных отношений, антикоррупционных мероприятий.

Проведение данного исследования в режиме мониторинга позволит нам глубже понять кто (какие группы) и в каком направлении развивается и какие требуются меры для обеспечения национальных интересов и целей развития.

Нам важно понимать, что общество, устойчивое в своей сердцевине – в ценностях, это не значит общество статичное. В глубине своего менталитета наше общество остается ориентированным на традиционные ценности – семья, солидарность поколений, ответственность.

В то же время мы демонстрируем высокие возможности к динамичному социальному и экономическому развитию. Также здесь в пример можно привести ОАЭ: глубокая приверженность традиционным ценностям эффективно сочетается с высоким уровнем жизни, технологической и инфраструктурной модернизацией.
Цель исследования – сбор первичной социолого-статистической информации о социальных настроениях, ценностной структуре казахстанского общества.
Для достижения цели обозначены следующие исследовательские задачи:

  • Выявление наиболее важных ценностей для казахстанцев;

  • Выявление основных факторов, воздействующих на социокультурную преемственность поколений;

  • Определение роли института семьи в казахстанском обществе;

  • Изучение отношения населения к старшему поколению;

  • Изучение мнений населения о национальной идее;

  • Анализ настроений различных целевых групп;

  • Определение уровня нового казахстанского патриотизма (национального самосознания).


Объект исследования – население Республики Казахстан в возрасте старше 18 лет, выбранная по параметрам, репрезентирующим ее социально-демографические и территориальные характеристики.
Методы сбора информации:

Массовый опрос (1600 чел.), экспертный опрос (50 чел.).

Метод: личное формализованное интервью (Face-to-face) по месту жительства респондента.

Методика отбора респондента – последний день рождения.
География исследования: 14 областей (город-село) и 2 города республиканского значения – Астана и Алматы. Среди опрошенных 59,5% представлены жителями городской местности, 40,5% – сельской. Опрос проведен в 42 населенных пунктах.
Объем выборочной совокупности – 1600 человек.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Рассмотрена и одобрена на заседании нтс ао «цнити «Техномаш»
2018 -> Курс лекций «Українські історичні школи»
2018 -> Т. В. Юрьева Историческая интерпретация русского православного иконостаса
2018 -> Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому
2018 -> Круглый стол «Вечной может быть лишь Россия Духа» /к 70-летию со дня смерти выдающего русского философа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница