Исследование ценностных ориентаций современной студенческой молодежи



Дата15.02.2018
Размер74.5 Kb.
ТипИсследование

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Толкачева Т.М., Ковалев А.Б.



Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета
Радикальные перемены, которые произошли в жизни россиян за последние десятилетия, оказали большое влияние на различные группы молодежи, особенно на их ценности, ориентации и жизненные пути. Черты и свойства, выражающиеся в оценках, предпочтениях и поведении студенческой молодежи сегодня в значительной мере будут определять облик России в XXI веке.

Студенчество представляет собой особую категорию населения, организационно объединенную институтами высшего профессионального образования. С момента появления первых университетов студенчество складывалось и развивалось как социальная группа, отличающаяся высоким образовательным уровнем, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости и характеризующаяся высокой социальной активностью. Студенчество относится к возрастной категории, которая определяется как пора юности. Этот этап связан не только с бурным интеллектуальным развитием личности и ее профессиональной подготовкой, но, прежде всего, с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек укреплялись такие личностные качества, как целеустремленность, решительность, инициативность. В пору юности окончательно оформляются социально-нравственные мотивы деятельности, растет интерес к моральным проблемам: ответственности, долгу, верности и т.д.

Содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Выражая личностную значимость тех или иных областей жизни и раскрывая мотивационно-потребностную сферу личности, ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения индивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. В силу этого изучение проблемы ценностных ориентаций студентов представляет особый интерес, поскольку позволяет сделать качественный анализ той картины ранжирования ценностей, которую демонстрируют современные юноши и девушки. Это позволяет, на наш взгляд, прогнозировать возможные конфликты и определять перспективы воспитательной работы со студенчеством.

Сама категория «ценность» имеет сложную смысловую направленность и неоднозначность в определении. Анализ исследований философов, социологов, педагогов, психологов позволяет рассматривать ценность как значимое, должное, полезное, целесообразное, идеальное, предметное, оценочное, духовное, материальное, общественное, личное, абстрактное, моральное, необходимое, нормативное, желаемое. Из анализа научной литературы, можно выделить, что все разночтения в определении понятия «ценность» можно свести к следующему:

1) признается ли ценность значимостью или значением;

2) относятся ли ценности к сфере сущего или должного;

3) считаются ли ценности свойством предмета, объекта или это отношение субъекта к предмету, объекту;

4) какую систему отношений фиксируют через категорию «ценность»: субъектно-субъектную или субъектно-объектную [1].

В своем исследовании мы опирались на определение ценности, как на некий личностный смысл, это категория «значимости», а не категория знания; она фиксирует систему, субьектно-субьектных отношений; ценностное отношение – это отношение к.., а не отношение между…[3].

Присвоить ценность – значит, наделить смыслом значение объекта, в качестве которого выступает учебная деятельность. Становление ценностных ориентаций студента в учебной деятельности – это есть приобретение им в результате учебного взаимодействия социально, профессионально значимых, личностно, этнически и культурно целесообразных, эмоционально окрашенных приоритетов. В процессе становления ценностных ориентаций в личности студента происходят изменения: появляется познавательное, осознанное, положительное отношение к ценностям; адекватное, инициативное, действенное, творческое, ориентирование в них [5]. Причем система ценностных ориентации понимается как совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации, в свою очередь, образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие.

Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия. Такие исследования имеют очевидное прогностическое значение, создают необходимую основу для того, чтобы своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи.

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих ценностей студентов нами был использован социологический опрос. Опросник был составлен, опираясь на методику ОТеЦ, предложенную И.Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека [6].

Этот опросник основывается на двух предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности. Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в данном опроснике, включает в себя 8 наименований:


  1. Собственный престиж, то есть завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

  2. Высокое материальное положение, то есть обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

  3. Активные социальные контакты, то есть установлении благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширении своих межличностных связей, реализации своей социальной роли.

  4. Развитие себя, то есть познании своих индивидуальных особенностей, постоянном развитии своих способностей и других личностных характеристик.

  5. Духовное удовлетворение, то есть руководстве морально-нравственными принципами, преобладании духовных потребностей над материальными.

  6. Креативность, то есть реализация своих творческих возможностей, стремлении изменять окружающую действительность.

  7. Достижения, то есть постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

  8. Сохранение собственной индивидуальности, то есть преобладании собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защите своей неповторимости и независимости.

Нас интересовали различия в ценностях студентов разных курсов, а также динамика ценностей студентов за годы обучения в филиале. Естественно, что социальная ситуация развития личности первокурсника и выпускника неодинакова и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы учебы. Таким образом, перед нами встали две задачи:

- определить специфические особенности ценностных ориентаций студентов разных курсов;

- выявить динамику ценностных ориентаций студентов каждого курса на протяжении их обучения в Акбулакском филиале.

В исследовании приняли участие 86 студентов Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета, из них 63 % девушек и 37 % юношей. Всем студентам, включенным в выборку, было предложено ответить на вопросы составленного опросника.

Опросник состоял из 30 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивал по 5-ти балльной шкале (не имеет никакого значения - 1, небольшое значение - 2, определенное значение - 3, важно - 4, очень важно - 5).

Анализ полученных результатов позволил дать ответ на два вопроса, поставленных в начале исследования:

- каковы особенности ценностных ориентаций студентов отдельных курсов?

- как изменяются ценностные ориентации студентов от первого курса к выпускному?

Для того чтобы ответить на первый вопрос, мы проанализировали полученные результаты с точки зрения общих тенденций, характерных для ценностных ориентаций студентов разных курсов.

Подведя итоги исследования, мы зафиксировали их в таблице 1.

Анализ результатов показал, что у всех студентов ведущее место в системе ценностей занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и высокое материальное положение. Это позволяет сделать вывод о том, что все испытуемые заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности.

Таблица 1 – Итоги исследования ценностных ориентаций студентов Акбулакского филиала ОГУ




Ценностные ориентации

Количество студентов

Собственный престиж

1-го курса

2-го курса

4 курса

Высокое материальное положение

41 (49,2%)

49(58,8%)

54(64,8%)

Активные социальные контакты

15(18,0%)

32(38,4%)

49(58,8%)

Развитие себя

13(15,6%)

16(19,2%)

17(20,4%)

Духовное удовлетворение

32(38,4%)

45(54,0%)

51(61,2%)

Креативность

21(25,2%)

35,0(42,0%)

39(46,8%)

Достижения

11(13,2%)

13,0(15,6%)

16(19,2%)

Сохранение собственной индивидуальности

20(24,0%)

35(42,0%)

40(48,0%)

Они стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти не ограничены и что в первую очередь в жизни необходимо, добиваться наиболее полной их реализации. При этом они убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Для данных студентов высокий уровень материального благосостояния часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Это свидетельствует о том, что испытуемые в меньшей мере стремятся к реализации свои творческих способностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Они не считают необходимым «ломать» стереотипы, тем самым, внося разнообразие в свою жизнь. Их устраивает размеренный ход жизни, и они не всегда стараются внести в нее что-то новое. В данный момент своей жизни студенты не рассматривают в качестве важнейшей ценности благоприятные взаимоотношения с другими людьми. Для них, как правило, не очень значимы многие аспекты человеческих взаимоотношений, поэтому возможность общения с другими людьми они не считают самым ценным в своей жизни. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для студентов характерно стремление к повышению уровня своей компетентности в получаемой профессии. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя считают сферу семейной жизни. Можно предположить, что создание собственной семьи – еще не близкая перспектива, а возможность реализации собственных ценностей в родительской семье несколько ограничены.

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующим выводам о динамике ценностных ориентаций студентов Акбулакского филиала ОГУ от первого курса к выпускному курсу.

Показатель «собственный престиж» занимает первое место и у первокурсников и выпускников. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к старшим курсам переходит со 4 - 5 места на 3-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью. На протяжении обучения увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания. Эта потребность выходит к 5 курсу на 1-е место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками.

На основе проведенного анализа ценностей мы построили обобщенный портрет современного студента.

С самого начала обучения в ВУЗе студент хочет чувствовать уважение со стороны общества, занимать то место в обществе, которое поможет ему в реализации его будущего. При этом студент активно развивает себя, свои способности, сохраняя свою индивидуальность, что свидетельствует о стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений. Студент стремится к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется характером учебной деятельности студентов. В общей сложности студент оставляет приоритет удовлетворению своих духовных потребностей.

По окончании ВУЗа студент так же ставит высокой ценностью собственный престиж, но он уже стремится быть материально обеспеченным, это объясняется тем, что старшекурсники уже стараются быть материально независимыми от родителей, тем самым, отодвигая духовные ценности на задний план. Студент выпускного курса уже хочет обладать властью и иметь влияние на других людей, что связано с изменением его социального статуса.



Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

Список литературы


  1. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 192 с.

  2. Кирьякова, А.В. Ориентация школьников на социально – значимые ценности: Автореф.дис… докт.пед.наук. – Санкт-Петербург, 1991. – 35с.

  3. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии.- 1989. - №3. - С. 11-21.

  4. Набиулина, Н.Г. Диагностика ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений / Н.Г. Набиулина. – Уфа, 2003. – 54 с.

  5. Непомнящая, Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека / Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С.116-125.

  6. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство / И.Г.Сенин. - Ярославль: ФГИ «Содействие», 1991.- 17 с.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница