Использование информационных технологий при формировании информационной компетентности студентов медицинских вузов



Скачать 43.96 Kb.
Дата16.08.2018
Размер43.96 Kb.

Наливайко Надежда Ивановна

г. Барнаул



nadi-05@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Abstract:

В статье идет речь об использовании информационных технологий при формировании информационной компетентности студентов в медицинских вузах.

Вхождение человека в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невиданные темпы роста информационных и коммуникационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой компетентности - информационной компетентности личности. Информационная компетентность стала объектом пристального внимания, ведь колоссальный потенциал информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках, архивах, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры. Неумение правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать, извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом - вот признаки недостаточности информационной компетентности.

Именно поэтому перед системой высшего образования встает сегодня новая проблема – подготовить будущих врачей и провизоров к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий.

Обучение сегодня должно обеспечить формирование у студентов новых компетенции, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новом информационном обществе, в том числе и для получения профессионального образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения. Очевидно, что в современных условиях информационная компетентность специалиста в большей степени определяет его профессиональную компетентность в целом.

В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности [2].

А одной из учебной дисциплиной способной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в информационном обществе является информатика. При изучении курса информатики студенты сталкиваются с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими их преодолеть это противоречие, при чем они попадают в позицию исследователя, первооткрывателя. Что позволяет им выявлять и формулировать проблемы, а так же находить (самостоятельно или при помощи преподавателя) способы их решения, применять полученные знания на практике, проводить рефлексию и самостоятельно оценивать свою деятельность (причем стремиться к объективной и критической оценке). В результате учебной деятельности студенты приобретают навыки, необходимые каждому специалисту: умение самостоятельно приобретать знания и умения организовывать познавательную деятельность как свою, так и других людей, используя возможности своей информационной компетентности.

Обучение в современном медицинском вузе предъявляет к студенту очень высокие требования: запоминание очень больших объёмов разносторонней информации в условиях дефицита времени, в том числе справочных данных, овладение специальными умениями и навыками. В этом ему могут помочь информационные технологии, а так же правильная организация педагогом его учебной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

В медицинских вузах высока потребность в компьютерном моделировании, т.к. необходимо визуальное представление динамических процессов или явлений, происходящих в человеческом организме, которые затруднительно или невозможно воспроизвести. Например, наглядно продемонстрировать процессы, протекающие в организме человека; заболевания людей, случаи которых на практике очень редки; образование сложных химических соединений, биологических процессов и т.д. Компьютерные модели позволяют моделировать лабораторные эксперименты, воображаемые и реальные жизненные ситуации. В моделирующих программах возможно широкое использование интерактивной графики, дающей возможность не только наблюдать особенности изучаемого процесса, но и исследовать влияние меняющихся параметров на полученные результаты.

Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: красочные иллюстрации, наглядные графики и таблицы, тексты, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их гармоничное сочетание. Применение графических иллюстраций позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать её понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию образного мышления, интуиции. Поэтому существенно обогащается процесс обучения, позволяющий расширять кругозор, повысить качество знаний. Образование, полученное наряду с использованием традиционных методов обучения, активизирующих отношение студентов к изучаемому материалу, способствующих их творческой познавательной деятельности, развитию самостоятельности и инициативы и информационных технологий, гораздо более объемно, оно дает возможность лучше понять суть какого-либо явления [1].



Таким образом, широкое применение компьютерных технологии в современном медицинском образовании, позволяет повысить эффективность и результативность обучения будущих врачей и провизоров. Универсальные программные продукты, использование моделирующих программ, базы данных с медицинской информацией, ресурсы Интернет позволяют поднять медицинское образование на качественно новый уровень и подготовить специалистов, способных к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей.
Библиографический список

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2005. –С. 10-58.

  2. Ларионова О. Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России. 2005. №10.- С. 119.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница