Исламский феминизм европейского типа: актуальный диалог



Скачать 54.54 Kb.
Дата23.07.2018
Размер54.54 Kb.

А.Ш. Типаева (Ростов-на-Дону).

Исламский феминизм европейского типа: актуальный диалог.

В предлагаемой автором статье представлена сравнительно новая идеология, которая по своему генезису находится на рубеже западного мышления и восточно-мусульманской этики. С момента зарождения религии ислама вплоть до наших дней мусульманские теологи позиционировали религию как патриархальный проект создания общества. С середины ХХ века в различных мусульманских обществах начинает развиваться эмансипационные настроения, политическая и идеологическая борьба женщин за гендерное равенство. Подобные практики в восточных обществах приводят к созданию идеологии исламского феминизма, которая предполагает альтернативную интерпретацию коранического писания и выстраивание возможного диалога с западным миром.

Проблемы гендерного неравенства являются важными для всех цивилизаций в современном мире. Многие исследователи полагают, что эмансипация общества является одной из ступеней эволюции человека. Феминизм как политический концепт является фазой прогрессивного развития любой нации или цивилизации. Исторически сложилась такая модель поведения, в которой мужчины доминируют над женщинами. Это власть обусловлена в основном физическим потенциалом одних над другими. В европейских странах она сохранялась вплоть до XIX века. С помощью суфражистских, а затем и феминистских движений, женщины смогли добиться признания себя в качестве полноправных членов государства и общества.

Типы феминизма сформулированы в каждом локальном контексте исходя из разных политических, социальных, культурных и иных особенностей развития общества. В данной работе я буду рассматривать генезис и тенденции развития исламского феминизма как главной идеологии, стремящейся к эмансипации женщин в мусульманском мире.

В исследовании данной работы мы определяем исламский феминизм не просто как набор теорий и убеждений. Исламский феминизм – это идеология. Существует объемный спектр подходов к определению понятия «идеология» и выявлению ее основных критериев. В проекции исламского феминизма мы используем подход, предложенный нидерландским лингвистом Теном Ван Дейком (Teun A. van Dijk). В отличие от большинства других подходов к изучению идеологии, ван Дейк опирается на социокогнитивный анализ идеологических структур и процессов их трансформации и применения. Это означает, что идеологии детальным образом должны быть проанализированы с целью выявления степени влияния групповых знаний на социокультурный конструкт общества. (Дейк, 2013, 53-55). С помощью такой позиции мы сможем проработать контекстуальные структуры и процессы, происходящие на микроуровне функционирования идеологии исламского феминизма.

Идейными разработчиками европейского исламского феминизма выступает довольно обширный круг ученых: антропологи, социологи, политологи, историки и представители других смежных профессий. Но наиболее актуальными и яркими являются концепции Сары Саад, Мехрдада Дарвишпура и Анитты Кунсилехто. Ниже мы рассмотрим и проведем анализ каждой из позиций этих ученых-идеологов.

Концептуальная идея европейского социолога Сары Саад (Sarah Saad) базируется на признании несоответствии принципов ислама и гендерного равноправия. В одной из своих работ Саад делает упор на теологов и правоведов Египта, подчеркивая тот факт, что мусульманское общество подвержено процессу демократизации в наше время, равно как и религия ислама. (Саад, 2013). Однако не стоит забывать, что в этом процессе есть негативные моменты, связанные с культурной идентичностью Исламского мира.

Для полноценного развития исламского феминизма как социально-политической борьбы за права женщин в мусульманском обществе, исламским идеологам желательна поддержка со стороны западных феминисток. Однако, появляются трудности во взаимодействии этих двух позиций: представители западного феминизма считают неадекватной борьбу за гендерное равноправие, сохраняя при этом идентификацию с патриархальной религией. По их мнению, невозможно добиться прав и свобод женщин, не снимая чадры. Пока исламские феминистки будут скованы теологическими догмами, западные феминистки будут продолжать дисквалифицировать их из состава основного феминистского дискурса.

Доктор философских наук, профессор финского университета Тампере Анитта Кунсилехто (Anitta Kynsilehto) говорит о том, что исламский феминизм есть естественный процесс развития мусульманского общества, равно как и любого другого. Женщины рано или поздно должны были заявить о социальной несправедливости и потребовать гражданские и политические права. Вопрос заключался в том, каким образом это будет происходить, и из каких идеологических позиций будут выстраиваться базисные аргументы мусульманских феминисток.

В одной из своих статей А. Кунсилехто подчеркивает те позитивные тенденции, которые имеют место в Исламском мире. В частности, она актуализирует демократические преобразования в Турции и Марокко. (Кунсилехто, 2011, 10-11). Как известно, весной 2008 года парламент Турции под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана проголосовал за устранение закона, который запрещал женщинам носить хиджаб в государственных учреждениях. В результате была открыта дискуссия между сторонниками прогрессивного кемалистского секуляризированного общества и консервативными силами партии Справедливости и развития (ПСР). Конституционный суд Турции оставил закон в силе. Это была попытка исламских феминисток повлиять на политику государства и отстоять свободу выбора женщин. В 2010 году она увенчалась успехом, и суд аннулировал запрет на ношение платка в университетах. Позже, в 2013 году это постановление распространилось на все государственные учреждения.

Весьма интересный подход к изучению исламского феминизма имеет доктор социологических наук, профессор Стокгольмского университета Мехрдад Дарвишпур (Mehrdad Darvishpour). Социолог иранского происхождения видит противоречия как в западном, так и в исламском феминизме, связывая их с религиозными особенностями, заложенными в цивилизационных различиях между Западом и исламским миром. В частности, он проводит сравнительный анализ между концептуальными идеями ислама и христианства и приходит к выводу, что религии имеют в своей основе разное отношение к концепту сексуальности, который, в свою очередь, влияет на отношение к женщине. (Дарвишпур, 2003, 57).

Идеология исламского феминизма оказала существенное влияние на политическую и социальную обстановку в двух популярных регионах мировой геополитики. Территория Исламского мира в подавляющем большинстве являет собой продукт патриархального устройства социума и, следовательно, подчиненного положения женщин и пренебрежения их гражданскими правами как основных участников политической жизни. Женщины нашли способ противостоять идее гендерного неравенства. Они настаивают на новой эпистемологии мусульманского дискурса, который будет отвечать требованиям XXI века.



Исламский феминизм – есть часть исламского фундаментализма. Подобная идентификация с теологическими аспектами помогает исламскому феминизму не быть «угрозой религиозной традиции» и находиться в диалоге с исламом. После исламской революции в Иране женщины стали намного активнее проявлять себя в публичных сферах. Однако подобная тенденция не обязательно является примером эмансипации. Скорее, она служит для легитимации клерикалистского режима в государстве и поддержания иллюзорности свободы женщин, ведь в основном подобная практика проигрывается на официально санкционированных мероприятиях.

Литература:

  1. Badran M. Islamic feminism means justice to women. [Электронный ресурс] – режим доступа URL: %Islamic%20feminism%20means%20justice%20to%20women%E2%80%99,%20The%20Milli%20Gazette,%20Vol.5%20No.02,%20MG96%20(1631%20Jan%2004).html (Дата посещения: 05.05.2016).

  2. Darvishpour M. “Islamic feminism”: compromise or challenge to feminism? // Iran bulletin Middle East Forum / summer 2003, - P. 55-58.

  3. Kynsilehto A. Islamic Feminism: Current Perspectives, Tampere: Tampere Peace Research Institute, 2008. – 120 р.

  4. Mernissi F. The Forgotten Queens of Islam, Minneapolis: University of Minnesota Press, 1993. - 232 р.

  5. Saad S. Islamic Feminism Through The Eyes Of The West (19.05.2013) [Электронный ресурс] – режим доступа URL: http://dar.aucegypt.edu/handle/10526/3600 (Дата посещения: 30.05.16).

  6. Wadud A. Qur'an and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman's Perspective. — New York: Oxford University Press. — xxvi, 1999. – 118 р.

  7. Григорьева М.А. Гендерная политика и эмансипация женщин в исламском культурном пространстве: политический контекст и тенденции // Kant / 2011. №2 - С.164-168.

  8. Дейк ван Т. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 344 с.

  9. Дринова Е.М. Политическая модернизация и исламские партии: тернистый путь к нелиберальной демократии // Исламоведение . 2014. №1 - С.13-21.

  10. Жеребкина И.А. Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие, СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница