Искусство Тайцзи-цюань как система оздоровления и гармонизации человека Введение. Биомеханика



Скачать 168.33 Kb.
страница1/3
Дата30.07.2018
Размер168.33 Kb.
  1   2   3




Искусство Тайцзи-цюань как система оздоровления и гармонизации человека

  1. Введение. Биомеханика


С.В. Казначеев, Б.О. Майер
"Кто занимается Тайцзи-цюань дважды в день, правильно и регулярно, через определенное время достигает гибкости ребенка, здоровья лесоруба и покоя ума, присущего мудрецу" - Чэнь Ман-ч'инь.
The Chinese cultural tradition emphases the methods of a development and training the psychosomatic possibilities of person, raising its adaptation abilities and development of person as personalities, including association physiological, psychological and spiritual aspects of life. With the conservation to date and practical use developed technician of training and recovery of person, based on the principle "disengagement", in the opinion of authors, bound main particularity and value to Chinese traditions. Following an individual to the principle of "disengagement" it is necessary expects a realisation of that fact that notions, which handles a person at the world description, be a product of its holistic psyche, on terminology К.G. Yung - "Projections human nut" on the world. Amongst the Chinese technician "internal work", both in past, and at present one of forge positions occupies a holistic recovery system and psychosomatic training - Tai Chi Chuan, in which majority of motion when training occurs as it were inwardly body, energy and psychic floors of person. In conditions of generally accepted metaphorical system definition Tai Chi Chuan efficient way an biomecanical to interpretation Tai Chi Chuan can be a building of functional models of moving a person, which were external indicator speakers of internal structure of person and had simultaneously description in terms of both traditions: Chinese and European. In this article authors offers to modernise biomecanical models of moving a person for the reason interpreting specifics of main motion Tai Chi Chuan through the speaker of internal structure of person for discursive base skill description on initial stages of education.
Введение
Культурная традиция Китая, по крайней мере, последние две тысячи лет, уделяла особое внимание методам развития и тренинга психофизиологических возможностей человека, повышению его адаптационных способностей и развитию человека как личности, включая объединение телесно - физиологических, психологических и духовных аспектов жизни [1]. Одна из стратегий в рамках данной традиции основывалась на учении древнекитайского философа Лао - цзы, изложенного в книге Дао - дэ цзин [2], и акцентировала внимание на осознании человеком динамики своих состояний психики и тела с последующим духовным объединением человека и окружающего мира [3]. Как подчеркивал американский психолог Дж. Хейдер в изложении Дао-де цзина: "Лао-Цзы разработал законы эффективного управления - единый принцип Дао. Для передачи принципа ученикам были использованы фундаментальные средства философии, духовности, глубинной психологии", и далее: "при устранении дуализма объекта и субъекта возникают спонтанные процессы самоорганизации, а процесс осознания напоминает процесс проявления фотографий - он разворачивается постепенно... Эффективность возрастает при совпадении личного усилия и вектора сил природы". Это принцип Цзижань - "естественности", который распространялся последователями Лао-Цзы на все стороны человеческой жизни, включая здоровье, прикладные единоборства и даже управление государством. С сохранением до настоящего времени и практическим использованием развитых техник тренинга и оздоровления человека, основанных на принципе "естественности", по мнению авторов, связана главная особенность и ценность китайской традиции, основанной на учении Лао-Цзы. Следование индивида принципу естественности необходимо предполагает осознание того факта, что понятия, которыми оперирует человек при описании мира, есть продукт его целостной психики, по терминологии К.Г. Юнга - "проекции человеческой психе" на мир [4, 5]. В данной терминологии китайские техники работы с телом, основанные на принципе естественности, есть методы работы с "проекциями психе" на собственное человеческое тело. В Китае такие методы назывались ней-гун ("внутренней работой"), являлись детально разработанными и представляли, по сути, телесно ориентированное комплексное искусство гармонизации и оздоровления человека. Среди китайских техник "внутренней работы", как в прошлом, так и в настоящее время одно из лидирующих положений занимает целостная система оздоровления и психофизиологического тренинга - Тайцзи-цюань [1, 6 - 13], в которой большинство движений при тренинге происходит как бы внутри кинестетического, энергетического и психического полей человека [10]. Сами китайские мастера так определяют Тайцзи-цюань: "Искусство Тайцзи-цюань является проверенной временем утонченной системой упражнений для тела, разума и управления потоком энергии" [10], "Тайцзи-цюань - одновременно и чудесная школа физической культуры, и высшая форма китайского воинского искусства" [12], "Сближение с реальностью в Тайцзи-цюань сопровождается выходом за пределы "эго" - именно такова цена приобретения целостной личности" - Чэнь Ман-ч'инь.

Истоки происхождения Тайцзи-цюань легендарны. По одним сведениям в Китае во время династии Юань (1279-1368 гг.) монах - даос Чжан Сан-фэнь "изучил" систему Тайцзи-цюань во сне, или в состоянии глубокой медитации [10 - 12]. По другим источникам китайский мастер воинских искусств Чень Ван Тин смог противопоставить жестким методам школы Шаолинь методику "внутренней тренировки" с использованием плавных круговых движений и нацеленную на достижение контроля за энергетическим потоком [13]. По мнению авторов статьи, такая утонченная система как Тайцзи-цюань, вероятнее всего, возникала на протяжении длительного времени и создавалась плеядой мастеров, имена многих из которых не известны, но их творения живут в практиках каждого мастера и каждого ученика Тайцзи-цюань. Пристальное внимание на протяжении длительного времени к психическим, энергетическим и кинестетическим состояниям человека выработало в рамках системы Тайцзы-цюань крайне развитые и специфические системы понятий и моделей [6]. Эти модели практически невозможно адекватно перевести на европейские языки [3, 7] хотя бы по двум причинам: резкое отличие структуры не только китайского языка, но и культурной традиции, и всего комплекса понятий, организующих жизнь человека. И главное - отсутствие в европейской культуре настолько же детальной как в Китае разработки системы понятий, связанных с кинестетической и энергетической сторонами жизни человека. Кроме того, китайские мастера для обучения методам и техникам Тайцзи-цюань широко использовали методы глубинной психологии, основанные на словесных, телесных и визуальных метафорах. Вообще говоря, любой классический текст по Тайцзи-цюань - это система метафор [6, 7, 9], а форма движений Тайцзи-цюань, по мнению авторов, есть телесно-кинестетическая метафора целостности человека.



Как считают авторы, во всей совокупности метафор Тайцзи-цюань выделяется четыре базовых уровня: биомеханический, описывающий механику движений тела и обычно связываемый с усилием Цзинь; энергетический или уровень работы с "внутренней энергией" Ци как самого человека, так и окружающего мира; уровень целостной психики или Шэнь и, как результат, четвертый уровень собственно Ней-гун или полноты внутренней работы с последующим переходом к Тайцзи (Великому Пределу). Все четыре уровня вместе образуют мандалу [4] или, по словам Лао цзы [2]: "Великий квадрат, который не имеет углов" (Рис. 1). В качестве примера приведем следующие метафоры, связывающие эти уровни в единое целое - Ней-гун: "Настоящее Тайцзи-цюань укоренено в ступнях, истекает из ног, направляется талией и осуществляется через концы пальцев рук... Ци вызывает упругое растяжение ног, что и является источником силы. Сила выстреливается из ног, как стрела из лука. Талия может быть уподоблена луку, направляющему стрелу. Пальцы рук - это наконечник стрелы... Шэнь и Ци являются двумя взаимодополняющими основами Тайцзи-цюань, без которых форма стала бы упражнением чисто физического порядка" [11]; "Цзинь, Ци и Шэнь являются видами внутренней энергии тела, дыхания и разума. Все вместе они образуют Нэй-Цзинь или внутреннюю энергию. Таким образом, они образуют Единое Целое, одновременно являясь отдельными сущностями" [6]. Авторы считают, что понимание и интерпретация множества метафор Тайцзи-цюань является важнейшим фактором в формировании правильной методики обучения Тайцзи-цюань, в том числе для оздоровительных целей. Однако согласно Рис. 1 метафоры Тайцзи-цюань могут рассматриваться и интерпретироваться последовательно в рамках различных подходов: биомеханического, энергетического и психологически - духовного. В настоящей работе авторы предлагают модель для интерпретации метафор Тайцзи-цюань, которая в терминах Рис. 1 принадлежит уровню биомеханики (Цзинь) или находится между уровнями Цзинь и Ци (энергии) и может служить основой понимания практики Тайцзи-цюань только на начальных этапах обучения. В последующих статьях предполагается изучить систему метафор Тайцзи-цюань в рамках глубинной психологии, а также с точки зрения представлений об энергетической структуре человека.

Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница