Интуитивное мышление



Скачать 195.24 Kb.
Дата18.08.2018
Размер195.24 Kb.

К интуитивному мышлению.
Споры о том, что такое мышление, продолжаются. Поэтому в историю вопроса вникать не будем. Придумать можно различные социальные виды мышления. Меня же интересуют биологические основы мышления, а в этом вопросе способность придумывать бесполезна, нужно понять эти биологические основы. Изложу только свои представления о мышлении.

Как возникло мышление? Откуда возникло логическое мышление? Не могло же оно возникнуть сразу в том виде, который существует у человека. Вначале должно возникнуть какое-то простейшее мышление. И даже это простейшее мышление должно возникнуть из какого-то предмышления.

Понятно, что мышление это системное понятие, и возникло оно на определённом системном уровне организации и восприятия информации. Если существует такое понятие, которое можно назвать предмышлением, то оно возникло на другом, более низком, уровне организации и восприятия информации.

Понятно, что мышление это эволюционное понятие. Оно формировалось и эволюционировало вместе с различными формами жизни. Эволюционно формировалось не плавно, а дискретно, как бы скачками. Скачок – это, по эволюционным меркам, небольшой промежуток времени, в течение которого возникают и формируются новые эмерджентные свойства сознания и мышления. То есть термин скачок, это не мгновенные изменения, это тоже плавные эволюционные изменения, только в ускоренном темпе. С таким понятием эволюционного скачка можно согласиться.

Можно ли понять, откуда возникло сознание и мышление? Да, можно. Различные виды животных возникли и сформировались в различные исторические эволюционные эпохи. И существуют в таком виде, в котором они возникли в эти эволюционные эпохи. Изучая сознание и предмышление различных видов жизни в различные эволюционные эпохи, мы можем понять, как формировалось и развивалось сознание и мышление.

Но этим вопросом никто не занимался. Я тоже этим вопросом не занимался и не могу заниматься. Пусть это останется в форме постановки вопроса: вопрос о необходимости изучения эволюции сознания и мышления поставлен, и этим вопросом необходимо заняться.

Это очень сложный вопрос. Если ограничиться только мышлением, то существует много видов мышления, много видов простейшего мышления, много видов предмышления. И разобраться во всём этом будет крайне сложно. Но нужно.

Две мысли по этому вопросу. Если обратиться к рисунку в этой статье, то сознание эволюционирует в виде волны, распространяющейся по рисунку слева направо. Причём у этой волны в процессе эволюции возрастает максимум, и волна становится шире. Вполне возможно, что предмышление, простейшее мышление и современное мышление человека тоже эволюционирует в виде такой же волны. Поэтому вполне возможно, что вместе с логическим мышлением, существуют такие понятия как инстинктивное мышление и эмоциональное мышление. Вторая мысль тоже была высказана в одной из ранее написанных статей и заключается в том, что с понятием мышления очень тесно связано понятие воображения. Воображение – это одна из форм связи между осознаваемой памятью и подсознанием. Воображение существует на всех уровнях сознания, есть генетическое воображение, инстинктивное воображение, эмоциональное воображение и логическое воображение. И именно благодаря воображению, могут существовать такие понятия как инстинктивное мышление и эмоциональное мышление. Естественно, это разные системные уровни организации сознания, и к логическому мышлению они не имеют никакого отношения.

Но в этой статье остановимся только на мышлении человека. Рассмотрим, какие виды мышления стоит выделить у человека, и в каком направлении движется эволюционная волна мышления человека. Сразу заметим, что эволюционная волна мышления человека движется по направлению к интуитивному мышлению.
Итак, сразу перейдём к вопросу о мышлении человека. Если считать, что сознанием обладает только человек, и мышлением обладает только человек, то разница между понятиями сознания и мышления становится незначительной, и споры могут быть только в деталях. А если учесть неточность нашего символьного разговорного языка общения, то эти споры будут продолжаться до бесконечности. Если же в вопросе изучения сознания мы хотим добиться большей точности, то нужно переходить к количественным способам изучения сознания и мышления. Поэтому к вопросу о мышлении будем подходить с количественных позиций. Пока это точности не прибавит, потому что нет необходимых экспериментальных данных, нет формул, выражающих все понятия на более точном математическом языке, но необходима предварительная проработка вопроса с количественных позиций, чем мы и займёмся.

Я бы разделил мышление человека на три базовых вида: ссылочное мышление, воображаемое мышление и интуитивное мышление. Связав эти виды со способами добывания информации человеком.

Основным является ссылочное мышление, потому что оно постоянно использует память (ссылается на память). Память это основной осознанный ресурс сознания. В размышлениях и общении человек использует в основном два вида памяти: эмоциональную и логическую память. Поэтому ссылочное мышление может быть двух видов: эмоциональное ссылочное мышление и логическое ссылочное мышление. Поскольку эволюционно эмоциональное восприятие у человека развито значительно лучше логического восприятия, то эмоциональную память человеку использовать значительно легче, чем логическую. И эмоциональное ссылочное мышление у всех людей очень хорошее. Логическую память человеку использовать не так просто, несмотря на то, что в системе образования развитию умений и навыков использовать логическую память отводится довольно много времени. Поэтому логическое ссылочное мышление у человека развито значительно хуже эмоционального ссылочного мышления.

Таким образом, в основе ссылочного мышления лежит способность использовать хорошо осознаваемый ресурс сознания человека – память. На рисунке осознаваемый ресурс сознания человека, память, изображён ниже спектра сознания.



Почему ресурс сознания в форме памяти воспринимается нами осознанно? Видимо потому, что информация в памяти может сразу восприниматься нами на уровне языкового понимания. То есть информацию в памяти мы сразу понимаем на уровне языкового восприятия, и можем сразу объяснить смысл этой информации с помощью языка общения.

Но кроме хорошо осознаваемого ресурса, в сознании есть плохо осознаваемый ресурс – это подсознание. Информацию в подсознании мы иногда можем только ощущать, чётко не понимая её смысл. Информацию в подсознании мы не можем понимать на уровне языкового восприятия, поэтому для чёткого понимания эта информация для нас недоступна. Использовать подсознание можно за счёт озарений, которые бывают двух видов: воображаемые озарения и интуитивные озарения. То есть использовать подсознание можно за счёт воображения и интуиции. Мышление, которое может использовать возможности воображения, назовём воображаемым мышлением.

Воображаемое мышление напрямую не связано с возможностями языкового общения. У человека воображение может быть инстинктивным, эмоциональным и логическим. На рисунке эти виды воображения находятся соответственно в зонах обозначенных числами 2, 3 и 4. Инстинктивное воображение записано на генетическом уровне и, значит, оно должно быть хорошо развито у всех людей. Эмоциональное воображение эволюционно начало формироваться давно, поэтому у большинства людей эмоциональное воображение тоже развито хорошо. А вот логическое воображение у многих людей находится в зачаточном состоянии. Всё это нужно учитывать, но в целом будем считать, что воображение у человека развито хорошо. Поэтому и воображаемое мышление большинство людей могут использовать неплохо, хотя и в неполной мере. А люди, у которых хорошо развито и логическое воображение, могут использовать воображаемое мышление очень хорошо, и в полной мере.

Ссылочное мышление позволяет человеку хорошо использовать осознаваемую часть сознания, память, и изучено оно очень хорошо. Воображаемое мышление позволяет использовать подсознание в пределах возможностей воображения. Изучено оно тоже неплохо, только, к сожалению, этот вид мышления часто путают с интуитивным мышлением. Таким образом, все вопросы, связанные со ссылочным и воображаемым мышлением изучены довольно неплохо, хотя в этих вопросах используется другая терминология, чем в этой статье. В данной статье эти вопросы будут изложены в рамках терминологии, используемой автором. Это не гуманитарная терминология, характерная для психологии. Это количественная терминология в рамках геометризации сознания, представленного на рисунке в этой статье.

Теперь об интуитивном мышлении. На рисунке этот вид мышления будет занимать промежуточное положение между логическим восприятием и интуитивным восприятием. Можно считать, что это, одновременно, и высшая стадия развития логического восприятия, и начальная стадия развития интуитивного восприятия. То есть интуитивным мышлением могут обладать люди с хорошо развитым логическим восприятием. А таких людей не так много, думаю, в пределах нескольких процентов от общего числа людей. При интуитивном мышлении в основном используется логическая память, логическое воображение и интуиция.

Человек с преимущественно ссылочным мышлением при написании научной статьи старается изучить излагаемый вопрос как можно глубже, запасается как можно большим количеством ссылок на других авторов, и по максимуму использует эти ссылки. В результате в такой статье мало нового научного материала, зато статья выглядит фундаментально в рамках принятой научной парадигмы. А поскольку вопрос об истинности самой научной парадигмы не затрагивается, то такие стандартные статьи очень хорошо принимаются научным сообществом.

Люди, с преимущественным развитием ссылочного мышления, как правило, послушные люди. Если вы поняли, что предпочитаете в своей жизни использовать ссылочное мышление, то вам лучше идти в такую сферу деятельности, где используются коллективные формы деятельности. В такой сфере деятельности вы будете винтиком дружного коллектива. Лучше всего, если вы пойдёте в бюрократические структуры, там любят послушание, и вы можете преуспеть в карьерном росте.

Человек с преимущественно воображаемым мышлением при написании статьи может выдумать что угодно, обеспечит статью такими ссылками, которые подтверждают только его идею. Саму идею автор не будет подвергать строгой логической проверке. Поэтому научное сообщество такие статьи оценивает критически, что совершенно справедливо. А чтобы защитить научные издания от таких некачественных статей, в научном сообществе существуют различные бюрократические преграды. Собственно, для защиты своей системы взглядов преграды воздвигались всегда.

В рамках религиозного мировоззрения пишутся свои статьи, и они обеспечиваются своими ссылками и своей религиозной цензурой. В рамках научного мировоззрения пишутся свои статьи, и они тоже обеспечиваются своими ссылками и своей научной цензурой. Очевидно, в рамках научного мировоззрения термин «научная цензура» многим учёным не понравится. Но что поделаешь, если такова жизнь. Замечу, что в термин научная цензура я не вкладываю какой-то негативный смысл. Научная цензура – это просто научная цензура, которая необходима научному мировоззрению.

Если вы поняли, что предпочитаете в своей жизни использовать воображаемое мышление, то вам лучше всего посвятить свою жизнь служению искусству. Это та сфера деятельности, в которой очень ценится умение придумывать невообразимые сюжеты, сценарии и произведения. К сожалению, реализовать свои способности вам будет совсем не просто, в любом случае вначале вам придётся искать компромисс с сильными людьми из мира искусства.

У человека с преимущественно интуитивным мышлением рождается много новых идей, но такой человек не спешит их придать огласке, пока они не пройдут строгий логический самоконтроль. Часто этот самоконтроль продолжается годами, в результате чего многие идеи просто уходят в мусорную корзину. Но некоторые идеи выживают. Правда, какова будет судьба этих идей, трудно предсказать. Если идеи будут соответствовать общепринятым научным парадигмам, то они могут быть приняты научным сообществом. Если же идеи слишком опережают своё время, то они могут десятилетиями пылиться на информационных полках, пока не придёт их время. Так устроено наше сознание: идеи могут быть приняты только тогда, когда развитие общественного сознания достигнет нужного уровня.

Если вы поняли, что предпочитаете в своей жизни использовать интуитивное мышление, то вам лучше всего пойти в науку. Конечно, научная бюрократическая цензура постарается вас использовать в своих корыстных целях. Но при надлежащем упорстве эту цензуру можно преодолеть. А если вам это не удастся сделать, то за вас это сделает время.

Если обратиться к выше приведённому рисунку, то можно считать, что мышление человека почти идентично понятию сознания человека, на рисунке это спектр сознания, это то, что находится между осознанной частью сознания (память) и подсознанием. Мышление может обращаться к различным ресурсам сознания, вниз, вверх и вправо. При обращении вниз, к памяти, работает ссылочное мышление; при обращении вверх, к подсознанию, работает воображаемое мышление; при обращении вправо, к подсознанию, работает интуитивное мышление.

Конечно, у талантливого человека будут развиты все виды мышления, и он способен разрабатывать различные идеи. Но такой человек всегда стоит перед выбором, что делать: работать в коллективе и разрабатывать стандартные прикладные научные идеи или в безвестности работать на будущее; сочинять популярную модную музыку и быть на вершине славы или писать серьёзные музыкальные произведения и жить в бедности; писать популярные любовные романы и пользоваться популярностью или писать серьёзную прозу, которую будут читать единицы...

Причём, талантливый человек всегда находится под сильным общественным давлением. Общественное мнение давит на него прямо: или ты будешь таким как все, но чуть более удачливым и купаться в деньгах и славе, или, несмотря на талант, ты будешь бедным и в этой жизни никем. Выдержать это давление может далеко не каждый талантливый человек. Особенно трудно выдержать испытание деньгами, и большинство становятся такими как все, разменивая свой талант на деньги. И тогда возникает естественный вопрос, а талант ли это?

Сознание человека функционирует так, что различные виды сознания и мышления как бы конкурируют друг с другом. Поэтому сознание и мышление человека редко бывает развито многофункционально. Обычно верх берёт какой-то один вид сознания и мышления. Чаще всего человек начинает преимущественно развивать такой вид сознания и мышления, который ему навязывает система образования, или такой вид сознания и мышления, который обеспечивает его собственные интересы. А остальные виды сознания и мышления начинают играть второстепенную роль.

Во все эволюционные эпохи очень большую роль играет общественное давление, которое определяется средним уровнем развития сознания.

Десятки миллионов лет назад далёкие предки человека были просто высокоразвитыми животными, и их поведение определялось инстинктами. Можно сказать, что инстинктивное воображение играло роль инстинктивного мышления. Таким «мышлением» обладают многие современные животные и птицы.

Миллионы лет назад предки человека, гоминиды, должны были обладать развитым эмоциональным восприятием. Эмоциональное воображение стало играть роль нового эмоционального мышления, которое можно считать прообразом мышления в современном понимании этого слова. В настоящее время эмоциональное мышление человека очень развито, и большинство людей используют именно эмоциональное мышление. Именно поэтому в человеческом сообществе много нарушений логических законов и норм.

Предки современного человека, которые появились примерно 200 тысяч лет назад, уже обладали зачатками логического мышления, в основе которого лежало развивающееся логическое восприятие окружающего мира. Логическое мышление человека находится в зачаточном состоянии, хорошим логическим мышлением обладают не более 10 % людей.

Таким образом, на выше приведённом рисунке, эволюционная волна развития сознания и мышления человека движется слева направо по направлению к интуитивному восприятию. В настоящее время у большинства людей продолжается формирование логического восприятия. У людей с развитым логическим восприятием начинают возникать зачатки интуитивного восприятия. Но интуитивное восприятие не может возникнуть сразу, из ничего. Поэтому можно сказать, что в качестве промежуточной способности у некоторых людей начинает возникать и формироваться интуитивное мышление. То есть эволюция сознания человека идёт по направлению к интуитивному мышлению.

Если говорить о мышлении, то ссылочное, воображаемое и интуитивное мышление тоже как бы конкурируют друг с другом. И чаще всего, выбирая образ жизни, человек начинает опираться на какой-то один вид мышления. Большинство людей опираются на ссылочное мышление, оно наиболее развито у большинства людей, и общественные отношения, и даже законы, ориентированы на использование ссылочного мышления. Самым редким является интуитивное мышление.

Интуитивное мышление совсем не запрограммировано на генетическом уровне, поэтому люди с развитым интуитивным мышлением рождаются крайне редко. Но сознание человека очень восприимчиво к обучению и воспитанию, поэтому интуитивное мышление можно попытаться развить. Развить интуитивное мышление у большинства людей не получится, но у некоторых людей частично развить интуитивное мышление можно. Некоторые моменты развития интуитивного мышления изложены в статье «Интуитивные мемуары»[1].

Конечно, развивать интуитивное мышление нужно с детства. С того момента, когда вы поймёте, что ребёнок начинает что-то соображать. Начинать нужно с развития логического восприятия, которое лежит в основе интуитивного мышления. То есть вначале нужно развить логическую память и логическое воображение.

У каких детей можно развить интуитивное мышление? Для ответа на этот вопрос я бы разделил детей на две категории: послушные и непослушные дети.

Послушание зависит от способности использовать память и подсознание. У послушных детей способность использовать подсознание, как правило, слабая. Такие дети в основном используют осознанную часть сознания, память. Именно поэтому у послушных детей, как правило, память очень хорошая. Для решения всех вопросов послушные дети используют чаще всего память, тем самым, развивая именно память. В России система образования ориентирована в основном на использование памяти, поэтому в нашем образовании все отличники и медалисты это послушные дети. И пытаться развивать интуитивное мышление у таких детей, скорее всего, бесполезное занятие, эффективность этих усилий будет очень низкой. Логическая память у послушных детей может быть хорошей, но логическое воображение у них точно слабое. А без этого развить интуитивное мышление будет крайне затруднительно. То есть если вы хотите развить интуитивное мышление у послушного ребёнка, то вначале у этого ребёнка нужно усилить развитие логического воображения. А это довольно трудная задача.

Совсем по-другому обстоит вопрос с непослушными детьми. У таких детей способность использовать подсознание может быть очень высокой, именно поэтому такие дети и непослушны. Наша российская система образования с такими детьми совершенно не умеет работать, их просто пытаются сделать такими как все. А этого можно добиться единственным путём, путём подавления способности использовать подсознание. Система образования пытается подавить биологические способности таких детей к использованию подсознания. А самим детям это уже неинтересно, такова их биологическая природа, и они уходят из такой системы образования. В результате непослушные дети часто становятся как бы брошенными на произвол судьбы. Всё зависит только от них самих. Либо они самостоятельно развивают свои особые способности и добиваются цели своей жизни, либо они скатываются к бессмысленному существованию. Но у непослушных детей может быть слабо развита логическая память. Поэтому если вы хотите развить интуитивное мышление у непослушного ребёнка, то вначале у него нужно усилить логическую память. А этот вопрос решить гораздо легче, чем вопрос об усилении логического воображения.

Итак, одним из критериев развития интуитивного мышления является наличие в поведении детей непослушания. Хотя точно это предсказать невозможно. Но у непослушных детей шансы развить интуитивное мышление должны быть выше.

Следующим критерием развития интуитивного мышления я бы назвал способность к самостоятельной работе, к саморазвитию, к самообразованию. Даже логика на генетическом уровне у нас прописана слабо, и развивать логическое мышление приходится за счёт образования. А наличие интуитивного мышления на генетическом уровне вообще большая редкость. Скорее всего, у абсолютного большинства людей нет генетической предрасположенности к интуитивному мышлению. Его можно только развить. А поскольку в системе образования этим вопросом осознанно не занимаются, то развить интуитивное мышление можно только за счёт собственных усилий.

Впрочем, даже если бы система образования занималась развитием интуитивного мышления, то и в рамках такой системы главным составным методическим элементом оставалось бы самообразование. Для развития интуитивного мышления очень важно, чтобы новый материал чаще изучался самостоятельно. Задачи тоже нужно решать не под руководством учителя, не с помощью других учащихся, а чаще самостоятельно. Рефераты и курсовые работы должны писаться честно и самостоятельно. Главная роль учителя должна быть в том, чтобы честно организовать такое обучение. А это возможно только с теми учащимися, которые хотят учиться именно таким образом. И даже если ученик захочет развить у себя интуитивное мышление, на это потребуется гораздо больше времени, в том числе учебного времени, чем на стандартное обучение. В рамках тех учебных программ, которые используются в нашей системе образования, развивать интуитивное мышление крайне затруднительно.

К сожалению, многие учащихся не хотят учиться никаким способом. Да и развить интуитивное мышление удастся далеко не у всех учащихся, даже у отличников. Способности к такому обучению имеют не так много детей, как хотелось бы. То есть это возможно только в спецшколах.

Российское образование мало ориентировано на развитие интуитивного мышления. Такое положение в системе образования сразу отбрасывает нашу страну в разряд отсталых стран. Страна не умеет использовать интеллект своих граждан.

Кроме того, чтобы развивать интуитивное мышление учащихся, нужно чтобы интуитивным мышлением обладали учителя. А это проблема. Если учитель не обладает интуитивным мышлением, то тут не помогут никакие методики, просто потому что учитель не будет понимать чему он должен учить. Впрочем, все ли учителя у нас действительно являются учителями? Некоторые без методических разработок и раскрытого учебника вообще не могут ступить шага. Такова у нас подготовка учителей. Впрочем, проверяющие методисты тоже ценят больше всего способность учителя провести урок точно по определённой методике... Конечно, в будущем можно будет разработать специальные методики для развития интуитивного мышления, но это навряд ли спасёт ситуацию.

Думаю, что в настоящее время, развитие интуитивного мышления, это удел одиночек, как среди учителей, так и среди учеников.

Как проверить, появилось ли у вас интуитивное мышление? Для этого нужно проверить наличие у вас двух условий: необходимого и достаточного условия.

Необходимым условием является периодическое появление у вас новых мыслей и идей в форме озарений. Но эти мысли и идеи могут быть разными. Некоторые мысли или идеи по своей сути являются эмоциональными и проверить, доказать их с помощью построения логической цепочки невозможно. Это сработало ваше воображение, может даже логическое воображение. Но к интуитивному мышлению это не имеет никакого отношения.

Достаточным условием наличия у вас интуитивного мышления является умение построить к новым мыслям и идеям логической цепочки. То есть умение логически доказать, что новая мысль или идея правильная. Если в вашем сознании присутствует это необходимое и достаточное условие, значит, вы на правильном пути, у вас начинает формироваться интуитивное мышление.

Не будем пытаться классифицировать все виды мышления и раскладывать их по полочкам. Это не главное. Главное, мы должны понять, что даже мышление у людей бывает разное. И это нужно учитывать везде, и в процессе обучения, и при общении в быту и на работе, и при принятии законов. Для начала нужно учитывать наличие хотя бы двух типов людей: эмоционально ориентированные люди и логически ориентированные люди.

Коснёмся примера из области законодательства. Для каких людей пишутся и принимаются законы? Для неких среднестатистических людей, или законы учитывают наличие людей с различными видами сознания?

Рассмотрим пример с законами связанными с движением по автомобильным дорогам и с правилами дорожного движения. У нас права на управление автомобилем могут получить практически все люди с нормальными медицинскими показателями. А купить права могут практически все люди. Но мы должны прекрасно понимать, что за рулём сидят два психологических типа людей: эмоционально ориентированные и логически ориентированные люди. И эти люди в одинаковой дорожной ситуации могут вести себя совсем по-разному.

Логически ориентированные люди за рулём всегда трезвые, и всегда будут проявлять разумную осторожность, будут учитывать не только правила дорожного движения, но и реальную обстановку на дороге.

От эмоционально ориентированных людей на дороге можно ждать почти чего угодно, особенно если они не трезвые. Вот такого автомобилиста кто-то обогнал на стареньком автомобиле. Эмоционально ориентированному водителю это может просто не понравиться, и начнётся гонка. Хорошо, если за рулём старенького автомобиля логически ориентированный водитель, который не станет в этом участвовать. А если там тоже «эмоциональный гонщик»? Чем это закончится, никому не известно.

Что может вытворять на дороге эмоционально ориентированный водитель, никто не может предсказать. Этот вопрос не изучался. Например, как влияет реклама на эмоционально ориентированного водителя? Мне кажется, что наличие за рулём эмоционально ориентированных людей не учитывает ни наше законодательство, ни правила дорожного движения, ни реклама. Но если это так, то многим эмоционально ориентированным людям просто не нужно давать права на вождение автомобиля. Как это делать, это уже другой вопрос.

Если при проверке на дороге окажется, что человек за рулём в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, как правило, это эмоционально ориентированный человек, то его нужно сразу лишать прав на пожизненный срок. Штрафы и испытательные сроки тут не помогут. Если человек эмоционально ориентирован, то такова его биологическая природа, а изменить биологические основы человека невозможно. Биологическая природа будет постоянно проявлять себя в поведении человека. Таким людям выдавать права на вождение автомобиля недопустимо. Лётчиком или машинистом поезда может стать далеко не каждый человек, это нам понятно. Точно так же далеко не каждый человек может стать водителем современного автомобиля. Условия движения по современным автомобильным дорогам очень усложнились, и водителями автомобилей не могут стать все граждане. К сожалению, мы это пока не понимаем.

У нас всем желающим выдаются водительские права, а потом мы удивляемся, почему на дорогах такой беспредел и такое большое количество аварий. Причина проста: мы привыкли игнорировать научные знания. Более того, мы вообще пытаемся построить общество без науки, наша власть вообще пытается игнорировать всю науку. А при таких подходах далеко не уедешь. Думаете, кресты по обочинам дорог спасут нас от аварий?

Впрочем, проблема не в правилах дорожного движения, и даже не в том знают ли эти правила водители. Глубинная проблема в деньгах. У нас появилась прослойка богатых людей, которые хоть каждый год могут купить любую машину. А производителям автомобилей выгодно, чтобы покупали машины. Кроме того, у нас много эмоциональных дураков, которые готовы разбить машину независимо от своих доходов. И реклама прямо призывает этих людей, мягко говоря, лихачить... Ну а если вы разобьёте машину, то ничего страшного, можете позвонить на avito.ru и сразу купить себе новую машину... Рекламу и придумали ради воздействия на эмоциональных людей. И многие из них будут носиться на автомобилях, как это показывают в рекламе. А вы говорите, что нужно увеличить штрафы, усилить наказание, вплоть до уголовного...

И вообще, как это понимать: одни призывают в рекламе лихачить на дорогах, а другие хотят за лихачество усилить наказание? И больше всего страдают за это безмозглые лихачи и ни в чём не повинные люди. А те, кто ради денег потакает беспределу на дорогах, всегда остаются в стороне. Это что, справедливо?

Биологическая природа людей и их сознания сильно различаются, поэтому юридические законы должны обязательно учитывать этот факт. Можно сказать, что законы должны приниматься в расчёте на разумно послушных и разумно непослушных людей. А каждый человек должен понимать, что всем людям не угодишь. Поэтому каждый человек должен понимать, что он должен быть разумно послушным и разумно непослушным в любой ситуации, в том числе и по отношению к законам. Если же законы перестают удовлетворять критерию разумности, то такие законы нужно менять. Тем более такие законы нельзя принимать. К сожалению, часто создаётся впечатление, что у нас законы принимаются только ради прибыли различных влиятельных лиц.


Итак, эволюция сознания человека идёт по направлению к развитию интуитивного мышления. В настоящее время у большинства людей лучше всего развито эмоциональное восприятие и, соответственно, ссылочное мышление. К сожалению, другие виды мышления этим большинством воспринимаются довольно критически.

В настоящее время в России усиленно начали прививать терпимость к инвалидам. Очень хорошее начинание. Но может нам стоит проявлять большую терпимость не только к людям с физическими особенностями, но и к людям иначе мыслящим? Нельзя принимать законы, ориентированные на какой-то один тип людей, например на логически ориентированных людей, или на эмоционально ориентированных людей; на людей со ссылочным типом мышления, или на людей с воображаемым типом мышления. Законы должны учитывать всё многообразие людей.

Нельзя подвергать юридическому преследованию людей, у которых иногда появляются мысли, отличающиеся от мыслей среднестатистического человека. Судить людей можно только за их проступки, а не за особенности их тела или мозга.

К людям с другим мышлением вообще нужно проявлять большую терпимость. И этот процесс должно начать государство. Нельзя разжигать политическую нетерпимость. Если политические оппоненты станут терпимее друг к другу, то и футбольные болельщики одной команды станут более терпимы к болельщикам другой команды. Верующие одной религии станут более терпимы к верующим другой религии, в результате снизится угроза террористических актов.

Развитие интуитивного мышления – это только эволюционная тенденция развития сознания человека. Стандартизировать сознание человека с помощью войн и религии не удалось. Не удастся его стандартизировать и с помощью законов, системы образования и воспитания. Реально в человеческом обществе всегда будут люди с разным мышлением. А если в далёком будущем появятся люди различных биологических подвидов, то это нужно рассматривать как норму биологической эволюции человека.

30.09.2012


Литература.
1. Мурашкин В. В. Интуитивные мемуары. http://wladimir-murashkin.narod.ru
Каталог: Doc
Doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
Doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
Doc -> Международная организация труда
Doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
Doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница