Интимность как приём



Скачать 167.61 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2018
Размер167.61 Kb.
  1   2   3

Интимность как приём
(Литературное творчество Василия Васильевича Розанова (1856–1919))


  1. В. В. Розанов: Pro et contra: Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология: В 2 кн. СПб., 1995. (Русский путь).

  2. Николюкин А. Н. Василий Васильевич Розанов. (Писатель нетрадиционного мышления.) М., 1990.

  3. Николюкин А. Н. Розанов. М., 2001. (ЖЗЛ.)

  4. Николюкин А. Н. Голгофа Василия Розанова. М., 1998.

  5. Синявский А. Д. Опавшие листья Василия Васильевича Розанова. М., 1999. (Журнальные публикации: Синявский А. Д. Преодоление литературы. Жанровое своеобразие «Опавших листьев» В. В. Розанова // Наше наследие. 1989. № 1. С. 85-94.)

  6. Шкловский В. Розанов // Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990. С. 120–139.

Представьте, что вы пригласили в гости знаменитого человека. Открываете дверь: а там человек… в халате. Ведь он шел по улице! А что подумают о вас соседи?

Примерно так характеризовали Розанова в начале XX века.

В самом деле, в жизни и творчестве Розанова было много экстравагантного. Так, например, он в молодости женился на Аполлинарии Сусловой, – за то, что она была возлюбленной Достоевского. Правда, потом сильно пострадал, когда нашел свою настоящую любовь, а Суслова не давала развод. Кого-то шокировала и вторая жена (Варвара Дмитриевна Руднева) – в противоположность Розанову она была малограмотная, очень обыкновенная женщина. Кого-то шокировал многолетний «гражданский брак» (сначала Суслова, затем церковь не давали развод). Но любовь была настоящей и очень счастливой. Правда, из-за невозможности развода Розанов написал очень много плохого о православной церкви («Люди лунного света» и др.). Потом, когда «друг» (так Розанов называл жену) тяжело заболел, писатель, будучи человеком религиозным, чувствовал здесь и свою вину: он согрешил перед Богом и Бог его наказывает, отнимая любимую женщину. Но В. Д. выздоровела, а В. В. искренне покаялся.

Те, кто уже читал Розанова, наверное, задались вопросом: «А, собственно, литература ли это?» Вопрос закономерный – произведения Розанова не похожи на привычные нам литературные. В них не чувствуется привычной нам условности. Они скорее напоминают дневник или просто записи «для себя». В XIX веке такие тексты и не сочли бы искусством. Но мы с вами уже обсуждали, что такое искусство для символистов. Вспомните, за что они критиковали предшественников-реалистов (мертвые разговоры мертвых людей). Вспомните, что такое «ключи тайн». Искусство для символистов – не способ отражения физического мира, не учебник жизни, не красота ради красоты, а способ познания неизведанного, непостижимого, того, что не познаваемо рациональными способами. Если мы будем исходить из этого постулата, тогда увидим, что что-то у Розанова – безусловно, литература, а что-то – философия с ее стремлением все рационализировать.

Мы будем говорить только о том, что есть литература. То есть о трех произведениях:


Каталог: file.php
file.php -> Программа и методы социологического исследования
file.php -> Выявление и анализ факторов эффективного и гармоничного развития творческого потенциала молодёжи в условиях Севера Пашук Полина Ивановна, студентка Петрозаводского государственного университета по специальности «Международные отношения»
file.php -> Программа дисциплины (030100 Стандарт в. Од. 4) Учебно-методическое и информационное обеспечение
file.php -> Философская антропология
file.php -> Учебное пособие для вузов. М., 2005. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие. М., 2006


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница