Интерпретация одной строки… (на материале стихотворения А. Ахматовой «Потускнел на небе синий лак»)



Скачать 21.71 Kb.
Дата19.02.2018
Размер21.71 Kb.

УДК 821.161.1

Интерпретация одной строки… (на материале стихотворения А.Ахматовой «Потускнел на небе синий лак»).

Аксёнова А.А.

Кафедра теории литературы и истории зарубежных литератур КемГу.

Данная работа представляет собой интерпретацию первой строки стихотворения А.Ахматовой "Потускнел на небе синий лак". Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее толкование, а лишь служат предпосылкой дальнейшему исследованию.

Первое с чем встречается читатель в этом стихотворении – это его название. В самом названии образ потускневшего лака требует прояснения. Переход из светлой зоны к зоне мрака сопровождается утратой блеска (лак потускнел).

Можем предположить, что блеск лака на небе символизирует смысл, к обретению которого стремится лирический герой. Блеск понимается как знак смысла, в связи с образом неба, указывающего ценностную вертикаль. Речь идёт о непереходящих, вневременных ценностях, таких как: вера, надежда, любовь, - мудрость. Перед нами реальная картинка из жизни природы: солнце уходит, и потому тускнеет синий лак неба. Вся ситуация проецируется на жизнь человека.

Нельзя забывать, что лак - это и защитное покрытие, и украшение. Он принадлежит к сфере чего-то искусственного, сотворенного самим человеком. Переход к символическому смыслу этого образа возможен через образ блеска, который в то же время является вещественным атрибутом лака. И вместе с тем всё это может означать свет небесных, сакральных ценностей.

В художественном произведении всегда говорится о самом человеке, и потускневший лак символически означает момент сомнения и утрату иллюзий. Иллюзорность связана с лаком, как со сферой чего-то искусственного и привнесённого извне. Уже упоминалось о двояком значении образа лака: символ защиты и символ украшения. Иллюзорность определяется значением украшательства, где красота выступает как временная и обманчивая.



Истинная красота связана с образом неба, а не лака, его покрывающего. Небо как репрезентант вневременных ценностей, глубоких и вечных, противостоит земному (лак изобретён на Земле). Земля и небо противопоставлены друг другу как выражение временного и вечного, иллюзорное и реальное, профанное и сакральное. Лак тускнеет - свет переходит во тьму. При этом, наступление тьмы (угасание мнимого блеска) - это закономерность, а не случайность. Это естественное следствие профанации мнимых ценностей, утраты иллюзий и обретения мудрости (истинного света, света истины).

Ценностно-смысловая поляризация, происходящая в изображаемом художественном мире, может быть почувствована читателем, если чтение происходит не механически, а подключает более серьезные усилия понимания. Восприятие всякого художественного произведения целиком, либо его части, либо его заглавия начинается только когда подключается в о о б р а ж е н и е.



Научный руководитель – д.ф.н., проф. Л.Ю.Фуксон
Каталог: materials
materials -> Предварительные замечания
materials -> Роль античной философии в становлении научной рациональности
materials -> Проблема преображения человека в философии
materials -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
materials -> Вестник гражданских инженеров. 2012. №3 (32), июнь
materials -> Элементы: функциональные области деятельности организации; производственные факторы; элементы производства. Функциональные области деятельности организации – это
materials -> Методические рекомендации для студента дисциплина «Информационные технологии управления»
materials -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница