Интернет-коммуникации как фактор формирования социокультурной идентичности



Скачать 128.26 Kb.
Дата14.04.2018
Размер128.26 Kb.


Интернет-коммуникации как фактор формирования социокультурной идентичности

Акимова Ирина Александровна, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва

Социокультурная реальность современной информационной эпохи порождает новые формы воздействия на процесс социализации личности. Главную роль здесь играют все более сложные (в техническом смысле), но и более доступные широким массам технологии. Появление Интернета, его, быстрое распространение и доступность породили и новые формы социокультурной коммуникации. Распространение социальных Сетей и других форм коммуникации в Интернете дает возможность пользователю расширить круг своих социальных связей, прежде всего в виртуальной реальности. И тогда Интернет становится очень важным для личности, фактором формирования его социокультурной идентичности. Виртуальные культурные миры порождают и новые формы идентичности. Сама возможность появления новых факторов для формирования социокультурной идентичности является следствием того, что человек способен конструировать социальное пространство как ценностную модель собственного существования. А современные IT-технологии, в частности, Интернет, способны очень сильно расширить это пространство. Расширяется также сильно и круг агентов социализации, можно сказать, что большое роль начинают играть виртуальные «свои» и «чужие».

Рассматривая роль Интернета в формировании социокультурной идентичности личности, нельзя не остановиться на проблемах, которые сопровождают этот процесс и, прежде всего, как социокультурная идентичность формируется в современном обществе, с его неустойчивостью, кризисами, рисками.

В настоящее время процесс идентификации рассматривается значительно шире, чем это было принято в классической гуманитаристике. Ранее этот процесс четко связывался с социализацией личности, прежде всего, с ее первой стадией (период взросления личности). В настоящее время процесс личностной идентификации анализируется в рамках практически всей жизнедеятельности человека. В свою очередь, это расширяет поле для анализа идентификации и групп, и всего общества.

Ощущение идентичности – это субъективное ощущение тождества и целостности собственного «Я», приведение в соответствие желаемого и реального образа своей личности. Этот процесс основывается на выборе культурных, философских и национальных моделей самосознания и поведения, идет постоянная дифференциация социокультурных форм бытия, и сама идентификация становится более содержательной по мере того, как расширяется круг значимых для индивида личностей и групп. Процесс идентификации развивается прежде всего в рамках индивидуальной культуры, на которую оказывает большее влияние состояние культуры всего общества.

Идентификация тесно связана с процессом социализации, она формируется в обществе и поэтому зависима от состояния социальной среды и, прежде всего, от состояния основных социальных институтов общества (семьи, государства, экономики, образования и др.). Если социальная среда быстро и значительно изменяется, то это неизбежно ведет личность к поиску новых форм соответствия требованиям полностью или частично измененной социальной среды. Именно здесь можно говорить о проявлении кризиса идентичности. Кризис, в данном случае, есть состояние утраты прошлой идентичности и не приобретения новой, когда человек теряет представление о собственном «Я» в новых, еще непривычных условиях социального бытия.

Распад привычного образа мира влечет за собой массовую социокультурную дезориентацию. Мир перестает быть понятным, и начинается процесс поиска новых культурных форм, которые восстановили бы мир как нечто целое и понятное. Потеря идентичности проявляется как несоответствие поведения требованиям среды. Человек видит, что социальная среда перестает реагировать на его действия привычным, ожидаемым образом. Человек как бы «теряет» свою биографию, предыдущий опыт и прошлые заслуги уже не определяют его настоящего и будущего.

Разрушение или резкое содержательное изменение социальной среды, в которой были социализированы индивиды, вызывают массовую потерю идентичности, что оказывается очень значимым в масштабах всего общества. И здесь проявляется кризис групповой (коллективной) идентичности. Признаки его в некоторой степени похожи на признаки кризиса индивидуальной идентичности. Это и отрицание прежде значимых символов, и распад коллективной памяти, которая представлена традициями, а также утрата веры в общее будущее, прерывность истории, несоответствие между описательными и нормативными образами своего «Я», то есть, практически все то, что определяется как кризис культуры. Последствием подобных кризисов является утрата предсказуемости поведения индивидов, групп и/или целых социальных институтов. Ценности, которые ранее направляли их действия, устаревают, становятся не актуальными, а подчас и деструктивными.

Но, несмотря на опасность нестабильности, которая неизбежна при кризисе идентификации, этот процесс нельзя считать исключительно отрицательным. Если бы подобных кризисов не было, то не было бы и стимулов для инноваций, развития индивидов и общества. В некотором смысле мы можем считать их одним из факторов социокультурной динамики. Следовательно, если в процессе развития кризисов идентификации избежать невозможно, важнейшей задачей и социогуманитарных наук, и социальной политики может быть выработка определенных механизмов социальных, политических в частности, в и экономических действий по направлению их в рациональное русло.

Усложняет ситуацию также и информационный прессинг на человека, вызванный к жизни развитием системы массовых коммуникаций. Средства массовой информации как проводники массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Конец второго тысячелетия ознаменовался вступлением человечества в информационную эпоху. Широкое распространение персональных компьютеров, оптико-волоконных каналов связи, электронной почты и электронных журналов и др. дают возможность получать разнообразную и широкую информацию, не выходя из дома, благодаря компьютерной системе Интернета. Не отрицая позитивных сторон этого процесса, необходимо отметить, что широта и разнообразность распространяемой информации часто совсем не адекватна ее высокому качеству. А также многообразие информации ставит человека в ситуацию, когда он не в состоянии осмысливать получаемую информацию, у него не остается времени делать выводы, встраивать ее в систему своего мировоззрения, он способен ее только «потреблять». Духовный мир как целостная система разрушается, приобретая черты эклектичности и релятивизма. В этой ситуации формирование идентичности осложняется разрывом социокультурных связей между поколениями и глубоким социальным неравенством, сложившимся в обществе.

В последние годы идут активные исследования влияния компьютерно-опосредованных коммуникаций (Интернета) на процесс формирования социокультурной идентичности (построение пользователем своего образа в виртуальном пространстве, т.н. «виртуальная личность»).

В Интернете человек может реализовать свою активность, удовлетворяя следующие основные потребности: коммуникативные, познавательные, игровые. Можно выделить и мотивы пользователей: 1) деловой, 2) познавательный, 3) мотив общения (коммуникативный), 4) мотив сотрудничества (корпоративный), 5) мотив самоутверждения, 6) рекреационный и игровой мотив, 7) аффилиация (потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских отношений с другими людьми, 8) самореализация и развитие личности.

Все выше перечисленные виды активности, в конечном счете, включают в себя и другие виды деятельности посредством Интернета. Например, виртуальный флирт или весьма распространенные в Интернете попытки изменения идентичности – это общение с заметными элементами игры. В научно-популярной литературе даже появился термин «игры с идентичностью». В пространстве Интернета отчасти размывается мускулинная и феминная идентичность. Так, при исследовании пользователей Рунета (русской версией Интернета), был сделан вывод о разделении их на две группы – предпочитающих гендерно-унифицированные или гендерно-специализированные стили коммуникации. При этом считается, что мужчины чаще осуществляют изменение пола, в то время как женщины более склонны скрывать свой пол или не афишировать его. Причиной такого поведения, по мнению исследователей, является то, что исторически сообщество пользователей формировалось из представителей мужского пола. Немногочисленные женщины обращают на себя внимание и становятся известными. И решившийся инвертировать половую идентичность мужчина таким образом может рассчитывать на большее внимание. Виртуальная «смена пола» очень широко распространена в Интернете. Помимо вышеназванных причин можно отметить и такие, которые приводит Дж. Сулер: исследование отношения между полами; отражение диффузной половой идентичности и стремление приобрести некий новый социокультурный опыт, возможный благодаря анонимности сетевого общения.

Интернет представляет собой, в частности, и определенное социальное сообщество, с которым личность пытается себя идентифицировать. Но это сообщество обладает своей спецификой. Прежде всего, это виртуальное и воображаемое сообщество. Но оно воспринимается как вполне реальное коммуникативное поле. Если учитывать, что подавляющая часть пользователей Сети – это молодежь, то можно заметить как фактор формирования идентичности – Интернет, вносит свои коррективы в процесс традиционной идентификации. В современных условиях «глобального объятия» Интернета влияние родительских (или вообще «старших») моделей поведения резко падает под влиянием киберподростковой субкультуры, в которой одной из важнейших социальных норм становится компьютерная грамотность. Этот навык позволяет определять круг «своих», чье влияние на формирование идентичности становится ведущим. В ситуации стабильности социокультурных норм, молодежь, как правило, воспроизводит родительские модели поведения, а в условиях социокультурных изменений группа сверстников может выступать определяющей в формировании идентичности молодого человека.

Но, по мере взросления, возрастные параметры становятся значительно менее важными. Скорее профессиональные, социальные, этнические и политические факторы становятся определяющими в формировании социокультурных ценностей и интересов.

Еще одно свойство Интернета, на которое нельзя не обратить внимания, рассматривая проблемы идентичности. Он предлагает пользователю не только широкий выбор сетевых сообществ, с которыми можно себя идентифицировать, но и дает возможность экспериментировать с собственной идентичностью, создавая виртуальные образы собственного «Я», часто отличающиеся от реального субъекта.

Сам принцип Интернет-коммуникации требует создания своего виртуального «двойника» (виртуальной личности), которая наделяется определенным именем («nick» от «nickname» – псевдоним). Среди «ников» встречаются литературные персонажи, название животных, социально-статусные определения и огромное количество афроамериканских жаргонизмов (особенно у тинейджеров). Уже сам выбор имени может о многом сказать, а в нашем случае и определить претензию на определенный образ.

В работах Белинской Е.П. и Жичкиной А.Е., посвященных социально-психологическим исследованиям личности подростка – пользователя Интернета, актуальной представляется проблема соотношения реального «Я» с виртуальной личностью и возможные границы между самоактуализацией, самопрезентацией и симуляцией.

Что вообще заставляет людей конструировать виртуальную личность? Существует несколько точек зрения на этот процесс. Согласно одной из них, конструирование виртуальных личностей в Интернете – желание множественной идентичности в реальной жизни как отражение изменения структуры самой идентичности, связанной с социокультурными изменениями в обществе.

Если человек может полностью реализовать в реальной жизни желаемые и допустимые для него социокультурные роли, то, скорее всего, потребность расширять количество своих ролей за счет конструирования виртуальных образов своего «Я» у него будет минимальна или совсем отсутствовать. В таком случае общение в Интернете будет носить характер дополнительного к основному общению в реальности.

А состояние неудовлетворенности от своего внешнего облика, пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и др. порождает потребность в создании новой, виртуальной личности, в большей или меньшей степени отличающейся от реальной.

В исследованиях (Янг К.С., Туркли Ш. и др.), посвященных социопсихологическим аспектам поведения пользователей Сети, раскрываются возможные мотивационные детерминанты создания виртуальной личности. Не перечисляя все предложенные варианты, можем выделить, на наш взгляд, основные: а) виртуальная личность может создаваться для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих, причем в этом случае она может соответствовать существующим нормам или, наоборот, противоречить им; б) она может представлять собой реализацию «идеального Я».

В большинстве случаев исследователи подчеркивают компенсаторный характер такого поведения в Сети. Виртуальная личность выступает как самопрезентация, цель которой – компенсировать сложности реального взаимодействия и общения. А для пользователей Сети подросткового и юношеского возраста создание виртуальной личности (в исследованиях Белинской Е.П. и Жичкиной А.Е.) имеет своей целью испытать новый опыт, что может быть объяснено возрастным стремлением к самовыражению, реализуемого через «примерку» на себя различных ролей.

Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некую социальную группу (чат, форум и др.) в Интернете. Как любое сообщество, субкультура Интернет-пользователей обладает своим набором ценностей, стандартов, языка, символов, которые разделяются некоторыми пользователями. Включаясь в такую группу, человек получает определенную поддержку, что способствует, в свою очередь, формированию позитивной социальной идентичности («свой среди своих»).

Необходимо также отметить такое распространенное явление в современном обществе как Интернет-зависимость (Интернет-аддикция). К ней обычно приводит ухудшение или минимизация межличностной коммуникации. Интернет создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Большая часть Интернет-зависимых пользователей стремится найти там те формы социального признания, которые они не получают в реальной жизни вследствие внутренних или внешних причин. Но возможно также и то, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают чувство удовлетворенности реальным общением.

К позитивным аспектам личностного развития при общении посредством Интернета могут быть отнесены перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий при общении в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями (Арестова О.Н. и др.). Дополнительные возможности открывает реализованный, например, в портале Palace или Cycosmos способ визуализации общения с другими посетителями портала посредством разнообразных «аватаров» (avatars) и «опор» (props). Аватары представляют собой визуальные изображения, которые можно выбрать или самостоятельно сконструировать в качестве своего представителя. Это может быть. герой мультфильма, условный персонаж, животное, собственная фотография и др. Опоры представляют собой объекты, которыми пользуются в опосредствованном общении - например, аватары передают их друг другу. Аватары в определенной степени способствуют выражению эмоций в ходе беседы, а выбора конкретного аватара или отказ от ранее выбранного и конструирования нового аватара помогает демонстрировать характерные (либо только желаемые) черты собственной личности.

В ряде прикладных исследований (Фриндте В, Келер Т и др.) определяется типология пользователей Сети, в которой отражается и их идентификация. Пользователи Интернета подразделяются на «хакеров». «любителей» и «прагматиков»."Прагматики" – те, кто интересуется Сетью эпизодически, в соответствии с конкретной задачей; межличностная коммуникация, активное участие и идентификация с сетевыми сообществами играют для них второстепенную роль. "Любители" не идентифицируются с пользователями Сети в целом или же с конкретными ее сообществами, но и не используют ее в узко прагматических целях. "Хакеры" же максимально идентифицируются с пользователями Интернета как с социальной категорией Для «хакеров» виртуальная коммуникация способствует формированию социальной идентичности, «любители» - тяготеют к персональной (личностной) идентичности, и только у «прагматиков» Интернет-коммуникации не оказывают влияния на идентичность. Влияние Интернет-коммуникации на личность связано не с опытом виртуального общения как такового, а с характером осознания личных целей, которым удовлетворяет компьютерно-опосредованное общение.

В российском исследовании (Белинская Е.П. и Жичкина А.Е) виртуальных самопрезентаций подростков-пользователей оказалось, что возможны три основных "линии включения" опыта Интернет-коммуникации в идентификационные структуры личности, что, по сути, подтвердило типологию зарубежных авторов. Контент-анализ результатов методики "Кто Я?" и структурированных интервью позволил определить роль опыта виртуальной коммуникации в общей структуре идентичности подростков-пользователей, а именно: "включение" его в персональную идентичность ("любители"), в социальную идентичность ("хакеры") и отсутствие его влияния на идентичность ("прагматики"). В самоописаниях "хакеров" по сравнению с остальными пользователями оказалось также больше характеристик, связанных с пользованием компьютерами в широком смысле, что позволило предположить, во-первых, большую субъективную роль принадлежности к социальной группе, а во-вторых, то, что роль виртуальной коммуникации для "хакеров" заключается в обеспечении принадлежности к группе "продвинутых пользователей". Сопоставление отдельных групп пользователей показало большее количество семейных ролей в идентичности "прагматиков", а также большее количество метафор в самоописаниях. Результаты ряда других отечественных исследований Интернет-коммуникации также позволяют подчеркнуть, в общем-то, очевидный факт: активность и, соответственно, субъектность поведения человека во всемирной Паутине связана с определенным характером мотивации. Преимущество в данном случае закономерно отдается познавательной мотивации в противовес собственно коммуникативной и тем более игровой (исследования Бабаевой Ю.Д., Войскунского,А.Е. Смысловой О.В.).

Описанные выше виды соотношения реальной идентичности и виртуальной самопрезентации прежде всего описывают влияние реальной идентичности на виртуальную самопрезентацию. Но возможно и влияние виртуальной идентичности на реальную. Например, принадлежность к определенному виртуальному сетевому сообществу включается в реальную социокультурную идентичность. С другой стороны, можно предположить, что сетевая коммуникация оказывает влияние и на содержание идентичности. Через Интернет-коммуникацию человек находит желаемые для него формы, модели и модификации социокультурной идентичности, принимая или отрицая предлагаемые сетевыми сообществами, блоггерами и отдельными личностями.

Возможность экспериментирования с собственной идентичностью в Интернете может быть рассмотрена и с позиций ценностного выбора: с одной стороны, как расширение личного опыта и самосознания, а с другой – как «уход» от реального социального и культурного взаимодействия.

Нельзя не отметить, что Интернет-комуникация через своих акторов обладает способностями манипулирования (сознательно или нет) личностью, мифологизируя социальнокультурное пространство, в котором существует человек.



Поэтому проблема влияния Интернета-коммуникаций на формирование социокультурной идентичности требует еще своего дальнейшего осмысления и в рамках социокультурного анализа.


Каталог: cong files
cong files -> Перспективы образования в диапазоне конфликта «человеческое – пост(не)человеческое будущее»
cong files -> Развитие техносферы и личностных качеств как планетарного явления
cong files -> Религиозные представления японцев
cong files -> Зачем экономике нужна культура?
cong files -> Программа для I-II ступени обучения / Г. С. Попова Санаайа. Мин-во образования рс
cong files -> Аутентичность этнических традиций как инструмент культурной политики
cong files -> Культурологическая экспертиза в контексте процесса институциализации
cong files -> Модусы субъективности в культуре Конев Владимир Александрович
cong files -> Креативность культуры: ценность и отчуждение
cong files -> Эгоцентрические культурфеномены личности в современной культуре российского арт-рынка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница