Интернет- феномен культуры



страница1/2
Дата22.01.2018
Размер54 Kb.
  1   2

ИНТЕРНЕТ- ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ШКОЛЬНИКАМИ
Горшенина Ю.А., Абрамова Е.И, Юшина В.А.

МОБУ «Лицей №1», г. Оренбург
Многие дети знакомятся с Интернетом в школе, очень быстро осваиваются и становятся более активными интернет - пользователями, чем педагоги и роди­тели, значительно быстрее взрослых накапливают пользовательский опыт. При этом очевиден недостаток знаний подростков о безопасном поведении в Сети. Чтобы научить их безопасной работе в Интернете, родители  и педагоги должны знать, что происходит в виртуальном мире детей, насколько важную роль занимает Интер­нет в их жизни.

С каждым годом сообщество российских интернет - пользователей моло­деет. По статистическим данным в России в среднем лишь треть взрослых - пользователи Интернета, в то время как среди школьников таковых - почти 90%.

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги [11].

Интернет предоставляет детям и подросткам огромные возможности, а обучаемость и гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в Интернете и чувствовать себя там "как дома". В Сети и с ее помощью школьники приобретают знания и социальные навыки, которые помогут им в недалеком будущем стать успешными гражданами цифрового общества.

В информационном обществе перспектива развития связана в первую очередь с потреблением информации. Сегодня Интернет превращается в один из основных ее источников не только для взрослых, но и для детей. Для рос­сийских подростков Интернет по сравнению с книгами, телевидением, журна­лами становится главным источником информации, конкурирует с учителями и друзьями и частично заменяет родителей.

Проблематика изучения особенностей восприятия Интернет-пространства находится в поле внимания отечественных и зарубежных исследователей таких, как Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, В.Л. Силаева, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт, С.Теркле, К. Янг и др. Научные исследования по данному вопросу в нашей стране пока носят несистематизированный характер и сравнительно немногочисленны.

Интернет - это сфера человеческого бытия, к изучению которой современная наука только начинает приступать. Интенсивность же развития области высоких технологий и расширение ее влияния на жизнь каждого из нас обуславливают увеличение интереса к этой теме.

В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной Сети – Интернет. Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Так возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия "человек-компьютер", а развитие сети Интернет к взаимодействию "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек".

Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. В России, при поддержке правительства реализуются национальная программа «Электронная Россия», в которую включено оснащение всех школ страны компьютерами с доступом в Интернет.

Здесь уместно обратить внимание на статистику распространения глобальной Сети. По данным Фонда «Общественное мнение», за последние пять лет количество активных пользователей Интернета в России увеличилось примерно в пять раз. Полугодовая аудитория интернет - пользователей страны составляет 43,3 млн. человек, или 37% населения страны. Зимой 2011 года число активных суточных интернет - пользователей превысило 25 млн. человек. Российские пользователи Всемирной паутины составляют примерно 10% всех европейских интернет - пользователей. Лидерами в РФ являются Центральный (13,2 млн. человек) и Приволжский федеральные округа (8,6 млн. человек). Каждый третий россиянин - активный пользователь интернета.

Интернет в Оренбургской области давно перестал быть новинкой и преимуществом избранных. Сегодня доступ в глобальную Сеть может получить любой желающий. Сельская местность в этом смысле отстает. Однако, как заверяют эксперты, в ближайшие 2-3 года возможность доступа во Всемирную паутину получат все пользователи нашего региона.

Интернет в целом может рассматриваться, как феномен культуры, обладающий культурными и психологическими особенностями.

Проанализировав работы таких авторов, как О. Н. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л. Н. Бабанин, Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский, А. Е. Жичкина, К. Янг выделим основные подходы к определению «Интернет»:

1.Интернет - как социальная среда и способ коммуникации. Интернет оценивается как социальная среда в силу многих причин. Во-первых, наличие специфического языка взаимодействия («смайликов», аббревиатур, удвоения глаголов, повышенной вербализации различных аспектов телесного опыта и пр.). Во-вторых, специфические нормы взаимодействия (распущенность, агрессивность, повышенная дружелюбность). В-третьих, избирательная трансляция социальных стандартов (большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы). В-четвертых, социальная иерархия, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации. Но в отличие от обычной реальности, Интернет-среда характеризуется гораздо большей социальной неопределенностью — и в силу своей динамики, и в силу принципиальной безграничности, и в силу наличия большего разнообразия возможностей коммуникации.

2. Интернет – как информационное поле или система доступа к информации. В.И. Вернадский отмечал, что существенной особенностью грядущей ноосферы будет являться возможность для каждого индивидуума получения информации обо всех событиях, происходящих на Земле, в режиме реального времени [9].

3.Интернет – как самоидентификационная среда. Интернет предоставляет возможность самоконструирования и анонимного общения. Говоря о проблеме идентичности пользователей Интернета, необходимо затронуть феномен создания «виртуальных личностей». Ему уделяют внимание такие исследователи, как А.Е. Жичкина, К. Янг.

Итак, отметим, что не существует четкого, единого определения сети «Интернет». При этом виртуальное пространство является, как правило, предметом междисциплинарного изучения. Мы попытались выделить основные подходы к определению «Интернет». Безусловно, можно предположить, что развитие глобальной Сети и предоставление новых возможностей для пользователей, будет расширять круг определений данного понятия. Обратимся к вопросу особенности деятельности и мотивов пользователей в сети Интернет.

Для выявления особенностей восприятия и использования Интернет – пространства учениками мы разработали анкету, состоящую из 6 вопросов. Так же мы воспользовались опросником на выявление наличия предрасположенности к зависимости от компьютера. Коэффициент ретестовой надёжности составляет k=0,822, валидность была установлена.

Из опроса 100 учеников (50девочек и 50мальчиков) разных возрастных групп можно сделать вывод о том, что проблема увлеченности Интернетом на данный период времени носит актуальный характер. Подростки большое количество времени отдают виртуальному общению, времяпрепровождению, их перестают интересовать дела вне сети. Из-за этого снижаются умственные нагрузки, дети теряют вкус к жизни, Интернет − жизнь становится моделью восприятия действительности. Очень важно во время начать предпринимать действия по ограничению влияния этой Всемирной сети, которая полезна в нормированном количестве.

П

о результатам анкетирования наблюдается более активное использование компьютера в 2011и превышение доли учащихся, пользующихся компьютером для выхода в Интернет. Компьютер − это машина, имеющая всевозможные функции, но для детей это главным образом проводник для подключения к Интернету.



Так же мы можем говорить, что с возрастом время, которое уделяется Интернету, увеличивается. И как мы убедились из анкетирования, оно тратится в основном как ресурс для развлечения, общения, нежели для получения необходимой информации для увеличения знаний или ознакомления с новостями мира. Родителям необходимо ограничить время посещения Интернета.

Согласно, исследованию к концу обучения в школе главным информационным ресурсом является Интернет, хотя так было не всегда, ведь в более раннем возрасте не каждый ребёнок может использовать все возможности Мировой сети и компьютера. При этом превалирует познавательный мотив. На наш взгляд, Интернет является источником информации для подготовки к экзаменационным испытаниям. Школьники стремящиеся добиться высоких результатов все чаще обращаются к Интернету.

Основные мотивы обращения школьников к Интернету это: мотив общения, познавательный и игровой. Мы так же видим, что девочки чаще обращаются в Интернет с потребностью в общении, мальчики же чаще играют в сетевые компьютерные игры. Мы можем предположить, что причиной обращения к Интернету, как инструменту общения может быть:

1) Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2) Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Безусловно, Интернет так же является «кладовой» информации и игр. Простота и доступность получения информации и игр, привлекают все больше школьников.

Согласно исследованию, достаточно высокий процент учащихся увлечены Интернетом. Наши данные подтверждают информацию о высокой популярности Интернет- ресурсов среди школьников. Можно говорить о том, что XXI век для человечества становится веком информационным. Традиционные черты социальной и биологической жизни человека заменяются новыми, на смену различным формам общественной организации постепенно приходит информационное сообщество. Более того, изменяются традиционные способы социализации индивида обществом, возникает потребность в иных нормах, установках и ценностях. Возникает новый, «виртуальный» мир, со своими законами, всеобщей доступностью информации, правом на свободу самовыражения и своими проблемами. На сегодня эти новые законы, различные влияния виртуальности и психологические особенности вовлеченных в Интернет сеть пользователей остаются мало изученными и на наш взгляд требуют особого внимания.

Отметим, что информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно снижают эффективность процесса обучения и воспитания в современной российской семье и школе. В связи с этим необходимо целенаправленно готовить ученика к жизнедеятельности в информационном обществе путем активизации воспитательной работы в семье и школе. Мы видим, что сегодня жизненно необходимы новые методы, призванные служить профилактике и предотвращению негативных социально-психологических последствий информатизации, содействовать формированию нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения в условиях информатизации общества.



Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf9
conf reports -> Религиозность российской молодежи как социальный феномен
conf9 -> Роль туризма в формировании межкультурной компетентности и толерантности
conf9 -> Исследование ценностных ориентаций современной студенческой молодежи
conf reports -> Научно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средство формирования молодежной политической культуры
conf reports -> Организация исследования политической социализации молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница