Интегрированный подход в преподавании специальных и музыкально- теоретических дисциплин



Скачать 60.07 Kb.
Дата23.08.2018
Размер60.07 Kb.

А.А.Карабанова

МБУДО «Детская школа искусств № 15»

Ново-Савиновского района г. Казани,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ И МУЗЫКАЛЬНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

«Клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно, это направление цивилизации. И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома» (Профессор, доктор психологических наук, Рада Грановская).

Ввиду фрагментарности подачи информации мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Это стало ответом на ускорение темпов жизни и резкое возрастание информационных потоков. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз.

Плюсы клипового мышления:

1.Защищает мозг от информационной перегрузки. Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью 21 веку.

2.Развивает многозадачность. Американский психолог Лари Розен отмечает, что «поколение интернета» — может одновременно слушать музыку, общаться в чате, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

3. Ускоряет реакцию. Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением, они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минусы клипового мышления:

1. Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу. Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

2. Ослабляет чувство сопереживания. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на youtube, повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.

3. Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний (до 10 %.). Дети мало читают и не понимают смысла прочитанного.

4. Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж, человек теряет здравый смысл и способность анализировать.

Дети, обучающиеся в музыкальных школах и школах искусств, имеют огромные преимущества в развитии равновесного мышления, сочетающего в себе качества понятийного (словесно-логического, последовательного) и клипового (мышление образами-картинками, эмоциями и стереотипами) сознания – элите электронно-цифровой эпохи. Интегрируя предметы специальности и музыкально-теоретического цикла в школе искусств можно развивать основные когнитивные (познавательные) процессы человеческой психики:

1. Сосредоточение (фокусировка, концентрация на чём-то одном),

2. Сравнение (сопоставление свойств, анализ),

3. Воображение (фантазия, творчество).

Увлеченность детей компьютерными технологиями и умение быстрого поиска информации поможет в занятиях.

На уроке фортепиано можно применить и закрепить многие теоретические знания: поговорить о композиторе и эпохе, в которой он жил,

об истории жанра музыкального произведения, традициях исполнения, послушать лучшие образцы интерпретации и выбрать лучший вариант, в том числе переложения для других инструментов, оркестра, в современной обработке, посмотреть конкурсные исполнения детьми (например, с конкурса «Щелкунчик»), проанализировать характер и выразительные средства музыки,

нарисовать рисунок, выразительный образ (как домашнее задание). Знания сольфеджио очень помогут в разучивании произведения: проанализировав музыкальную форму и гармонию легче выучить наизусть. Мелодию хорошо пропеть нотами, найти выразительные интонации интервалов, танцевальные ритмы. В этой работе может помочь серия сборников «Большая музыка - маленькому музыканту» Т. Юдовиной-Гальпериной, где рядом с нотным материалом можно прочитать краткую информацию о композиторе и интересные факты из его жизни.

На уроках музыкальной литературы ребята с удовольствием демонстрируют особенности звучания своего музыкального инструмента, рассказывают историю его создания. Украшает урок мультимедийная программа «Энциклопедия музыкальных инструментов» с аудио примерами, демонстрирующими роль инструментов в оркестрах и особенности их звучания в различных стилях и составах. Она позволяет развить тембровый слух, ознакомиться с самыми редкими, оригинальными инструментами народов мира, выбирая по желанию учащихся на географической карте, изучить историю возникновения, эволюцию инструментов.

Поиск на уроках музыкальной литературы парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять. Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются. Например: Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет!

На уроках сольфеджио интересно использовать сборники музыкального материала по произведениям М.И.Глинки и П.И.Чайковского, в старших классах петь нетрудные романсы композиторов, творчество которых изучается параллельно на уроках музыкальной литературы. При изучении темы «Лады народной музыки», «Виды мажора и минора», «Увеличенное трезвучие»и др. интересно вспомнить и послушать примеры из классической музыки (Ф.Шопена, Ф.Листа, Ф.Яруллина и т.д.), проанализировать и определить на слух виды ладов и гамм, аккордов, сочинить мелодию в определенном ладу. Компьютерная образовательная игра «Матроскин учит музыку», созданная на основе популярного мультфильма, поможет познакомиться с музыкальной грамотой и закрепить знания в игровой форме. В программе допущены ошибки, поэтому учимся относиться к преподносимой информации критически и придумываем игру «Найди ошибки персонажей мультфильма». Вот еще несколько замечательных пособий для развития и обучения детей на основе классической музыки, которые помогут украсить обучение: «Мурзилка. Затерянная мелодия», «Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности», «Угадай мелодию», "Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик", "Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта", «Алиса и Времена года».

Весь пройденный теоретический материал ребята обязательно закрепляют, проигрывая на фортепиано сразу по несколько человек в разных октавах. Можно поиграть в игру, где один из учеников исполняет роль учителя, играя на фортепиано интервалы и аккорды для слухового анализа всей группы. Для запоминаний правил можно использовать физкультминутки. Например: «диез» - поднимаемся на носочки, вытянув руки вверх, «бекар» - опускаем руки, «бемоль» - присаживаемся. При изучении длительностей – игра «Шаги в лесу», в которой длительности нот ассоциируются с шагами животных: четверть – волк, восьмые – зайчики, шестнадцатые – белочки, половинная – «нотка-бегемотка». В конце урока можно послушать яркую образную музыку, закрыв глаза мысленно нарисовать картину или «мультфильм», придумать название, обязательно объяснить свой выбор ассоциаций. Дома надо вспомнить и зарисовать образ. Интересно использовать песенники с буквенными обозначениями тональностей, петь детские и популярные эстрадные песни с аккомпанементом по цифровке.

Увлекательная форма работы, объединяющая все предметы музыкальной школы – составление кроссвордов в программе EclipseCrossword, она активизирует мышление учащихся, (так как требует не только знания материала, но и умение грамотно формулировать и излагать свои мысли); помогает заострить внимание на важных моментах текста, требуя более осмысленного изучения темы; позволяет проверить знания класса в игровой форме; вырабатывает умение работать в команде для достижения поставленной цели.

Исследования психологов показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Поэтому в школе проводится социальный арт-проект с тематическими концертами и викторинами: «Волшебный звук свирели», «Музыкальный салон госпожи Д'Авиньон», «В стиле Ретро», «От классики до джаза», «Этюды-ступеньки к исполнительскому мастерству», «Казань музыкальная» и многие другие. Учащиеся разных отделений школы искусств с большим увлечением участвуют в театрализованных концертах – спектаклях.



Интернет ресурсы: http://www.musigi-dunya.az/pdf/59/4.pdf

http://www.oum.ru/literature/raznoe/klipovoe-myshlenie-iskazhaet-realnost-mira/

http://www.liveinternet.ru/users/tanzhela/post401779362/


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница