Интегративный подход в решении социальной проблемы безнадзорности детей



Скачать 255.98 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата29.01.2018
Размер255.98 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Интегративный подход в решении социальной проблемы безнадзорности детей
7 В последние годы возрастает внимание отечественных и зарубежных социологов к исследованию социальных проблем. Ориентация американской социологии на изучение конкретных социальных проблем вначале века позволила накопить определенный опыт и поставить вопрос о создании специальной отрасли социального знания – социологии социальных проблем. В ней развиты два основных онтологических представления о социальных проблемах объективистское и субъективистское, включающее и конструкционистский подход [1;
2, с. 160–175]. Объективистский, или, по Дж. Ритцеру, фактуалистский подход восходит к позитивистской традиции в социологии XIX века и трактует социальную проблему исключительно как условие, существующее независимо от воли и сознания действующих индивидов и групп [3, с. 571]. Объективную составляющую социальной проблемы можно зафиксировать и количественно описать, выяснить причины, проследить генезис данного явления и по возможности предложить определенные меры по исправлению данной ситуации. Субъективистское, или дефинистское (Дж. Ритцер), направление в исследовании социальных проблем опирается на социологию социального действия М. Вебера и исследования социального взаимодействия. Согласно этой традиции считается, что без субъективного определения социальная проблема как таковая в общественном сознании не существует. Для этого направления важно, кто и как придает статус социальной проблемы некоей существующей или даже несуществующей ситуации. Некоторые социальные практики используют методологию конструктивизма, направленную на анализ действий индивидов и групп, выдвигающих утверждения – требования о существовании каких-либо проблем. Но конструктивистский подход, при всей его несомненной информативности, ориентированна социальную критику, в первую очередь критику власти и ближе чистым социологам, чем социальным политикам, социальным работникам, специалистам, занимающимся проблемами детей и реального осуществления их прав. Нам представляется, что социальным практикам, профессионально ориентированным на позитивное решение социальных проблем, должны быть ближе те теории, которые позволяют определять позиции конкретных людей в конкретных ситуациях с учетом тех объективных обстоятельств, которые сопровождают весь процесс возникновения и решения проблем. Поэтому интеграция объективной и субъективной теорий всегда привлекала внимание исследователей.

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


УДК 316.354:351/354
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ


2012 г.
Э.Ф. Алимова
Казанский национальный государственный технологический университет alfiaa@mail.ru
Поступила в редакцию 10.06.12
Рассматривается интегративная парадигма, объединяющая объективистскую и субъективистскую традиции в решении социальных проблем, в том числе проблемы безнадзорности детей. Интегративная парадигма позволяет наиболее полно рассмотреть структуру социальной проблемы, состоящей из вовлеченных, причастных и «ценностно-нормативного» аспектов для выработки аутентичных механизмов в решении социальных проблем.
Ключевые слова: объективистский, субъективистский подход, интегративная парадигма, безнадзорность, причастные, вовлеченные, ценностно-нормативная составляющая, страх, стыд, вина.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница