Интегративная социология п



Скачать 25.33 Kb.
Pdf просмотр
Дата01.07.2018
Размер25.33 Kb.


ИНТЕГРАТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА
Рядькина Анна Андреевна
Студент
ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
МИФУБ
Ryadkina_Anna@pochta.ru
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных,
так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях
Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.
Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия – интегрализм».
Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности.
По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.
Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…», «…он также является сверхсознательным творцом,
который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества».
П.А. Сорокин утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики,
изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и
Красоты».
В основу его миропонимания можно положить принцип «золотой середины». Эта
«золотая середина» будет представлять собой совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.
Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения
Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию,
которая могла бы этому способствовать.
Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно- нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».
Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса.
Сорокин выделяет ее функции: «…она была и остается реальной силой, которая может:
остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; исследования также показали: что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику

и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является сильным противоядием против преступных,
патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов;
что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец,
что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви - энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».
Главным фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества великого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов,
особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и в мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России видится положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество». Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.
Список литературы
1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993.
2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука,
1994.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница