Институциональные и мотивационные аспекты



Скачать 58.87 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата13.04.2018
Размер58.87 Kb.
  1   2   3


38
УДК 316.477-057.4
В.Н. Огнев
ПОСТВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Рассматриваются некоторые институциональные и мотивационные аспекты получения степени кандидата наук в России.
В настоящее время в области высшего образования пристальное внимание стало уделяться качеству предос- тавляемых образовательных услуг. В вузах формируют- ся отделы, отвечающие за контроль над качеством выс- шего образования, проводятся дополнительные «срезы», проверки «остаточных» знаний студентов и т.д.
О причинах столь пристального внимания можно говорить много. Сюда можно отнести и болонское со- глашение, и, возможно, неудовлетворенность качест- вом предоставляемых услуг, и сомнительную результа- тивность контроля «на выходе» и т.д. [1, 2].
Однако если в области высшего образования все- возможные исследования велись и ведутся по сей день, внедряются всевозможные новые технологии контроля, то относительно поствысшего образования, а именно в технологии контроля за подготовкой аспирантов (бу- дущих кандидатов наук), существует определенный пробел. Причины здесь могут быть разные, но зачас- тую это лишь предположения и доводы.
Возникает закономерный вопрос – почему? Ответом может служить недостаточное количество масштабных и глубоких исследований в данной области в связи с тем, что к наличию проблем в институте поствысшего образования взоры исследователей стали обращаться относительно недавно. Причиной сложившейся ситуа- ции может служить отсутствие необходимости в про- ведении глубоких исследований, изучения каких-либо проблем в той области, в которой данные проблемы не обозначены, завуалированы.
Функции института аспирантуры заключаются в контроле за подготовкой кандидатов наук. Институт существует и работает по принципам, которые дейст- вовали и 10, и 15 лет назад. В итоге возникает следую- щая ситуация: институт работает, кандидатов наук вы- пускает. Тогда зачем что-либо менять внутри, когда функции выполняются? И на что обращать внимание исследователям?
Сегодня практически все исследователи, работаю- щие в области поствысшего образования, схожи во мнении – проблемы в институте есть, и их необходимо решать, т.е. повышать качество самой подготовки ас- пирантов и, соответственно, качество выпускаемых кандидатов наук.
Данная статья включает в себя сравнительный ана- лиз экспертных (заведующие отделом аспиранту- ры/докторантуры) интервью нескольких крупных вузов
РФ, а также интервью с аспирантами.
Основные вопросы, которые будут раскрываться ниже: мотивация на обучение в аспирантуре (с точки зрения экспертов и аспирантов); основные проблемы, возникающие в процессе обучения в аспирантуре (со слов аспирантов и с точки зрения экспертов), а также будет подробно рассмотрена проблема, связанная с работой аспирантов во время обучения.
Начнем с мотивации на поступление, обучение и получение степени кандидата наук. Все эксперты, от- вечая на вопросы интервью, отметили, что приток по- ступающих в аспирантуру заметно увеличился (по сравнению хотя бы с пятнадцатилетним периодом).
Интересен тот факт, что о возросшем интересе к обу- чению в аспирантуре в принципе можно услышать и в
СМИ, однако, зачастую это мнение присуще многим обывателям, единственным мотивом к поступлению называют стремление молодых людей получить от- срочку от армии, остальные же причины остаются в тени. Так в чем же заключается мотивация на обучение в аспирантуре, по мнению самих экспертов?
В основном эксперты отметили следующие факторы:
– желание закрепиться в вузе сроком еще на 3 года
(что может быть вызвано отсутствием перспектив тру- доустройства, «боязнью» перехода в другую среду, получением отсрочки от армии);
– повышение профессионального уровня/статуса
(для движения по карьерной лестнице в вузе, для полу- чения большей конкурентоспособности на рынке труда вообще);
– «дань традиции». Возможно в данном случае име- ется в виду продолжение «рода интеллигенции» (если родители имеют данную степень) и т.д. Данные факто- ры эксперты выделили в качестве основных.
Также экспертам задавался вопрос о том, кто больше заинтересован в получении степени кандидата наук – юноши или девушки – и существует ли вообще такое де- ление. Отвечая на данный вопрос, практически все экс- перты сошлись во мнении, что юноши больше мотивиро- ваны на получение степени кандидата наук. Лишь один эксперт сказал об увеличении притока юношей в послед- ние три-четыре года (сказывается направленность вуза – гуманитарный, педагогический; а увеличение связано, отчасти, с интересом юношей к обучению по специально- стям: психология, философия…). Что же касается причин, то эксперты говорят в основном об отсрочке от армии
(где-то не выделяют данный фактор в качестве основного, однако, говорят о том, что не учитывать его нельзя). Так- же в качестве одной из причин, один из экспертов отме- тил разные жизненные стратегии юношей и девушек (по- следние более сориентированы на «обустройство» личной жизни, нежели на занятие научной деятельностью).
В этой связи было проведено интервью с аспирантами различных вузов и факультетов (технические и гумани- тарные специальности).
Говоря о цели поступления, аспиранты в качестве основной выделили защиту кандидатской диссертации, и лишь в трех случаях опрашиваемые указали на полу- чение отсрочки от армии.
Если задаться вопросом «для чего нужна вообще кандидатская диссертация?», то просматривается сле- дующая ситуация. Поступление в аспирантуру связано:




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница