Инновационное развитие организаций сферы услуг в условиях глобальных ресурсных и технологических изменений



Скачать 135.83 Kb.
Дата16.08.2018
Размер135.83 Kb.

Смирнов В.П.

к.э.н., профессор Дальневосточного федерального университета


ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
В формирующейся экономике постиндустриального общества сфера услуг становится доминирующей сферой, деятельность по оказанию услуг – доминирующим видом деятельности, субъект-субъектное взаимодействие – доминирующей формой взаимодействия.

Экономика постиндустриального общества, как и общество в целом, все в большей степени выступает как сфера непосредственных взаимодействий субъектов. Лидирующая в мире экономика США к началу двадцать первого века сформировалась и функционирует как экономика услуг. На долю соответствующих отраслей и функций приходится 80 % валового внутреннего продукта страны и примерно такая же часть общей численности занятых1. Аналогичные изменения происходят в большинстве стран мира, в том числе, в России и Украине. Изменение структуры экономики развитых стран в последней четверти ХХ века показано в таблице 12.

Таблица 1

Изменение структуры экономики развитых стран в 1975-2001 гг. (%)



Страны

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

1975 г.

2001 г.

1975 г.

2001 г.

1975 г.

2001 г.

США

4,1

2,2

30,6

23,0

65,3

74,8

Германия

6,8

1,0

45,4

31,0

47,8

68,0

Франция

10,4

3,0

38,6

26,0

51,0

71,0

Из приведенных данных следует, что в развитых странах за рассматриваемый период удельный вес сельского хозяйства и промышленности существенно сократился, доля же сферы услуг возросла и составила от 68,0 до 74,8 %.

В тех же направлениях происходит изменение численности занятых. В таблице 2 представлена структура численности занятых в экономике развитых стран по состоянию на 2010 г.

Таблица 2

Структура численности занятых в экономике некоторых зарубежных стран по видам экономической деятельности (2010 г., в процентах к итогу)



Страны

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

США

1,6

17,2

67,9

Германия

1,6

30,3

69,3

Франция

2,9

21,8

72,0

Экономика с такой структурой вполне обоснованно определяется как экономика услуг или сервисная экономика. Однако только этим не исчерпываются изменения. Экономику постиндустриального общества принято определять как информационную, сетевую, экономику постиндустриального капитализма, экономику со специфицированными правами собственности, экономику с преобладанием инновационного типа экономического роста, глобализирующуюся экономику. В научных исследованиях отмечаются другие существенные сдвиги в экономической системе общества при переходе к новому состоянию: усиление неравномерности развития стран, регионов, территорий; интеллектуализация экономики (рост значения умственной человеческой деятельности, повышение роли интеллектуального капитала); изменение характера доходообразования, в результате чего основными доходами становятся разновидности процента и ренты (в том числе, глобальной интеллектуальной и финансовой ренты); упрочение определяющей роли финансовых факторов среди внешних факторов экономического развития; повышение управляемости экономики, возрастание роли менеджеров-управленцев; виртуализация экономики, сопровождающаяся появлением виртуальных экономических благ, производств, денег, капитала, валюты, корпораций, банков. Выявляется изменение содержания основных экономических понятий (продукта, труда, капитала, богатства, источника ценности, потребности, благосостояния, денег, формы социального взаимодействия, модели человека). По нашему мнению, эти сдвиги и изменения нельзя рассматривать разрозненно, применительно к одному или нескольким процессам или понятиям. Эти изменения внутренне связаны, поэтому должны изучаться в комплексе. Кроме того, их не следует представлять в форме линейных зависимостей, потому что обретение нового содержания экономическими процессами и явлениями не всегда сопровождается полным устранением элементов старого содержания Чаще происходят более сложные процессы, допускающие сосуществование и взаимодействие старых и новых элементов.

Инновационное развитие организаций любой сферы, в том числе, сферы услуг, необходимо исследовать с учетом отмеченных обстоятельств.

Различные направления изучения сферы услуг и сервисной деятельности в последние десятилетия активно развиваются в мире и в стране. При этом получают признание и широко используются концепции, отражающие возрастающее значение услуг в обществе и отводящие сфере услуг ведущую роль в совершенствовании общей социально-экономической структуры.

Роль сферы услуг в обществе определяется ее экономическими и социальными функциями, которые, по нашему мнению, не остаются неизменными, а претерпевают существенные изменения.

Так, основными экономическими и социальными функциям сферы услуг на стадии индустриального развития являются: обслуживание сферы материального производства (предоставление услуг транспорта и связи, правовых консультаций, технического обслуживания, рекламы), воспроизводство рабочей силы (предоставление услуг, оказываемых населению образовательными, спортивными, оздоровительными и культурно-зрелищными учреждениями), создание дополнительных материальных благ (производство на заказ предметов длительного пользования или восстановление ранее утраченных подобными предметами потребительских свойств, выполняемое предприятиями и организациями службы быта), удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг (эта функция осуществляется организациями, обслуживающими население), снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах (эту функцию выполняют организации жилищно-коммунального и бытового обслуживания), рациональное использование высвобождающегося свободного времени населения (этим занимаются различные культурно-зрелищные учреждения), обеспечение безопасности государства и охрана общественного порядка (эти услуги предоставляют населению государственные структуры)1.

На стадии же постиндустриального экономического развития роль сферы услуг возрастает, и содержание ее функций расширяется. Это отражено в ряде публикаций отечественных авторов. В них отмечается повышение роли сферы услуг, явдяющейся в современных условиях важной частью национального и мирового хозяйства, обеспечивающей развитие человеческого капитала, оказывающей все возрастающее влияние на функционирование и развитие материального производства, способствующей увеличению свободного времени, создающей возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества, выступающей важнейшим элементом формирования современного качества жизни, обеспечивающей современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны1.

Однако и в этой оценке роли сферы услуг имеются неточности. В современных условиях важнейшей функцией сферы услуг, по нашему мнению, становится создание и подготовка к использованию разнообразных новых невещественных форм капитала (интеллектуального, а в его составе не только человеческого, но также организационного и потребительского капитала). Одновременно для самих предпринимателей и бизнесменов сфера услуг превращается в пространство эффективного применения традиционных и новых форм капитала. Кроме того, сфера услуг становится пространством проявления и закрепления важнейших характеристик экономики постиндустриального общества (не только сервисной, но также информационной, сетевой, смешанной, инновационной, глобализирующейся, экономики постиндустриального капитализма, экономики интеллектуального предпринимательства). Соответствующим образом изменяются экономические и социальные функции сферы услуг.

Происходят изменения в сущности и содержании услуг. Многогранность и продолжающееся развитие объекта изучения приводят к тому, что разные исследователи под услугой понимают деятельность, действие, благо, товар, результат деятельности, процесс, явление. В таких условиях, по нашему мнению, в познании услуг (как и других экономических явлений и процессов) следует применять интегративно-конвергенциальный подход, позволяющий не отвергать, а принимать во внимание выявленные в рамках различных подходов характеристики исследуемого объекта. В рамках этого подхода под услугой как процессом следует понимать сопровождающуюся возникновением или переходом частичных правомочий собственности трудовую или производственную деятельность (действие, процесс) по созданию специфического экономического блага. Услуга как явление – это результат деятельности, благо, непосредственно и прямо удовлетворяющее личные и/или производственные потребности, повышающее качество и уровень жизни людей, обеспечивающее создание или развитие различных форм интеллектуального капитала.

В организациях сферы услуг в процессе развития изменяются цели, стратегии, технологии, производимые блага, люди и культура.

Изменения в сфере услуг осуществляются на разных структурных уровнях. В области технологии существенные сдвиги происходят по двум направлениям, к которым непосредственное отношение имеют предпринимательские структуры: 1) упрочивается пятый технологический уклад и осуществляется переход к шестому технологическому укладу, основанному на использовании нанотехнологий (определяющими становятся наукоемкие технологии, среди производственных ресурсов на ведущие позиции выдвигаются интеллектуальные ресурсы; расширяются процессы оказания услуг в форме обмена научными знаниями, интенсифицируется применение информационных ресурсов, усиливается ориентация предпринимателей на создание и использование соответствующих форм интеллектуального капитала); 2) при применении традиционных технологий, устоявшихся форм, методов и средств деятельности обязательным элементом их совершенствования становится прямой обмен деятельностью отдельных работников, подразделений, организаций, то есть, оказание услуг производственного характера, перерастающее во внутрифирменное предпринимательство и приводящее к увеличению интеллектуального капитала организации; в экономике постиндустриального общества деятельность по оказанию услуг становится обязательным элементом любой эффективной технологии.

Происходят кардинальные изменения в производстве услуг. Усиливается кастомизация, ориентация на индивидуального потребителя. Цель производства при оказании услуг состоит в создании экономического блага и извлечении дохода. Но для этого в самом производстве необходимо полнее удовлетворить потребность, добиться повышения реального полезного эффекта. Доминирующим видом взаимодействия в процессе производства становится непосредственное взаимодействие человека с человеком без каких-либо посредников.

В организациях сферы услуг, реализующих перспективные стратегии, часть полученного дохода капитализируется, как правило, в самой же сфере услуг с целью расширенного воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала организации, увеличения ее интеллектуального капитала. Результатом являются услуги высокой добавленной стоимости.

Выход услуг на ведущие позиции в постиндустриальной экономике связан также с разрешением проблемы трансакционных издержек. Как известно, в общих издержках на производство и реализацию экономических благ доля трансакционных издержек возрастает, а доля трансформационных издержек уменьшается. Развитие деятельности по оказанию услуг способствует снижению размера трансакционных издержек хозяйствующих субъектов при выполнении ими определенных социальных и экономических функций, так как качественные услуги значительно уменьшают соответствующие затраты и тем самым облегчают и ускоряют взаимодействие экономических субъектов. А это приводит к расширению потока инвестиций во все сферы национального хозяйства и к повышению уровня отдачи от них. При этом изменяется не только структура стоимости, но и потребительная стоимость экономических благ: после прохождения сферы услуг экономические блага оказываются более приспособленными к удовлетворению производственных и личных потребностей.

В работах специалистов отмечается, что превращение деятельности по оказанию услуг в решающий фактор социально-экономического развития имеет ряд положительных последствий для производства и потребления1. Последствия для производства следующие: 1) снижаются издержки, что приводит к уменьшению стоимости товаров (снижение составляет в среднем 12–17 %) (происходит это в результате сокращения затрат материальных ресурсов и сырья, уменьшения расходования технических средств и орудий труда, сокращения масштабов использования физического труда и механических операций при одновременном, но более медленном, росте расходов по кредитам, торговым и коммерческим операциям, транспортировке готовой продукции); 2) ускоряется процесс появления новых товаров с особыми потребительскими свойствами; 3) происходят изменения в жизненном цикле товаров, увеличиваются сроки их службы и эксплуатации; 4) снижаются трансакционные издержки в стоимости товаров. Имеются положительные последствии и для потребления: 1) покупатель уже на рынке становится потребителем, а продавец выступает производителем, что существенно изменяет поведение этих экономических субъектов; 2) возрастает объем потребления промежуточных и конечных товаров и услуг (при этом доля промежуточных продаж растет более высокими темпами, чем доля конечных продаж); 3) изменяется структура потребления – происходит качественный и количественный рост потребления услуг и сокращение потребления товаров; 4) соответствующим образом изменяется структура расходов населения.

Зарубежные специалисты объясняют развитие сферы услуг в экономике постиндустриального общества действием следующих основных факторов: политикой государства, тенденциями бизнеса, развитием информационных технологий, социальными изменениями, интернационализацией деятельности по оказанию услуг2.

Отечественные исследователи к факторам, способствующим прогрессу сферы услуг и становлению сервисной экономики, в одних случаях также относят политические, экономические, социально-демографические и научно-технические факторы, бизнес-факторы, интернационализацию и глобализацию1. В других же случаях такими факторами считают: расширение и усложнение потребностей; научно-технический прогресс; действие совокупности экономических факторов; рост спроса на различного рода потребительские услуги, развитие систем сервисного сопровождения товаров; гармонизацию интересов потребителей и производителей; действие социально-демографических факторов; реализацию политико-правовых факторов; развитие инфраструктуры рынка; действие социально-культурных факторов; природную среду2.

По нашему мнению, доминирование сферы услуг в экономике постиндустриального общества имеет более глубокие основы, чем те, которые традиционно выделяются зарубежными и отечественными исследователями. Глубинные основы этого процесса, как и в целом процесса становления новой экономики, определяются движущими силами развития общества и экономики – предпринимательством, конкуренцией и социальным динамизмом. Системное взаимодействие этих движущих сил приводит к появлению в экономике новых черт, каждая из которых усиливает процесс доминирования сферы услуг. Объяснение доминированию сферы услуг в экономике постиндустриального общества дает теория расширяющихся рынков и все более полно проявляющаяся закономерность расширения источников создания и сфер применения нового капитала (закономерность капитализации элементов хозяйственной деятельности).

Деятельность по оказанию услуг охватывает все секторы, сферы и комплексы экономики. Осуществляющие такую деятельность экономические субъекты имеют разнокачественные характеристики, различные целевые установки и неодинаковые поведенческие мотивы. Среди экономических субъектов выделяются предпринимательские формирования. Внутренним источником, стратегическим ресурсом, фактором развития, содержанием и формой деятельности подавляющей части организаций сферы услуг на стадии постиндустриального развития становится предпринимательство, под которым предлагается понимать активность субъектов экономики, направленную на получение предпринимательского дохода посредством создания нового капитала в ходе преобразования ресурсов, факторов, условий, форм, методов, средств и результатов экономической деятельности, а также посредством трансформации или иного повышения продуктивности ранее созданного капитала. Предпринимательство в таком понимании – это наиболее полноценная форма инновационного развития.

Так, услуги, предоставляемые в форме частных благ, являются предметом функционирования рынка платных услуг, на котором превалируют предпринимательские системы. Услуги, потребляемые населением в форме общественных благ, являются предметом функционирования государственных организаций социальной сферы. Такие услуги не могут быть объектом купли-продажи. Однако предпринимательские системы в виде инфраструктурных образований (сервисных организаций) проникают и в этот сектор, повышая эффективность соответствующей деятельности. Активно развивается рынок платных услуг, представляющий собой сферу экономики, в которой частные и клубные блага (услуги) реализуются по ценам, покрывающим издержки производителя и приносящим ему прибыль. Рынок платных услуг имеет специфические особенности, отличающие его от современного рынка товаров. Это рынок, близкий по своим признакам к рынку совершенной конкуренции, характеризующийся значительной конъюнктурностью, непредсказуемостью, сегментацией, динамизмом, гибкостью, локализацией, неравновесностью. И этот рынок непрерывно расширяется за счет перехода ряда услуг из категории нерыночных в разряд рыночных услуг.

Предпринимательство обеспечивает поступление в сферу услуг и использование в этой сфере различных видов производственных ресурсов (вещественных и невещественных) – капитальных, трудовых, денежных (финансовых), природных, технологических, информационных.

Предпринимательство изменяет процесс оказания услуг (делает его более технологичным) и обогащает содержание оказываемых услуг.

Предпринимательство само изменяется в результате потребления услуг в ходе развития элементов нового интеллектуального капитала.

Предпринимательский сектор (коммерческие организации, предприниматели без образования юридического лица) укрепляет свои позиции в сфере услуг, предпринимательство становится главным субъектом оказания услуг.



Предпринимательство становится ведущим внутренним ресурсом и фактором развития постиндустриального общества и постиндустриальной экономики.

1 Проблема эффективности в XXI веке: экономика США / Отв. ред. В.И. Марцинкевич; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - С. 327.

2 World Development Report, 2003.

1 Плешивцев А.В. Диалектика развития сферы услуг в процессе перехода к рыночной экономике: дисс…к.э.н. – М., 1992.

1 Шакуров И.Г. Соотношение рыночных и государственных регуляторов развития сферы услуг: автореф. дисс…докт. экон. наук. – СПб., 2009. - С. 19.

1 Махошева С.А. Сфера услуг и формирование новой архитектуры развития региональных социально-экономических систем: автореф. дис… докт. экон. наук. – Нальчик, 2009. - С. 15-16.

2 Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. – М.; СПб.; Киев: ИД «Вильямс», 2005. - С.59.

1 Восколович Н.А. Экономика платных услуг: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2007. - С. 21.

2 Махошева С.А. Указ. соч., с. 25-26.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница