Инновационный проект



Скачать 39.89 Kb.
страница1/5
Дата01.07.2018
Размер39.89 Kb.
  1   2   3   4   5

Департамент образования Ярославской области

Управление образования администрации Ростовского МР

МОУ гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Организация внеурочной деятельности школьников

на уровне основного общего образования

с использованием дистанционных технологий»


Ростов, 2015
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних» (Сократ).Логика поиска условий, в которых ученик приобретает опыт самоопределения, привела коллектив нашей гимназии к идеевзаимосвязи этого опыта со специальной разработкой форм и средств развития индивидуальности ребенка не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, которой уделяет особое внимание новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Важнейшим фактором реальности и успешности инновационного проекта выступает наличие соответствующего социального заказа. Как на возможного «заказчика» наш проект ориентируется на гражданское сообщество, в состав которого входит образовательная (педагогическая) общественность города, района (в идеале – области), а также те, кто понимает значение образования (в том числе дополнительного образования) и воспитания для общества и каждого человека: педагоги гимназии, родители и сами учащиеся. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002—2005 годы, утверждённая приказом Минобразования России от 25.01.2002 г. № 193 и регулирующая в настоящее время внеурочную сферу школы1, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Если переформулировать это на язык современных стандартов образования, то внеурочную деятельность детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное предназначение этой деятельности — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Реализация социальных ожиданий через инновационную деятельность школы связана с разрешением ряда противоречий. Вступив в этом учебном году в процесс перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты на основной ступени образования, мы столкнулись с проблемами организации внеурочной деятельности школьников. Противоречия, с которыми мы столкнулись, лежали в разных плоскостях:



  • Противоречие между визуально ориентированной информационной средой, под воздействием которой ребенок сегодня находится едва ли не с самого момента своего рождения, и школой, которая по-прежнему и уже даже во внеурочной деятельности учащихся ориентирована на большие объемы «бумажной» информации.

  • Противоречие, связанные с объективной необходимостью внедрения в образовательную и воспитательную ткань новых информационных и коммуникационных технологий и неготовностью большинства программ и форм внеурочной деятельности к этому(традиционная знаниевая ориентация не позволяет рассматривать внеурочную деятельность именно как деятельность).

Развитию индивидуальности ребенка во внеурочной деятельности, на наш взгляд, мешают:

  • Противоречие между собственным выбором, желаниями и осознанными приоритетами ученика и формами этой деятельности, которые предлагаются учителем.

  • Противоречие между стандартами обучения и ценностями самовыражения и самореализации.

  • Противоречие между относительной замкнутостью школы как учреждения и быстро меняющейся социальной средой.

Перечисленные противоречия представляются нам самыми существенными. В нашей гимназии они стали проявляться наиболее заметно в связи с переходом на новые стандарты средней школы, когда под видом внедрения системы целостной жизнедеятельности ребенка во второй половине дня мы вольно или невольно ограничивали его теми же школьными стенами и учителями, теми же уроками, теми же школьными проектами. Тем самым мы лишили пятиклассников возможности выйти в другой мир, за пределы гимназии без навязчивого сопровождения взрослых.

В то же время современное общество предъявляет школе ряд обоснованных требований, в том числе и способность дать такое образование и воспитание, получив которые человек будет самостоятельно работать, учиться, раскрывая свои потенциальные возможности и интересы. Стремясь поддержать статус развивающегося учреждения, мы посчитали необходимым осуществить решение обнаружившихся проблем за счет реализации инновационного проекта, который как условие разработки новых микромоделей внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении позволяет увязать миссию гимназии с новыми высокими результатами образования и воспитания.Поскольку модернизация образовательного процесса в современных условиях базируется на внедрении дистанционных технологий, позволяющих развиваться различным формам образования, и в этом направлении в нашем учреждении есть определенный опыт, то в основу нашего работы мы положили применение именно этих технологий. На наш взгляд, именно позволят разрешить назревшие противоречия и сделать процесс образования субъектным, иначе вариативным, т.е. когда ученик действительно получить возможность выбирать, как ему совершенствоваться в различных видах внеурочной деятельности.



Обоснование значимости проекта для развития системы образования Ярославской области

В Государственной программе Ярославской области «Развитие образования и молодежная политика в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.05.2013 № 524-п среди приоритетов государственной политики в сфере образования обозначены такие, как:

- в общем образовании:

• обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

- в дополнительном образовании детей:

• развитие программ дополнительного образования, реализуемых на базе организаций общего образования.

«Более 40 процентов школ Ярославской области имеют техническую возможность применять при обучении современные дистанционные образовательные технологии, что значительно расширяет возможности получения обучающимися качественного образования» (Государственная программа Ярославской области «Развитие образования и молодежная политика в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы). Но как проблема в этом документе обозначено существенное различие по условиям образовательного процесса и по образовательным результатам, что «свидетельствует об отсутствии равного доступа населения Ярославской области к качественному образованию». Среди проблем дополнительного образования названы:

- ограниченность имеющегося перечня дополнительных образовательных программ (недостаток программ технической направленности, программ, удовлетворяющих современные потребности детей, программ для мальчиков и юношей);

- недостаточное количество программ интеллектуальной направленности и предпрофессиональной подготовки.

И, чтобы обеспечить этот «равный доступ к качественному образованию» восполнить пробел в наличии программ, «удовлетворяющих современные потребности детей»,пока хотя бы в рамках нашего образовательного учреждения, мы взялись за проектирование новых форм работы с детьми в рамках внеурочной деятельности.

В задачи Государственной программы, в частности, вошли:

- повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг<…>;

- обеспечение защиты прав и интересов детей, создание условий для их безопасной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и самореализации;

- совершенствование условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Ярославской области.

На наш взгляд, наш инновационный проект призван содействовать развитию системы образования Ярославской области.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ И УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Нами была сформулирована проблема, которую предстоит решить в ходе проекта: недостаточность условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании, свободы их самоопределения и самореализации во внеурочной деятельности.

Цель проекта: развитие деятельности школы по удовлетворению запросов потребителей образовательных услуг (обучающихся, их родителей) в новом качественном образовании в рамках внеурочной деятельности на основе современных образовательных (дистанционных) технологий.

Задачи проекта:


  1. Создать условия для вовлечения педагогов в процесс продуцирования и применения различных форм достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности с опорой на дистанционные технологии.

  2. Создать условия для вовлечения учащихся во внеурочную деятельность путем реализации их желаний и потребностей через использование преимуществ дистанционных технологий.

  3. Обновить технологии организации внеурочной деятельности, усовершенствовав активные образовательные практики на новой (дистанционной) технологической основе.

  4. Создать систему мониторинга качества образования и эффективности внедрения дистанционных технологий во практику внеурочной деятельности через диагностику результатов формирования УУД.

К инновационным идеям проекта следует отнести:

• Ученик как организатор своей внеурочной деятельности.

• Разделение ответственности за конечный результат внеурочной деятельности между всеми участниками образовательного процесса.

• Освоение опыта совместной деятельности ученика и учителя через участие в реализации инновационного проекта как новой формы совместной внеурочной деятельности.

• Полифункциональность проекта: с одной стороны, мы по-новому (в новом виде деятельности учащегося) используем дистанционные технологии, с другой – организуем по-новому сам образовательный процесс (изменяем подходы к построению системы «ученик-учитель» во внеурочной деятельности).

В какой-то степени наш проект уникален, поскольку предполагает инновации на различных уровнях: инновация как процесс (формирование компетентности педагогического коллектива в применении дистанционных технологий в решении не только образовательных, но и воспитательных задач); инновация как продукт (разработка программ внеурочной деятельности с технологическими картами внедрения дистанционных технологий); инновация как ресурс (создание творческого объединения учителей, обеспечивающего интеграцию основного и дополнительного образования детей с использованием дистанционных технологий).

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Каталог: fileadmin -> iro
fileadmin -> К кандидатскому экзамену по истории и философии науки
iro -> Современные подходы к развитию языка и речи детей раннего возраста
iro -> Памятка для родителей (законных представителей) и специалистов, работающих с несовершеннолетними обучающимися, по выявлению у несовершеннолетних признаков суицидального поведения
iro -> Понимание социализации через слово
iro -> Организация рационального и адекватного (здорового) питания школьников
iro -> Методические рекомендации Ярославль 2017 ббк 66. 3(2Рос)3 с 83


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница