Инновационный потенциал гегелевской философии



Скачать 72.22 Kb.
страница1/2
Дата02.07.2018
Размер72.22 Kb.
  1   2


ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Подобно тому как спортивный тренер противостоит игрокам, а театральный режиссёр – актёрам, так и философия составляет единство противоположности со всеми остальными науками. Частные науки изучают мир по частям. Философия стремиться постичь его как целое. Сообразно этим целям различаются и их методы. Каждая наука начинает процесс познания "своей" части мира с акта непосредственного восприятия тех реальных предметов, которые её составляют. Исследуя их, она вырабатывает соответствующий круг понятий, за счёт которых делает данную область мира достоянием нашего мышления. Так, например, химия показывает нам качественные различия вещества планеты посредством таких понятий, как: соль, оксид, гидрат, кислота, основание и т.д.

В противоположность частным наукам философия начинает постигать мир не со ступени его чувственного восприятия, а сразу же со ступени его мышления. Она делает своим предметом все те понятия, посредством которых мы осмысливаем мир и передаём друг другу информацию, и далее напрямую работает с ними. Свою задачу она видит в том, чтобы свести весь этот разрозненный материал в единую всеохватывающую систему, с тем, чтобы в итоге из него сложилась целостная картина мира. Собственно в этом и заключается инновационный потенциал философии. Делая разрозненные понятия логически упорядоченными моментами единой в себе системы, она тем самым получает возможность раскрывать смысл каждого из них в его истинном познавательном значении.

Но будет ли реализован этот потенциал, зависит от того, насколько успешно философия сумеет решить свою главную задачу – создать всеохватывающую систему понятий.
При недостатке знаний их ещё нельзя привести в систематический порядок, при их избытке – уже невозможно. Наиболее подходящим временем для закладки основ такой всеохватывающей системы понятий был период с середины XVIII века до середины XIX века. В большинстве наук к тому времени уже сформировался аппарат основных, несущих их конструкцию понятий. При этом само строение этих наук ещё оставалось прозрачным и не было загромождено всем тем прикладным содержанием, которое пришло в них позднее. В более зрелом возрасте – а за последующие два столетия человечество взрослело не по дням, а по часам – решить такую задачу никому бы уже не удалось. В условиях лавинообразного роста знаний, она очень скоро стала превосходить возможности человеческого разума.

Сама работа по созданию всеобщей системы понятий была осуществлена в три этапа. На первом этапе французские ученые Д`Аламбер, Дидро и другие, собрав вместе все известные к тому времени научные понятия, различные факты и просто сведения, свели все эти материалы в одну книгу, где расположили их постатейно в простом алфавитном порядке. В результате на свет появился энциклопедический словарь.

На втором этапе немецкий учёный Христиан Вольф разделил все научные понятия по отраслям знаний, в ходе чего он выделил более двух десятков наук: логику, онтологию, космологию, психологию, теологию, этику, политику, экономику, телеологию, физику, технологию и другие.

На третьем этапе Вильгельм Гегель произвёл логическую систематизацию понятий. В своём главном труде – трехтомной "Энциклопедии философских наук" он разобрал все арсеналы мыслительных определений, которыми пользуется в своей работе человеческий разум, и выстроил их в порядке логической преемственности их смысла, где из одного понятия вытекает смысл другого, из него – третьего и т.д. В первом томе – "Науке логики" – он раскрыл понятие чистого понятия. Во втором томе – "Философии природы" – понятие природы. В третьем томе – "Философии духа" – понятие человечества. (Из "Энциклопедии" вытекают и к ней сводятся все другие его произведения, в которых более подробным образом излагаются её отдельные разделы. Что касается его первой большой работы – "Феноменологии духа", то она представляет собой лишь начальный вариант построения его научной системы, от которого он впоследствии отказался в пользу того, который был реализован им в "Энциклопедии".)


Наибольшую сложность для осмысления составляет его "Наука логика", в которой Гегель синтезировал понятие чистого понятия. Чистое понятие, или понятие в чистом виде, – это то общее, что присуще понятиям всех предметов. Если каждый конкретный предмет имеет своё собственное понятие, то, следовательно, у всех у них (у их понятий) должно быть что-то общее. Вот это общее и есть то, что Гегель назвал понятием как таковым, или чистым понятием.

Любой предмет представляет собой некую целостность, которая состоит из частей, а части – из элементов. На языке чистого понятия целое называется всеобщностью, части – особенностью, а элементы – единичностью. Однако для того чтобы получить возможность использовать в своих умозаключениях эти определения, необходимо прежде выявить в самом предмете все его реальные части и элементы. Но ещё раньше нам потребуется обнаружить сам предмет и отделить его от остального мира. Соответственно, вся процедура постижения понятия любого предмета включает в себя три этапа. На первом мы только обнаруживаем сам факт бытия интересующих нас предметов. На втором – выявляем их внутреннее строение и внешние связи. На третьем – постигаем их понятие как таковое. Отсюда три части "Науки логики": "Учение о бытии", "Учение о сущности", "Учение о понятии".

Каждому этапу постижения чистого понятия соответствует свой круг используемых нами определений, которые называются категориями. Категория означает то конкретное, что мы высказываем о предметном мире, что мы утверждаем в отношении него. Таковыми являются всеобщие признаки, которыми обладают все окружающие нас предметы. Все они имеют количественные и качественные параметры, форму и содержание, условия и причину своего действия и т.д. Вот эти определения и были систематизированы Гегелем в "Науке логики", благодаря чему он выстроил в ней понятие чистого понятия.

(Пустого, беспредметного мышления не бывает. Оно всегда направлено на постижение понятия того или иного предмета. А это значит, что наука о чистом понятии и наука о мышлении – логика – представляют собой одну и ту же науку.)


Отделив определения чистого понятия от определений природы и человечества, он в итоге расставил все понятия по своим местам, благодаря чему каждое из них раскрылось во всём богатстве своего содержания. В окончательном варианте созданная им система приобрела следующий вид.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница