Пшеничная Ирина ИвановнаПшеничная Ирина ИвановнаПшеничная Ирина ИвановнаПшеничная Ирина Ивановна
Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребенка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир ребенка и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
В Белгородской области духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание определено в числе приоритетов образовательной политики.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.
Для мониторинга уровня развития детей была составлена первичная диагностика (на основе методик А.В.Запорожца, Е.И Шаламовой) «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и краеведением». Диагностические исследования показали, что 20 детей - 74 % группы имеют низкий уровень знаний по данной теме, высокий уровень наблюдается у 3 человек 11 % группы. Средний уровень выявлен у 4 –х человек группы, что также составило 15 % от всех участников исследования.
Автор опыта пришла к выводу, что дети мало знают о малой родине, родном крае. Поэтому именно использование краеведческого материала в образовательной деятельности, по мнению автора опыта, позволит создать условия для воспитания духовно – нравственной личности дошкольника.
Актуальность опыта
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Использование краеведческого материала оказывается как нельзя более актуальным в настоящее время, время разрушения культуры, духовной сферы, языка всех без исключения больших и малых народов России.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формирования духовно – нравственной личности дошкольника и недостаточной разработанностью системы воспитания нравственных качеств воспитанников дошкольных образовательных учреждениях. Разрешение данного противоречия автор видит в создании системы использования краеведческого материала для формирования духовно – нравственной личности дошкольника.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта – создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение трёх лет, начиная с 2010 года, и включала в себя различные периоды: I этап – проектно-мобилизационный
(сентябрь – декабрь 2010 года) – выявление противоречий и проблем, формулирование темы опыта, изучение теоретических аспектов проблемы;
II этап – экспериментально-поисковый (январь –декабрь 2011 года) – поисковая работа, определение путей решения выявленных противоречий, оперативная рефлексия процесса и промежуточных результатов, корректировка методов и приёмов организации работы с дошкольниками;
III этап – преобразовательный (январь – декабрь 2012 года) – становление опыта, анализ результатов;
IV этап – рефлексивно-обобщающий (январь – декабрь 2013года) – обмен опытом работы, определение дальнейших перспектив развития опыта.
Диагностика на заключительных этапах доказала успешность выбранного подхода для решения обозначенной проблемы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта - представлен поэтапной системой взаимодействия «детский сад - семья – социум», направленной на достижение его нового качества: ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Теоретическая база опыта
В процессе изучения темы были проанализированы работы К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.В. Текучёва, Бахтина М.М., Дереклеевой Н.И., которые обосновали важность проблемы совершенствования духовно- нравственного воспитания. Эти исследователи считают, что духовно-нравственное развитие тесно связано с образным мышлением, которое понимается как актуальная для воспитанника совокупность переживаний, суждений, взглядов, идеалов, благодаря которым он приобретает особое эмоционально-образное знание об окружающем мире.
В трудах современных учёных, таких как Г.А. Цукерман, Е.П. Белозерцев, И. Ф. Гончаров, С.Ф. Иванов, В.А. Сластёнини др., уделяется особое внимание изучению проблемы духовно- нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами краеведения внесли работы Т.П. Беликовой и М. И. Емельяновой.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, то есть формирование у него нравственных качеств: совести, долга, веры, ответственности, патриотизма. Духовно-нравственный облик – это терпимость, милосердие, незлобивость, забота о своих родителях, семье. Нравственное поведение – это преумножение знаний, готовность к служению людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли, ответственности за свои поступки.
Принятие духовно-нравственных ценностей – это усвоение знаний о нравственности, проведённых через личный опыт воспитанника. Для того чтобы эти знания стали неотъемлемой частью личности, его убеждениями, содержание образовательной деятельности должно иметь ценностную направленность, а усвоение этого содержания должно происходить в различных ситуациях с использованием активных средств обучения.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: "Собственно краеведение начинается в детском саду. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы".
М. Монтессори отмечала, что "местные" черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах "Я люблю свой край" нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании организационно- педагогических условий духовно – нравственного воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала через разнообразные виды деятельности, предполагающие социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Поделитесь с Вашими друзьями: |