Информационная политика телерадиоканалов



Скачать 110.09 Kb.
страница1/2
Дата11.08.2018
Размер110.09 Kb.
  1   2

Клюев Юрий Владимирович,

канд. филол. наук, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Журналистика, очно-заочная форма, 4 курс

7 семестр

2014-2015 уч. г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ТЕЛЕРАДИОКАНАЛОВ
Спецкурс
Информационные программы – основа вещания любого телевизионного и радиоканала, фундамент для «надстройки» аналитических, публицистических, документально-художественных передач. Журналистская информация на телевидении и радио требуется для получения аудиторией фактических сведений о жизни региона, страны, мира. Информационную политику телевизионных и радиоканалов составляет весь конгломерат программ. Кумулятивный результат воздействия совокупного редакционного, программного, рекламного контента, изначально определяемого компанией и влияющего на сознание аудитории, формируется под влиянием информационной политики.

Усиление прямого и косвенного воздействия на аудиторию - основная цель информационной политики любой телевизионной и радиовещательной организации. Аналитики, публицисты, эксперты обращаются к оперативным, новостным сообщениям, чтобы прокомментировать их. По справедливому замечанию канадского исследователя Герберта Маршалла Маклюэна, сообщением является канал его доставки, поэтому в современном информационном обществе вполне очевидным стало понимание, что не только пропаганда (грубое манипулирование, основано на психологических методах внушения, заражения), но именно информация (основано на психологическом методе убеждения) есть инструмент регулирования, «незаметного» управления обществом.

Телезритель быстрее поверит тому, что будет показано в новостях, но не в ток-шоу. Информация, передаваемая аудитории по телевидению и радио, приобретает особое значение, потому что обладает эффектом массового воздействия. Не случайно в журналистике и теории коммуникаций активно применяется термин «информационная война» (взамен прежнего термина «холодная война»). Настроение современного человека, его действия часто зависят от сообщений масс-медиа. Бессознательное поведение индивида, его мировоззрение и мировосприятие определяется информацией, получаемой из новостей аудиовизуальных СМИ. Информационная политика - инструмент государства, общества и журналистики в процессе консолидации социума, социализации индивида, способствует его включенности в общественную жизнь, системно и целенаправленно обеспечивает его сообщениями о происшедших событиях, формирует информационную повестку и картину дня.

В рамках спецкурса студентам дается представление о специфике информации, ее свойствах, видах и функциях, раскрывается роль телерадиовещания в постиндустриальном информационном обществе. Обеспечивается знание о содержании работы информационных редакций государственных и негосударственных телерадиокомпаний. Представлены информационные жанры телевизионной и радиожурналистики, дается анализ работы редакции информационно-аналитического вещания. Задачи спецкурса: усилить компетентность студентов в теоретическом осмыслении основ информационного взаимодействия, раскрыть особенности информационной работы телевизионного и радиожурналиста, повысить интерес и подготовку студентов к профессиональной работе в редакциях телевидения и радио.


Основные авторские работы по теме спецкурса


  1. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда – Петербурга (1980 – 2000 годы). СПб., 2006 (1-е издание). 2009 (2-е издание).

  2. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. Изд-во С.-Петербургского университета, 2010.

  3. Клюев Ю. В. Политический дискурс в масс-медиа России: речевые действия журналистов, граждан, лидеров. Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing (Саарбрюккен, Германия), 2012.


Темы лекционных занятий
Занятие 1. Предмет, понятие и основы информационной политики. Литература по теме спецкурса.

Занятие 2. Виды, свойства и функции информации в постиндустриальном информационном социуме.

Занятие 3. Особенности обмена сообщениями в сетевом обществе. «Промывка мозгов» как способ информационной атаки посредством аудиовизуальных и сетевых СМИ.

Занятие 4. Исследования информации: проблемы и гипотезы. Основные концепции информации, ее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и подсознание.

Занятие 5. Информационная повестка дня и картина мира в аудиовизуальных СМИ.

Занятие 6. Общественное телерадиовещание как инструмент информационной политики: зарубежный опыт и отечественная специфика.

Занятие 7. Политическая информация, аналитика и публицистика. Особенности ведения программ, определяющих информационную политику канала. Репортеры, журналисты-ведущие и гости политических программ.

Занятие 8. Информационная политика в телевизионных новостях. Общенациональные телевизионные и радиоканалы: опыт информационного вещания и анализ программ. Программа «Вести» как пример осуществления государственной информационной политики.
Примерный перечень контрольных вопросов к зачету


  1. Предмет, понятие и основы информационной политики.

  2. Виды и свойства информации.

  3. Функции информации в постиндустриальном информационном социуме.

  4. Обмен сообщениями в сетевом обществе: коммуникация или общение?

  5. Понятия «информационная война» и «информационные операция»: задачи, цель, современные практики.

  6. Исследования информации: гипотезы и проблемы.

  7. Воздействие информации на индивидуальное сознание и подсознание, на практику общественных отношений.

  8. Информационная повестка дня и картина мира в аудиовизуальных СМИ в аудиовизуальных СМИ.

  9. Общественное телерадиовещание как инструмент информационной политики государства.

  10. Информация, аналитика и публицистика: репортеры, журналисты-ведущие и гости политических программ.

  11. Информационная политика в телевизионных новостях: опыт вещания и анализ программ.

  12. Литература по теме спецкурса.


Критерии оценки (зачет)
Зачет проводится посредством ответа студента на теоретический вопрос. В билете на зачете предлагается один вопрос. В случае недостаточных знаний обучающегося, преподаватель задает дополнительные контрольные вопросы с целью выяснить степень владения теоретическими знаниями.

Поскольку дисциплина связана не только с теорией, но и практикой телерадиовещания, студент имеет возможность предоставить к зачету самостоятельные творческие работы, показывающие уровень его профессиональных навыков в создании программ. Предоставление подготовленных материалов не освобождает студента от необходимости ответа на теоретические вопросы, но показывает его мотивацию и умение работать в изучаемых в рамках спецкурса формах, видах и жанрах телевизионной и радиожурналистики (корреспондент, репортер, ведущий, редактор программы).

Оценка «зачет» выставляется студенту в том случае, если он показал достаточные и компетентные знания в сфере эволюции и практики телерадиовещания, овладел знаниями теорий информации, информационной политики, обладает навыками теоретического и эмпирического анализа истории, теории, современного состояния аудиовизуальных каналов массовой коммуникации, владеет навыками системной работы с информацией в сфере телерадиовещания.

Оценка «незачет» ставится, если студент не ответил на теоретический вопрос или не показал необходимых знаний по теме вопроса, не смог ответить на дополнительные вопросы преподавателя по темам спецкурса.



К зачету допускаются студенты, посетившие не менее 75% лекций. При большем количестве пропусков студент готовит реферат по темам пропущенных занятий, используя рекомендованную по дисциплине литературу. Объем реферата – не менее 10 страниц (14 кегль).
Список основной литературы


  1. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Рукавишников Л. А. Теле- и радиоинформация. Л., 1987.

  2. Васильева Т. В. Публицистические жанры радио. СПб., 1992.

  3. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб, 2004.

  4. Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 2 / Под ред. С.Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2004.

  5. Голядкин Н. А. ТВ информация в США. М., 2001.

  6. Голядкин Н. А. Анализ аудитории. М., 2000.

  7. Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976.

  8. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. М., 2007.

  9. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2006.

  10. Дмитриев В. Б. К истории советского радиовещания. Л., 1972.

  11. Душкина М. Р. Психология влияния. СПб., 2004.

  12. Егоров В. В. Основы государственной политики в области электронных СМИ. М., 2001.

  13. Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М., 1997.

  14. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб., 2007.

  15. Засурский Я. Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. и др. Система средств массовой информации России. М., 2002.

  16. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л., Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.

  17. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.

  18. Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика. Кн. 2:Основы мастерства: опыт, практические советы / Под ред. Г. А.Шевелева. М., 2007.

  19. Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

  20. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

  21. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. СПб., 2006.

  22. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2005.

  23. Муратов С. А. ТВ - времена перемен? М., 2010.

  24. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

  25. Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики (опыт этического кодекса). М., 1994.

  26. Новиков К. Ю. Психология детского радиовещания. М., 2006.

  27. Общественное телерадиовещание: документы, комментарии, рекомендации. СПб., 2000.

  28. Осинский В. Г. Многосерийный документальный телефильм. СПб., 1994.

  29. Осинский В. Г., Петров Г. Н. Личность на экране. Л., 1989.

  30. Палладин П. А., Зегер М. Г., Вьюник А. А. Ленинградское радио: от блокады до «оттепели». М., 1991.

  31. Петров Г. Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999.

  32. Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. М., 2002.

  33. Пособие для программного директора национального общественного радио / Пер. с англ. Е. В. Краснолобова. М., 2000.

  34. Принципы многопрограммного телевидения (стенограмма конференции). М., 1966.

  35. Радиовещание и телевидение за рубежом (по материалам иностранных журналов и газет). М., 1965.

  36. Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля. М., 2000.

  37. Райнер Пацлаф. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. Пер. с нем. В. Бакусина. М., 2003.

  38. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М., 2007.

  39. Каталог: upload -> files
    files -> Проект обществознание
    files -> Проблема человека в философии
    files -> «картина мира в глянцевых журналах» Н. рук. – Леонтьева Галина Александровна Кафедра периодической печати Очно-заочная форма обучения
    files -> Постановление О порядке подготовки населенных пунктов муниципального образования Сергеевское сельское поселение к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров в 2014 году
    files -> Постановление Об утверждении долгосрочной муниципальной


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница