Информационная культура в современном обществе: философские аспекты диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук



Скачать 482.17 Kb.
страница1/17
Дата30.01.2018
Размер482.17 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный областной университет»

На правах рукописи

Полякова Галина Викторовна
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ


Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Специальность 09.00.11 – социальная философия


Научный руководитель –

доктор философских наук, профессор

Пирогов Александр Иванович

Москва - 2014



СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Информационная культура: теоретико-методологические основы анализа


    1. Современное общество – общество информатизации: социально-философская характеристика …………………………….………….. .17

    2. Информация и культура как базовые основания универсальной категории «информационная культура» ……………………………. .42

    3. Феномен информационной культуры: понятие, функции, необходимость гуманистической направленности …………………. 60


Глава 2. Социально-философские детерминанты формирования информационной культуры в современном обществе
2.1. Информационная среда обитания как новая форма бытия и основа формирования информационной культуры ………………….……….79

2.2. Личностные особенности духовно-практического освоения информационной культуры …………………………………………….98

2.3. Информационное образование как доминанта формирования информационной культуры в современном обществе ………………116
Заключение ………………………………………………………………......139
Литература ……………………………………………………………………145

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество – общество информатизации. Последняя четверть ушедшего в историю ХХ века и первое десятилетие века XXI прошли именно под знаком информатизации всех сфер общественной жизни, и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тезис о том, что информатизация является объективной закономерностью развития человеческой цивилизации. Разумеется, проявления этой закономерности исключительно масштабны, чтобы их можно было выразить досконально точно, но одно не подлежит сомнению: информатизация выводит в авангард развития истории те государства и народы, менталитет, а не производственная жизнь которых более всего будет настроен на универсалии XXI века, на его потребности. Соответственно перед учеными, в первую очередь, обществоведами, встает задача глубокого теоретического анализа всей совокупности процессов информатизации, скрупулезного исследования философских, политических, экономических, социокультурных и иных проблем и перспектив, свойственных для общества, вступающего на путь информатизации.



Актуальность темы исследования. В любом обществе информация оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение человека, а уровень культуры ее восприятия и потребления во многом определяет социальный статус личности. С середины ХХ столетия информация стала общенаучной категорией, в отечественной и зарубежной науке стало активно разрабатываться новое направление – информационный аспект теории развития социума. В настоящее время сложилось определенное несоответствие между возросшими информационными запросами аудитории и степенью их удовлетворения. Разрешить данное противоречие, оптимизировать общение человека с источником информации, повысить результативность взаимодействия между ними можно лишь при наличии научной теории информационной культуры в самом широком понимании этого слова.

Информационная культура современного общества - особая грань человеческой культуры, интегральное обозначение тех ее аспектов, которые непосредственно отражают всю совокупность информационных процессов, используемых человеком. Необходимость философского осмысления феномена информационной культуры в условиях постиндустриализма предполагает анализ ее взаимосвязанных сторон: теоретико-методологической (концептуальной), социокультурной (воспитательно-образовательной, культурно-просветительской) и социотехнической (создание, распространение, потребление и освоения информации). Первая снимает неопределенность общеметодологической проблематики исследования, вторая раскрывает детерминированность информационной культуры проводимой государством культурной и информационной политикой, третья - процесс потребления и восприятия информации в зависимости от информационных потребностей и интересов массовой аудитории и степени включенности личности в сферу влияния средств массовой коммуникации.

Информационная культура, как и любой другой вид культуры, формируется в процессе познания и освоения окружающей действительности. Поэтому речь идет о приобретении знаний, которые получает человек в ходе различных форм образования, в том числе посредством средств массовой информации и коммуникации, выполняющих не только информационные, но и социально-педагогические, социально-культурные, просветительские функции.

Формирование информационной культуры является первостепенной задачей государственной важности. За рубежом этой проблеме уже давно уделяется особое внимание, в ряде стран разработаны и реализуются концепции информационного и медиа-образования («Media Education»), которые являются первоосновой формирования информационной культуры в целом. В нашей стране о необходимости разработки такой концепции заговорили лишь в начале ХХI века, но и сегодня данный вопрос еще не стал предметом детального обсуждения на государственном уровне. До настоящего времени нет государственной программы информационного образования и формирования информационной культуры общества.



Степень научной разработанности темы. Проблемы формирования и развития информационной культуры в обществе не являются принципиально новым предметом научного исследования: информационные отношения и взаимодействия присущи человечеству с давних времён. Считается, тем не менее, что подлинно научное их понимание и истолкование относится к нашему времени, поскольку действенный характер информационных процессов связывается с постиндустриальным обществом. Однако ещё Ф. Бэкон и Р. Декарт, стоявшие у истоков механико-материалистической концепции мира и являвшиеся, по сути, первыми идеологами нарождающейся индустриальной цивилизации, а также Б. Спиноза и Г. Лейбниц – идейные предтечи формировавшегося лишь в конце ХХ – начале ХХI вв. информационного общества, во многом предугадали онтологическую проблематику индустриальной и постиндустриальной стадий цивилизационного развития. В целом исследованием феномена информационной культуры, особенно её ключевого понятия – информации - занимались учёные разных философских школ и направлений. Но и сегодня философский дискурс информационной культуры современного общества не является однородным. В его характеристике авторы выделяют несколько наиболее актуальных направлений.

Первое направление объединяет труды методологического характера зарубежных (Д. Белл, З. Бжезинский, Ж. Бодрийяр, Дж. Гершани, К. Гэлбрейт, М. Кастельс, А. Крокер, М. Маклюэн, Й. Масуда, Ф. Махлуп, А. Минк, С. Нора, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, А. Турэн, Д. Уилсон, Ф. Фукуяма, Ж. Фурастье, Ю. Хаяши)1 и отечественных (Р.Ф. Абдеев, И.Ю. Алексеева, Д.М. Гвишиани, Б.С. Гершунский, Р.С. Гиляревский, В.Л. Иноземцев, И.С. Мелюхин, А.И. Поздняков, А.И. Пирогов, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян, А.П. Суханов, Л.Д. Рейман, Э.Л. Шапиро, И.И. Юзвишин)2 учёных, раскрывающих основные концептуальные положения цивилизационного развития социума в постиндустриальную эпоху. Отталкиваясь от исторических особенностей социально-экономического развития, все авторы выделяют в нём три основных стадии: аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндустриальную, подчёркивая при этом, что для последней характерно смещение акцентов с производства товаров к производству услуг, связанных, прежде всего, с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Отдельные философско-методологические аспекты информационной культуры нашли также свое отражение в работах И. Лакатоса, С. Франка, Э. Фромма, Б.Н. Чичерина, Н.М. Чуринова, Л.Е. Шапошникова, П. Шардена, А. Швейцера, К. Юнга.

Второе направление связано с исследованиями, раскрывающими различные аспекты информационной реальности (Э. Араб-оглы, В.Г. Афанасьев, Д.Ю. Боков, В.С. Готт, Г.Р. Громов, Е.А Дергачева, В.А. Емелин, Ю.С. Затуливетер, К.К. Колин, В.Ж. Келле, Л.Ф. Кузнецова, В.А. Лекторский, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Л.В. Мрочко, Т.И. Ойзерман, А.В. Соколов, Степин В.С., А.А. Чернов, А.Н. Чумаков, А.Н. Швецов и др.)3. Для этих работ в анализе проблем общественного развития характерны попытки на основе единства исторического и логического в применении к анализу истории отойти от традиционных направлений постижения информационной реальности посредством монолинейного, формационного подхода к истории и рассматривать познание «с позиций анализа коммуникативных процессов» и универсального рационализма.

Третье направление объединяет в себе научные труды известных зарубежных и отечественных философов-«космистов», в которых рассматриваются проблемы информационного обеспечения человеческой цивилизации в обозримой перспективе на основе ноосферного мышления (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, B.C. Соловьев, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, А.С. Хомяков, А.Л. Чижевский, П.Т. де Шарден и др.)4. В этих работах отражён широкий спектр идей - от философии всеединства, уходящей своими корнями в философию досократиков, характерной для древнегреческого мировоззрения, сверхприродного антропоцентризма и духовной коммюнитарности (общности) личностей, соборности, как особого вида коллективизма, до воссоздания космомодели мироздания в единстве мышления, бытия и природы.

Четвертое направление – специальные междисциплинарные монографические и диссертационные исследования и научные публикации, раскрывающие особенности информационной культуры как социокультурного феномена информационной эпохи (Ю.Ф. Абрамов, С.Г. Антонова, Л.С. Винарик, В. Виндельбанд, Н.И. Гендина, П.Н. Гончуков, А.А. Гречихин, С.В. Гриценко, Н.А. Водопьянова, М.Г. Вохрышева, И.Н. Гайдарева, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, В.П. Казанцева, П.Н. Киричек, М.А. Манасытова, Е.А. Медведева, Т.В. Межзяновская, Л.В. Мрочко, И.А. Негодаев, Л.В. Нестерова, А.Ю. Оршанский, Э.Л. Семенюк, Т.Н. Соснина, И.Г. Хангельдиева)5.

Обобщая степень разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе, можно сделать следующий вывод: междисциплинарная «разбросанность» исследований феномена информационной культуры не способствует его единому пониманию, что создаёт острую потребность в выяснении концептуальных философских оснований и направлений формирования информационной культуры в условиях нарождающегося информационного общества.



Объект исследования – современное общество на этапе постиндустриализма (информатизации всех сфер общественной жизни).

Предмет исследования – философские аспекты информационной культуры как одной из доминант перехода современного общества в информационную стадию развития.

Цель исследования – философское осмысление информационной культуры как условия и фактора эффективного развития современного общества.

Задачи исследования:

- провести социально-философский анализ основных научных концепций и выявить особенности развития современного (постиндустриального) общества;

- раскрыть базовые основания универсальной категории «информационная культура» как социокультурного феномена современного общества;

- обосновать необходимость гуманистической направленности формирования, функционирования и развития информационной культуры современного общества;

- дать философскую характеристику информационной среды обитания как новой формы бытия и основы формирования информационной культуры в информационном обществе;

- выявить личностные особенности духовно-практического освоения информационной культуры в современном обществе;

- обосновать информационное образование как важнейшую доминанту формирования информационной культуры в современном обществе.

Научная новизна исследования состоит:

а) в обосновании необходимости философского осмысления информационной культуры в условиях информатизации всех сфер жизнедеятельности современного общества;

б) в результатах анализа содержания, структуры и направлений исследования информационной культуры как социокультурного феномена, во многом определяющего функционирование и развитие современного социума;

в) в выявлении социокультурного потенциала информационных технологий, являющихся базовой основой становления информационной культуры в современный период цивилизационного развития;

г) в философской характеристике информационной среды обитания как новой формы бытия и основы формирования информационной культуры в информационном обществе;

д) в теоретическом обосновании необходимости гуманитарной направленности формирования и функционирования информационной культуры в современном обществе;

д) в результатах анализа содержания, направлений, форм, методов, средств информационного образования как доминанты формирования информационной культуры личности и общества.

Методологическую основу исследования теории и практики информационной культуры составляют диалектический метод познания, предполагающий всесторонний анализ данного социального явления через противоречивые взаимосвязи различных его сторон и аспектов, видов и форм, через единство качественных и количественных характеристик, логического и исторического подходов. Кроме того, роль объяснительного принципа в построении концепции информационной культуры, этапов, противоречий и закономерностей ее становления в современном обществе выполняет деятельностный подход, который позволяет не только соединить в единое целое многообразие проявлений и взаимовлияний ее составляющих, условий и факторов, но и обнаружить внутренние связи между ними, резервы внедрения информационных технологий.

Теоретическую базу исследования составляют теория массовой культуры и теория массовой информации, концепции постиндустриального общества, изложенные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, результаты вторичных социологических исследований, а также материалы научных дискуссий, в которых содержатся принципиальные положения, раскрывающие проблемы информационной культуры в современном обществе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современное (постиндустриальное) общество - «начало нового бытия» (М. Кастельс) - знаменует собой новый этап цивилизационного развития, отличающийся от индустриального этапа качественными характеристиками. Рефлексируемое как технологически самодостаточная целостная система и обладающее по отношению к индустриальному большей мобилизованностью, оно предоставляет и гораздо большие возможности для «активных систем социального действия», функционирование которых формирует предпосылки перехода социума в новое качественное состояние. Главная проблема этого перехода состоит в необходимости обеспечения взаимосвязи между универсальностью техногенного развития, индивидуализацией ценностного выбора и социальными преобразованиями (А. Турен). В этом проявляется противоречивая диалектика индустриального и постиндустриального обществ: постиндустриализм в онтологическом плане является наследником индустриализма и в этом смысле его продолжателем, не свободным от его «родимых пятен», а в аксиологическом отношении – его отрицанием, смещая социальные ориентиры в сторону гуманистических ценностей.

2. С развертыванием информационно-коммуникативной революции развитие человеческой цивилизации все более уходит в плоскость интеллектуализации и информатизации всех сфер производственной и общественной жизни. Вследствие этого информационная культура современного общества приобретает все более значимую роль и в перспективе может стать доминирующей в структуре общей культуры. Однако если она будет основана только на либерально-демократических ценностях, то она сможет воспроизводить в основном лишь техногенную составляющую, причем не только в производственных, но и в социальных системах, что будет сопровождаться негативным воздействием на социоприродную систему в целом: искусственный мир, основанный на техногенезе, выхолащивает главное, что сохраняет человеческое в человеке, - духовность. Бездуховная информационная культура – это нонсенс. Такая «культура» может технологически характеризовать информационное общество, но никогда не сможет создать действительно гуманное информационное общество.

3. В философской трактовке информационная культура как специфическая часть общей культуры есть одновременно исторически обусловленные и уровень, и способ (метод) духовно-практического освоения действительности, зафиксированные и передаваемые от поколения к поколению посредством различных материальных носителей. Как «единое многообразное целое», она содержит в себе и диалектическое противоречие, обусловленное тем, что информация и культура, как фундаментальные её составляющие, различаются по способам освоения окружающей действительности: для первой свойственна знаковая форма отражения мира, для второй – специфические артефакты, отражающие мир как в художественных образах, так и в характерных для данной эпохи правовых и нравственных нормах поведения. Соответственно внутренними источниками развития выступают разные элементы: для информации они в основном научно-технические, для культуры – нравственно-эстетические.

4. В понятии «информационная культура» информация и культура диалектически взаимосвязаны между собой. Их объединяет, во-первых, то, что для обеих исходной формой и первоосновой является творческая человеческая деятельность; во-вторых, то, что они охватывают все без исключения сферы жизнедеятельности общества; в-третьих, то, что именно посредством материальных носителей информации духовное наследие и духовные ценности становятся всеобщим достоянием и передаются новым поколениям людей; в-четвёртых, то, что различные виды культуры, их формы, методы и средства представляют собой самостоятельную информационную систему, поскольку в основе их духовной и практической деятельности лежит не что иное, как информация – без информации нет культуры. Информация и культура взаимообусловливают друг друга: все информационные процессы реализуются через культурные и наоборот, образуя единое многообразное целое.

5. Информационные и телекоммуникационные технологии способствуют глубоким изменениям в общественном сознании, унифицируют общественную практику и, втягивая людей в планетарный информационный обмен, фактически превращаются в действенный инструмент насильственного вторжения в эмоционально-волевую сферу человека. Формирование глобального поля информации, ведущее к ассимиляции различных культур, сопряжено с изменениями в структуре и содержании свойственных для них (культур) традиционных ценностей. Зависимость здесь прямо пропорциональная: чем больше область утилизации технического, тем шире его воздействие на все сферы человеческой деятельности; чем большее количество технических и технологических инноваций внедряется в социальную практику, тем больше они расшатывают её традиционные основы. В результате изменения в технологической составляющей современного общества ускоренными темпами трансформируют и среду обитания homo sapiens, и самого человека.

6. В условиях формирования информационного общества информационные и телекоммуникационные технологии активно воздействуют на мировоззренческие позиции человека, подвергая их изменениям и способствуя формированию новых принципов, адекватных мировосприятию в информационном обществе. Поэтому внимание философской науки должно быть сосредоточено на выявлении диалектической связи мировоззренческих и собственно технологических компонентов информационной картины мира. Эта связь проявляется в том, что постмодернистское (информационное) мировоззрение формируется в условиях одновременно нарождающегося с ним информационного общества, а присущие последнему новые информационные технологии развиваются на постмодернисткой мировоззренческой основе, только и способной раскрыть их основное содержание.

7. В духовно-практическом освоении информационной картины мира индивидуальный уровень информационной культуры может быть представлен как синтез информационного мировоззрения, знаний, навыков и умений, необходимых для полноценного удовлетворения личностных информационных потребностей, базирующихся на новых информационных, телекоммуникационных и использующих традиционные технологии, отвечающих общегуманистическим требованиям. Следовательно, лишь через взаимосвязь общегуманистических принципов постмодернистского мировоззрения с гуманистической направленностью информационных и телекоммуникационных технологий можно говорить о гуманистической направленности информационной культуры современного общества в целом.

8. Информационное образование как доминанта формирования информационной культуры личности и общества предполагает создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью, преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую – ИКТ-насыщенную образовательную среду.

Научно-практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что в нём проведён социально-философский анализ информационной культуры в контексте формирования новой парадигмы гуманистического измерения цивилизационного развития социума, стремящегося к открытости функционирования всех своих подсистем. Теоретические выводы и рекомендации связаны с определением перспективных направлений дальнейших научных исследований в области информатизации и формирования информационной культуры современного общества. Не исключено использование принципиальных идей работы в ходе подготовке новых законодательных актов и других нормативных документов, направленных на демократизацию доступа каждой личности к необходимой для него профессиональной и иной деятельности информации, совершенствования форм принятия решений на основе использования новых информационных технологий, а также определение условий и механизмов формирования информационной культуры. Практические рекомендации могут быть использованы как в целях повышения эффективности государственной информационной политики, так и в интересах дальнейшего совершенствования социальных механизмов обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. Частные выводы и положения диссертации могут оказать существенную помощь работникам государственных и муниципальных структур всех уровней.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на кафедре философии, педагогики и общественно-правовых дисциплин Московской государственной академии делового администрирования», кафедре социальных наук и государственного управления Московского государственного областного университета, в ходе занятий в средней общеобразовательной школе №842 г. Москвы; обсуждались на научных конференциях: «Образование, бизнес-сообщество и власть: проблемы взаимодействия» (Москва, 2010 г.), «Взаимодействие образования, бизнеса и власти в условиях мегаполиса» (Москва, 2011 г.), «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011г.), «Современные тенденции науки и образования» (Липецк, 2012 г.). Основные результаты диссертационного исследования изложены в монографии и научных публикациях общим объёмом 12,9 п.л.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница