Информации и коммуникации на подрастающее поколение. Научно исследовательская



страница1/9
Дата02.03.2018
Размер0.55 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ.

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»

преподаватель информатики Губанова Наталья Александровна.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………...3

Раздел I Теоретические подходы к изучению влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение ………………………………………………………5

1.1 Психолого-педагогический аспект внедрения НИТ……………………………………………5

1.2 Влияние информационной среды на подрастающее поколение…………................................7

1.3 Интернет-коммуникация и язык. Влияние Интернета на живую коммуникацию…………11

Раздел II Исследование влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение…………………………………………………………………………..13

2.1 Исследование влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение учеными зарубежных стран……………………………………………………………13

2.2 Исследование влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение учеными России………………………………………………………………………..15

2.3 Анализ анкетирования наиболее популярных видов деятельности в структуре досуга ребенка………………………………………………………………………………………………20

2.4 Анализ влияния компьютерных технологий, а именно Интернета и компьютерных игр на развитие личности подростков и формирование у них компьютерной зависимости………………………………………………………………………………………….24

Раздел III Рекомендации для улучшения влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение……………………………………………………...29

3.1 Законодательное обеспечение информационной безопасности детей………………………29

3.2 Меры по профилактике зависимости от современных технологий…………………………31

Заключение…………………………………………………………………………………………..33

Список использованных источников………………………………………………………………36


Введение

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют  материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгруппированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков – это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение, на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день, очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий – это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению, многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда – высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей.  Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение, на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий – это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на  родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится, с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно – нравственных ценностей. Но, к сожалению, зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно – нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно – нравственные ценности информацию.

Раздел I Теоретические подходы к изучению влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение.


    1. Психолого-педагогический аспект внедрения НИТ

Внедрение НИТ в процесс обучения необходимо проводить с учетом специфики развития психических процессов, которые выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, и именно на их основе происходит формирование знаний, умений и навыков (ЗУН).

Важно отметить, что само овладение компьютерной грамотностью требует от учащихся относительно высокого уровня умственного развития, гибкости мышления и хорошей памяти. Без этих психофизиологических предпосылок очень сложно рассчитывать на овладение азами взаимодействия с новыми техническими средствами и, следовательно, становится невозможным применение новых информационных технологий в процессе обучения. Таким образом, возрастает значение врожденных психофизиологических особенностей человека в современном образовательном процессе.

При работе с компьютером большое значение имеют и личностные особенности учащихся, приобретённые ими к данному моменту. Это такие личностные характеристики, как внимательность, аккуратность, тщательность, добросовестность и другие. Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости самих учащихся, от той среды, в которой они живут.

Изучение вопроса о половых различиях при использовании компьютерных технологий выявило тенденцию к доминированию мужчин в компьютерной индустрии и образовании. Существуют также половые различия и в мотивации освоения новых информационных технологий.

Сам компьютер перестаёт быть только средством обучения, но и становится мощным фактором, влияющим на формирование личности учащегося. При этом надо учитывать, что интенсивное использование НИТ может оказывать как положительное влияние на личность учащихся (развитие памяти, творческого мышления и воображения, независимость характера), так и отрицательное (расшатывание моральных норм, интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности и т. д.). В случаях злоупотребления СНИТ возможно и нанесение вреда физическому здоровью человека.

Развитие новых информационных технологий породило такие новые негативные психологические явления как «компьютерная тревожность» и «компьютерный стресс».

Под компьютерной тревожностью, как правило, подразумевается страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Вполне закономерно, что именно уровень компьютерной тревожности у человека во многом определяет успешность обучения работе на компьютере. Наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере, формируется отрицательное отношение к самому компьютеру. Важно заметить, что компьютерная тревожность свойственна не только учащимся, но и педагогам, особенно педагогическим кадрам старших возрастов.

Крайней формой компьютерной тревожности является так называемый «компьютерный стресс».

Сильной стороной новых информационных технологий является то, что они позволяют одновременно задействовать в процессе обучения максимальное число каналов восприятия у учащихся. А, как известно, наибольшее влияние на человека оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия было активизировано. И именно НИТ позволяют одновременно и комплексно задействовать все основные каналы восприятия, что, конечно, благоприятно сказывается на эффективности обучения.

Положительным моментом внедрения компьютерных технологий в деятельность учебных заведений является и преимущественно высокая заинтересованность современных учащихся в освоении новых программно-аппаратных средств. Это приводит к повышению у учащихся мотивации к обучению, создаёт благоприятный фон для образовательной деятельности.

Внедрение НИТ в процесс обучения корректирует роль учителя в образовательном процессе. Учитель превращается из авторитетного источника знаний в проводника-наставника, который помогает учащимся ориентироваться в глобальном информационном поле. Кроме этого, освоение информационных технологий современным учителем способно значительно облегчить труд педагога, сделать его работу творческой и интересной.

Для педагога компьютер предоставляет следующие уникальные возможности:

- компьютер становится источником учебной информации и в этом качестве всё больше заменяет традиционный источник знаний - книгу (хотя в связи с этим и встаёт вопрос о качестве такой замены);

- компьютер выступает в роли наглядного пособия;

-   компьютер формирует эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;

- компьютер усиливают интерес учащихся к учебе;

- компьютер делают доступным для учащихся сложный для них материал;

- компьютер активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют сознательному усвоению учебного материала;

- компьютер выступает в роли тренажёра для развития желательных навыков у учащихся;

- компьютер позволяет индивидуализировать обучение, выбирая способы, приёмы и темп обучения в соответствии с индивидуальными различиями учащихся;

- компьютер являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков у учащихся.

В этих новых реалиях сам учитель должен достаточно хорошо владеть общими навыками работы с компьютером  и правильно осознавать свою изменившуюся роль в образовательном процессе.

Надо отметить, что многие психолого-педагогические проблемы, связанные с массовым внедрением новых информационных технологий в процесс обучения ещё остаются неизученными или исследованы крайне слабо.

На текущий момент в системе российского образования сложилась устойчивая тенденция к расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Развитие информационных технологий приводит к пересмотру содержания образовательного процесса и  дает широчайшие возможности как для уже существующих форм и методов обучения, так и для внедрения новых, инновационных. Всё это позволяет повысить качество образования, а повышение качества образования на основе НИТ создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений информационного общества во все сферы общественной жизни.



    1. Каталог: files -> main -> documents -> 2015
      files -> Клиническая психология
      files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
      files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
      files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
      2015 -> Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Мораль и право»
      documents -> Личность, структура личности, развитие личности


      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница