Индивидуальное сознание духовный мир конкрет­ной личности, ее взгляды, представления, настроения



Скачать 141.7 Kb.
Дата21.03.2018
Размер141.7 Kb.

Становление отдельного человека неразрывно свя­зано с его жизнью в обществе, зависит от совокупной деятельности людей по созданию необходимых для жиз­ни материальных благ, общественных отношений, воз­никающих в процессе жизнедеятельности. Бытие чело­века, по существу, является общественным, оно харак­теризует материальную жизнь людей, способ и условия производства материальных благ. На определенном этапе развития эти процессы получают осмысление, по­является духовная жизнь общества, общественное со­знание.

Общественное сознание — важнейший компонент ду­ховной жизни общества, ее идеальная основа, вся сово­купность идей, взглядов, теорий, желаний, настроений социальных общностей людей на каком-либо этапе ис­торического развития, отражающих их общественное бытие. Поскольку процесс жизни многогранен, текуч, то и общественное сознание изменяется, развивается. Оно неразрывно связано с сознанием отдельного инди­вида, или индивидуальным сознанием.

Индивидуальное сознание — духовный мир конкрет­ной личности, ее взгляды, представления, настроения. Оно определяется обстоятельствами жизни человека, его местом в системе общественных отношений, образо­ванием, воспитанием, жизненным опытом, его микросре­дой, психофизиологическими особенностями организма, поскольку любой человек является представителем своей социальной группы, нации, имеет половозрастные особенности и т. п. Сознание личности поэтому не огра­ничивается ее внутренним миром, в той или иной форме выражает общественное.

Сознание индивида имеет ряд особенностей: 1) от­дельный человек ограничен рамками своей жизни в про­странстве и во времени. Это обусловливает неполноту индивидуального по сравнению с общественным; 2) в сознании отдельного человека не может быть чисто тео­ретического среза, в нем наблюдается причудливая смесь разных представлений (обыденных, практических,

32

религиозно-мистических, здравого смысла, научных); 3) индивидуальное сознание всегда эмоционально окра­шено, в нем присутствует волевой компонент, что обу­словливает неповторимое своеобразие индивидуального сознания; 4) влияние конкретных условий жизни, микро­среды, традиций может привести к отрыву индивидуаль­ного сознания от общественного («отклоняющееся со­знание») ; 5) индивидуальное сознание обладает актив­ностью, человек активно меняет среду, меняется сам; 6) индивидуальное и общественное сознание находятся в противоречивом единстве.



Индивидуальное сознание как бы «входит» в обще­ственное, вносит свой вклад в его развитие. Обществен­ное сознание, в свою очередь, также «входит» в индиви­дуальное, формирует его, абстрагируясь от индивидуаль­ных особенностей. Индивидуальное сознание при всей его конкретности и неповторимости не может достичь такого идейного богатства, многообразия, широты охва­та событий, каким обладает общественное сознание. Вследствие этого общественное сознание по отношению к индивидуальному играет ведущую роль, имеет боль­шую социальную значимость. Индивидуальное сознание не тождественно общественному, а общественное созна­ние не есть сумма индивидуальных, имеет другое каче­ство. Носителем общественного сознания являются большие социальные группы, общности. Изучение диа­лектики индивидуального и группового (общественного) сознания, форм их взаимоотношения — настоятельная потребность нашего времени. Современный этап обще­ственного развития, изменение структуры производства, форм его организации ведет к изменению условий, струк­туры и содержания общения людей, и следовательно, возникают новые особенности взаимодействия индиви­дуального и группового (общественного) сознания. По­нять эти процессы вне общения (коммуникации) людей не представляется возможным.

2. Коммуникация (лат. communicatio — делать об­щим, сообщать, беседовать, связывать)—понятие, обо­значающее: 1) средства связи; 2) общение, передачу информации от человека к человеку; 3) общение и об­мен информацией в обществе. Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20-х годов в связи с необходимостью изучения процессов межлич­ностного общения, взаимного понимания человека чело­веком, эффективности жизнедеятельности, достижения 2-333 33

успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и. массовое сознание, необходимостью изучения механиз­мов манипулирования личностью, массами, управления, обществом. Действительно, человек не получает свое, сознание по наследству, все богатство содержания era сознания приобретается им на протяжении жизни. Раз­витие индивида обусловлено развитием всех других ин­дивидов, с которыми он находится в прямом или кос­венном общении. Общение осуществляется в определен­ных группах: в семье, в кругу друзей, в различных учеб­ных производственных и других коллективах.

Группа — это некоторая деятельная совокупность индивидов, объединенных общими целями и интересами, имеющих в ряде отношений общую (инвариантную), картину мира. Подобная общность характеризуется весьма специфическим феноменом — групповым созна­нием. В группе осуществляются сложные взаимоотно­шения между индивидами. Актуализируемое в процессе общения сознание человека есть результат избиратель­ной интеграции воздействий на мозг индивида внешней, (окружающие предметы, другие люди) и внутренней, среды. В процессе общения людей происходит совмест­ное восприятие ими внешнего объекта или ситуации,, восприятие собственных движений, действий и собствен­ных состояний. Все это является необходимым условием формирования инвариантных в некоторых отношениях феноменов сознания у каждого члена группы.

Во многих случаях индивид ориентируется на опре­деленные эталоны поведения, сформировавшиеся под. воздействием суммы предшествующих социальных кон­тактов, характерных для данной группы. Чем больше площадь пересечения эталонов каждого члена группы с эталонами других индивидов, тем больше вероятность появления у каждого члена группы в едином акте общения одинакового восприятия и мышления. Каждый член общества, группы формирует свое представление о мире, «картину мира», которая постепенно обрастает «полем значений» (наполняется смыслом) в процессе общения. Несмотря на то, что восприятие каждого инди­вида имеет особенности, в едином коммуникативном: акте, благодаря единству воспринимаемой ситуации, языковой среды, совместной деятельности, общности эта­лонов поведения, полей значений, целей и интересов: членов группы у них возникают синхронные психические 34

состояния, соответствующие ситуации и в этом смысле инвариантные (общие). Результат коммуникации — это не просто изменение установок или поведения членов группы, но достижение определенной степени сопережи­вания, взаимопонимания и согласия между членами группы — участниками общения.

В едином коммуникативном акте происходит «вырав­нивание» уровней информированности и приобщенности к одним и тем же ценностями, «выравнивание» степени •осознания явлений членами группы, а также, как след­ствие этого, соизменение картин мира и полей значений, присущих индивиду. Повторение ситуаций в актах об­щения приводит к возникновению синхронных психиче­ских состояний индивидов. Появляется особая субъек­тивная реальность, характерная для группы и присущая ей в процессе общения. Причем эта реальность не явля­ется простым статистическим результатом индивидуаль­ных сознаний.

Сознание группы можно проанализировать в ценно­стно-содержательном плане — по доминирующим в ней идеям, вглядам, установкам. Содержание группового сознания может быть закреплено в ходе высказывания наиболее важного, существенного для группы и каждого ее члена лидером группы, коллегой. Осознание той или иной цели, идеи, вопроса отдельным членом коллектива углубляется именно потому, что человек видит в син­хронных переживаниях окружающих его людей подоб­ное своему переживание. Высказанная и одобренная другими людьми идея превращается в убеждение и ори­ентирует на активное действие. Если идея принимается большим кругом людей, она становится «общественной •идеей», включается в общественное сознание, овладевает массами. Наиболее ценные моменты духовной деятель­ности общества входят в фонд культуры, «своеобразную 'память» общества. Они постоянно потребляются, :влияют на индивидуальное и общественное созна­ние.

3. Эффективность социальной коммуникации во мно-том зависит от понимания. Актуальность вопроса об эффективности процессов понимания в культуре обус­ловлена не только «информационным бумом», пере­живаемым человечеством. Сегодня приходится говорить об информационном обмене не только между людьми, но и между техническими аппаратами, системами и даже блоками систем (ЭВМ), между людьми и маши-•2* 35

нами, роботами, о возможности обмена информацией с внеземными цивилизациями.

Обычно результативная сторона понимания выража­ется в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности (понятно-непонятно), и понятое соответствует целям коммуникации (насколько верно-понято). Социальная коммуникация не может рассмат­риваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследующих определенные (часто различные) цели. Понимание носит диалогиче­ский характер: «Умному достаточно намека» — гласит народная мудрость. Для того чтобы понять какую-то мысль или поступок человека, нам вовсе не обязатель­но разворачивать в явном виде обусловившие их фак­торы. Умение оперировать «свернутой» информацией •позволяет по некоторым фрагментам и частностям вос­становить подразумевавшийся смысл в целом. Но на­мека достаточно человеку, уже обладающему знанием смыслового целого, понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта, его целей, ориентации, кон­текста осмысления. Отметим, что для человека важно, не сколько «дано» информации, а то, «что нужно» по­нять, субъект отбрасывает «пустую информацию». Со­держание информации дополняется целевой установ­кой.

Понимание достигнуто, если: 1) выполняется опре­деленное предписание; 2) достигается способность к прогнозированию коммуникации и поведения; 3) достиг­нута способность эквивалентно воспроизвести получен­ную информацию; 4) осуществляется приемлемая реак­ция. В понимании важна реакция и ориентация инди­вида, получившего информацию, его целостность. Чем богаче внутренний духовный мир личности, интенсив­ность и разнообразие ее деятельности, тем в большей степени личность воплощает в себе богатство общест­венной культуры, тем выше у нее способность к эффек­тивному, «понимающему» общению.

На всех этапах познавательной деятельноети нам приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. Мы можем, например, не пони­мать те или иные древние тексты, потому что нам неиз­вестен данный язык, непонятно то или иное выражение, неясно, какой смысл в них вложен. Мы можем не пони­мать потому, что недостаточно знаем о культуре, эпохе и т. п. Именно из необходимости решать такие пробле-

36

мы и возникла особая наука о понимании — герменев­тика, а также «понимающая психология» и «понимаю­щая социология». Их разработчики В. Дильтей (1833— 1911), Г. Гадамер (р. 1900), П. Рикёр (р. 1913) сфор­мулировали основные трудности анализа процесса по­нимания. Было введено понятие «герменевтический круг», который определяет целостность и понятийный смысл полученной информации в непосредственном или опосредованном (чтение текста) общении.



Понимание — это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, многократно преобразуя информацию (интерпретируя, уточняя, объединяя, разъ­единяя, качественно видоизменяя). Часто на наше по­нимание давят стандарты, стереотипы, устоявшиеся матрицы восприятия. Именно поэтому индивиды, не­критично воспринимающие общественную информацию, способствуют насаждению в обществе мифов, ложных иллюзорных представлений, позволяют манипулировать собой, своим сознанием. Господствующее в обществе общественное сознание, духовная культура в известной мере выступают объективными детерминантами инди­видуального понимания. Для достижения подлинного понимания требуется крутая ломка старых понятий, традиций. В этом случае мы вновь возвращаемся к про­блеме свободы творчества, поскольку понимание и твор­ческое восприятие, познание неразрывно связаны.

Тема 6. Личность и общество


В предыдущих темах мы рассмотрели родовые характеристики человека. Мы пользовались при этом терминами «человек», «индивид», «личность», «индиви­дуальность». Поскольку в данной теме ставится задача рассмотреть проблему личности, выявим смысловую на­грузку всех отмеченных понятий.

«Человек» - понятие, относящееся к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологиче­ская сторона в человеке существует в «снятом» виде.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода.

Личность — это действительность индивида как соци­ального феномена, это субъект общественных отноше­ний, реализующий себя в социальной деятельности.

Индивидуальность — конкретная личность в ее не­повторимом сочетании социальных и психофизиологи­ческих особенностей.

Научное определение личности связано с пониманием ее социальной и конкретно-исторической сущности, а правильное понимание комплекса вопросов теории лич­ности обусловлено прежде всего научным подходом к выявлению сущности человека. Принципиально положе­ние о том, что человек - существо биосоциальное, при сохранении биологического в нем социальное меняет его, выделяя из всего окружающего мира, позволяет перейти от животного состояния к качествен­но новому бытию. Общество как система человеческих отношений для каждого индивида выступает одновре­менно и внешней социальной средой, и внутренним ус­ловием его жизнедеятельности. Сущность человека как совокупности общественных отношений реализуется для каждого индивида только в процессе его деятельности (труд, познание, общение, творчество).

Человек проявляет себя в созидательном труде, в изменении природы, общества. Преобразованная объективная реальность, природа становится человече­ской реальностью, миром человека, «второй природой». Изменяя мир, человек меняет условия своего существования, а, следовательно, преобразуется сам. Человек - продукт (объект) истории и активный субъект исторического развития, творец истории. Чело­веческая история - не что иное, как деятельность пре­следующего свои цели человека.

Из приведенных определений видно, что понятие личности является главной характеристикой человече­ского индивида. В понятии «личность» концентрирован­но выражается степень, мера присвоения социальной сущности человеком в данных конкретно-исторических условиях. Родившийся человек в течение всей своей жизни социализируется, «присваивая» себе социальное. Это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна, она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека. Вот почему нет двух одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия общественного сознания. Мера присвое­ния социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее всего идет в детстве, но продолжается всю жизнь.

Личность — это единство общего, того, что присуще обществу (классу, нации) в целом в данную эпоху, осо­бенного, того, что характеризует неповторимость социаль­ной среды, и единичного, характерного ее индивидуальности. Личность формируется и развивает­ся под влиянием материальной, социальной, политиче­ской и духовной жизни общества. Каждому этапу при­сущ свой тип личности: раб и рабовладелец, крестья­нин и феодал, рабочий и буржуа. С переходом от инду­стриального общества к постиндустриальному, инфор­мационному типология усложняется. Личность, та­ким образом, не является неизменной. Она исторична, чутко реагирует и фиксирует изменения общественных отношений, окружающей ее среды. Психолог К.А. Абульханова-Славская предлагает следующую типологию личности, исходя из внутренней и внешней активности: активная и пассивная личность, ориентированная на эк­стенсивное и интенсивное развитие, творческий тип лич­ности, эгоцентрический тип, западный (деловой) и во­сточный (рефлексивный) тип.

Любое общество неоднородно, его влияние на лич­ность преломляется через влияние на нее среды. Важ­нейшим условием формирования личности являются материальные условия жизни людей, основу которых составляет способ производства. К объектив­ным условиям формирования личности относятся также материальные факторы социальной среды, или вещест­венные, предметные элементы среды - реальные условия труда, быта, предметы обихода, орудия труда, каналы и средства передачи информации, определенные инсти­туты, клубы, транспорт и др. Вещественной стороной со­циальной среды они становятся тогда, когда включают­ся в практику общества.

Огромное значение имеет личностный элемент со­циальной среды, та социальная общность (семья, друзья, коллектив), в которую включена данная личность и ее духовная атмосфера. Человек практически не бывает включен только в одну среду. Множественность среды жизнедеятельности личности приводит к тому, что она выполняет различные функции, или «социальные роли» в зависимости от того, в какой среде ей приходится функционировать (токарь - студент - профсоюзный дея­тель - футболист - муж - сын - брат - москвич - русский). В каждой среде от личности ожидают совер­шенно определенных действий.

Слово «личность» (персона) первоначально обозна­чало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли. Превратившись в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл. Личность - это че­ловек, который не «изображает» выбранную роль, а жи­вет, действует, проявляя себя по-разному в различных ситуациях. Отношение личности к своей социальной ро­ли, или совокупности ролей, является вполне осознан­ным. Она возлагает на себя миссию не только испол­нять роль, но и нести ответственность за свои поступки. Личность имеет относительную самостоятельность, и судить о ней возможно только с учетом всего спектра ее проявлений в различных микро- и макросредах. Одна­ко нельзя абсолютизировать роль социальной среды, по­скольку человек активен, способен выйти за рамки своей социальной среды, подняться над ней, изменить ее.

К субъективным факторам формирования личности относится целенаправленное воспитательное воздействие общества, проявляющееся в его просветительской, куль­турной деятельности. Объективные условия и субъектив­ный фактор в процессе формирования личности нераз­рывны. В реальной действительности человек приобре­тает свои личностные характеристики и качества, вклю­чившись в жизнедеятельность социальной общности (большой или малой), где объективные усло­вия и субъективный фактор создают определенный образ жизни. Для личности характерно сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права назы­ваться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже контролирует его, подчиняя еди­ной жизненной стратегии.

Отношения личности и общества на протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и лич­ность развиваются, изменяются и их взаимоотношения. Мы уже подчеркивали, что вне общения, социализации появление личности невозможно. Но для осознания себя личностью человек должен обособиться, понять свою автономность, отличить себя от других и сравнить себя с ними. Параллельно идут два процесса: общение и обособление. В родовом обществе общение явно прева­лирует над обособлением. Коллективный труд, общая собственность, общественный характер распределения, воспитания - все это определяло становление человека. Личность только начинает выделяться. Отношения лич­ной зависимости характерны как для доклассовых, так и для классовых общественных отношений. Общим является включенность индивида в жестко регламенти­рованную систему общественных связей (род, община, сословие и т. п.). Различие в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация и личная зависи­мость проявляется как непосредственная зависимость от первобытного коллектива.

Становление личности исторически происходит с усложнением трудовой деятельности, разделением тру­да. В период разложения первобытности у человека по­являются частные интересы. Обособление - продукт исторического развития. С развитием собственности по­являются различные формы эксплуатации и личная за­висимость неимущих (рабство, крепостничество). Это - внеэкономическая зависимость. Обособление начинает превалировать над общением. С развитием капитализ­ма идет своеобразная атомизация людей в обществе, оно разде­ляется на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Внеэконо­мическое принуждение сменяется экономическим, появ­ляются личная независимость и новая форма зависимо­сти - «вещная». Производятся вещи, необходимые не для личного потребления, а предназначенные для про­дажи. Труд, производимые товары обезличиваются. На­ряду с освобождением человека от сословных и других уз, формированием предприимчивости, самодеятельно­сти индивидов, развитием форм и масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения лично­стей от общества и друг от друга.

К. Маркс видел причину отчуждения в разделении труда, которое превращает человека в ча­стичного человека. Отчуждение труда он связывал с по­явлением машинной техники и новой формы эксплуа­тации. Труд отчужден от личности: ей не принадлежат средства производства, процесс труда не является творческим, так как человек вынужден продавать свою рабо­чую силу, не принадлежит ему и результат труда. Труд теряет свою человеческую ценность, не позволяет лич­ности реализовать свои способности, не выступает сред­ством ее развития. Происходит отчуждение личности, т. е. потеря человеческой сущности и перенос сущности на предметы, товары.



Отчуждение личности проявляется в разрыве обще­ния. Человек - одинокая, обособленная личность. Индивидуальные миры не пересекаются (эта проблема разра­ботана в экзистенциализме). Человек может не осозна­вать своего отчуждения, потерянности своего Я. Чело­век - конформист, автомат, винтик прекрасно описан в пьесах Б. Брехта, произведениях Ф. Кафки и др. Не­мецкий ученый Г. Маркузе назвал такого человека «од­номерным», стандартным. Отчуждение затрагивает не только неимущих, но и богатых. Капитал, богатство за­меняют человеческие, личностные характеристики.

Живописные картины того, как может выглядеть общество, где развита техника, не подавлена индивиду­альность, содержатся во всемирно известных литератур­ных антиутопиях Е. Замятина «Мы», В. Войновича «Москва 2042» и др. Естественно, возникает вопрос, можно ли преодолеть отчуждение, создать условия для полноценного развития личности? Ответ может быть найден только при условии, что для реализации пробле­мы на одно из первых мест будет поставлена свобода личности (экономическая, политическая, социальная, духовная).
Каталог: ~t p malkova -> fileman -> download -> Аспиранты -> студенты
студенты -> Феномен сознания
Аспиранты -> Малькова Т. П
Аспиранты -> 24. Априоризм И. Канта
Аспиранты -> Наука играет в развитом обществе весьма значимую роль, и повышенный интерес к ней социологии вполне закономерен
Аспиранты -> 19. Эмпиризм как познавательная программа
Аспиранты -> В эволюции позитивизма можно выделить три этапа
студенты -> Малькова Т. П. Духовная жизнь общества
студенты -> К ф. н.,доц. Малькова Т. П
студенты -> Лекции: «Познание: сущность, предпосылки, условия эффективности»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница