Индивидуальная образовательная программа



Скачать 265.85 Kb.
страница1/6
Дата17.04.2018
Размер265.85 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становится актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося. Остановимся подробнее на этих 3 основных понятиях (схема 1):

ИУП – совокуп­ность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

Переход на ИУП - это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ;


  • ИОП – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.

  • ИОМ –это целенаправленно про­ектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образователь­ной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддер­жки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей обучающихся.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.

  1. целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­тей ученика при получении образования);

  2. содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, меж­предметных и внутрипредметных связей);

  3. технологический (определение используемых педагогических техноло­гий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

  4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

  5. организационно-педагогический (условия и пути достижения педаго­гических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь­ ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Таким образом, ИУП - ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).

ИОТ

ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;



«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.

В научно-методической литературе указывается, что ИОП ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. В реальности, считаем необходимым предложить обучающемуся несколько вариантов ИОП или отдельных модулей в составе образовательной программы объединения или коллектива.



Схема 1. Последовательность проектирования


ИОП:

  1. Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.

  2. Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ.

  3. Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.

ИОП может включать все или почти все компоненты образовательной программы ДОД. Авторский коллектив под руководством А.П. Тряпицыной разработал следующие теоретические подходы к конструированию ИОП (схема 2).

Схема 2. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:



  1. цели и ценности образовательной программы;

  2. адресность образовательной программы;

  3. учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;

  4. характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

  5. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;

  6. систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

  7. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.

ИОП может быть дополнена другими программами, например, программами элективных курсов, программами дополнительного образования детей и т.д.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:



  1. ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

  2. цель образовательной программы (определяет обучающийся);

  3. индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

  4. характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);

  5. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ (составляют педагоги);

  6. систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

  7. описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

  8. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);

  9. другое.

Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Региональный подход разработан в ИПКиПРО Курганской области



Таблица 1

Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница