Индийская философия



страница1/127
Дата07.03.2018
Размер8.52 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   127

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТОМ ПЕРВЫЙ

S.Radhakrishnan. Indian Philosophy, vol. I. L., 1927 (М., 1956)


текст позаимствован на сайте orlov-yoga.com



Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Предисловие ко второму изданию

Глава Первая
ВВЕДЕНИЕ


  1. Природные условия Индии

  2. Основные черты индийской мысли

  3. Некоторые обвинения, выдвигаемые против индийской философии

  4. Значение изучения индийской философии

  5. Периоды индийской мысли

ЧАСТЬ I: ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Глава Вторая
ГИМНЫ РИГВЕДЫ


  1. Веды

  2. Значение изучения ведийских гимнов

  3. Учение вед

  4. Философские тенденции

  5. Теология

  6. Монотеистические тенденции

  7. Монотеизм против монизма

  8. Космология

  9. Религия

  10. Этика

  11. Эсхатология

  12. Заключение

Литература

Глава Третья
ПЕРЕХОД К УПАНИШАДАМ


  1. Атхарваведа

  2. Теология

  3. Яджурведа и брахманы

  4. Теология

  5. Теория сотворения

  6. Этика

  7. Эсхатология

Литература

Глава Четвертая
ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД


  1. Упанишады

  2. Учение упанишад

  3. Количество и датировка упанишад

  4. Мыслители упанишад

  5. Гимны Ригведы и упанишады

  6. Проблемы, рассматриваемые в упанишадах

  7. Природа реальности

  8. Брахман

  9. Брахман и Атман

  10. Интеллект и интуиция

  11. Творение

  12. Степени реальности

  13. Индивидуальное я

  14. Этика упанишад

  15. Религиозное сознание

  16. Мокша или освобождение

  17. Зло и страдание

  18. Карма

  19. Будущая жизнь

  20. Психология упанишад

  21. Элементы санкхьи и йоги в упанишадах

  22. Философские предвидения

Литература

ЧАСТЬ II: ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Глава Пятая
МАТЕРИАЛИЗМ


  1. Эпический период

  2. Общие идеи века

  3. Материализм

  4. Теории материализма

  5. Общие замечания

Литература

Глава Шестая
ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ДЖАЙНИЗМА


  1. Джайнизм

  2. Вардхамана

  3. Литература

  4. Отношение к другим системам

  5. Теория познания

  6. Значение логики джайнизма

  7. Психология

  8. Метафизика

  9. Этика

  10. Отношение к теизму

  11. Нирвана

  12. Заключение

Литература

Глава Седьмая
ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ РАННЕГО БУДДИЗМА


  1. Ранний буддизм

  2. Эволюция буддистской мысли

  3. Литература

  4. Жизнь и личность Будды

  5. Эпоха

  6. Будда и упанишады

  7. Страдание

  8. Причины страдания

  9. Мир изменения

  10. Индивидуальное я.

  11. Теория я Нагасены

  12. Психология

  13. Пратитьясамутпада, или учение о зависимом происхождении

  14. Этика

  15. Карма и новое рождение

  16. Нирвана

  17. Отношение к богу

  18. Смысл учения о карме

  19. Практическая религия

  20. Теория познания

  21. Буддизм и упанишады

  22. Буддизм и система санкхья

  23. Успех буддизма

Литература

Глава Восьмая
ЭПИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


  1. Преобразование брахманизма

  2. Махабхарата

  3. Время написания и авторство

  4. Рамаяна

  5. Общие идеи века

  6. Культ Дурги

  7. Система пашупата

  8. Васудэва-Кришна

  9. Эпическая космология

  10. Этика

  11. Шветашватара упанишада

  12. Свод законов Ману

Литература

Глава Девятая
ТЕИЗМ БХАГАВАДГИТЫ


  1. Бхагавадгита

  2. Время написания Бхагавадгиты

  3. Отношение Гиты к другим системам

  4. Учение Гиты

  5. Первичная реальность

  6. Мир изменений

  7. Индивидуальное я

  8. Этика

  9. Джняна-марга

  10. Бхакти-марга

  11. Карма-марга

  12. Мокша

Литература

Глава Десятая
БУДДИЗМ КАК РЕЛИГИЯ


  1. Секты буддизма

  2. Буддизм хинаяны

  3. Махаяна

  4. Метафизика махаяны

  5. Религия махаяны

  6. Этика

  7. Упадок буддизма в Индии

  8. Влияние буддизма на индийскую мысль

Литература

Глава Одиннадцатая
ШКОЛЫ БУДДИЗМА


  1. Четыре школы буддизма

  2. Вайбхашики

  3. Саутрантики

  4. Йогачары

  5. Мадхьямики

  6. Теория познания

  7. Ступени истины и реальности

  8. Шунья-вада и ее толкование

  9. Заключение

Литература

Приложение: Дальнейшее рассмотрение некоторых проблем



Список сокращений




Глава Первая1

ВВЕДЕНИЕ


Основные черты индийской философии. – Природные условия Индии. – Преобладание интеллектуального интереса. – Своеобразие индийской философии. – Влияние Запада. – Спиритуальный характер индийской мысли. – Ее тесная связь с жизнью и религией. – Подчеркивание субъективного. – Психологическая основа метафизики. – Индийские достижения в области положительных наук. – Спекулятивный синтез и научный анализ. – Размышления Востока. – Монистический идеализм. – Его разновидности: не-дуализм, монизм в чистом виде, видоизмененный монизм и подразумеваемый монизм. – Бог – все. – Интуитивная природа философии. – Даршана. – Требования Шанкары к тому, кто готовится изучать философию. – Конструктивный консерватизм индийской мысли. – Единство и непрерывность индийской мысли. – Рассмотрение некоторых обвинений, выдвигаемых против индийской философии, как-то: пессимизм, догматизм, равнодушие к этике и консерватизм. – Значение изучения индийской философии. – Обоснование названия "Индийская философия". – Исторический метод. – Трудности, связанные с изложением в хронологическом порядке. – Различные периоды индийской мысли: ведийский, эпический, систематический и схоластический. – "Индийские" труды по истории индийской философии.

I. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ИНДИИ


Для развития мыслящего ума, для процветания искусств и наук первым необходимым условием является оседлый образ жизни человеческого общества, обеспечивающий безопасность и досуг его членам. Богатая культура невозможна в обществе кочевников, в котором люди ведут борьбу за существование и гибнут от лишений. Судьба дала Индии местоположение, где природа отличалась обилием своих даров и налицо были все благоприятные возможности для развития. С одной стороны – Гималайские горы огромной протяженности и высоты, с других сторон – море способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от вторжений. Щедрая природа в изобилии доставляла пищу, и человек был избавлен от тяжкого труда и борьбы за существование. Индийцы никогда не чувствовали, что мир был полем битвы, на котором люди сражались за богатство и власть. Когда нет необходимости растрачивать энергию на решение жизненных земных проблем, на освоение природы и подчинение ее сил, люди начинают думать о высшей жизни, о том, как сделать ее более духовной. Возможно, что расслабляющий климат склонял индийцев к покою и уединению. Огромные леса с их дорогами, укрытыми под густыми кронами деревьев, предоставляли большие возможности для набожной души мирно бродить по ним, предаваясь необыкновенным мечтам и изливаясь в радостных песнях. Утомленные жизнью люди уединялись на лоне природы. Слушая шум ветра и потоков, музыку птиц и листьев, они обретали внутренний покой и возвращались здоровыми и бодрыми духом. Именно во время таких лесных отшельничеств (ашрамов или тапованов) пытливые индийцы предавались глубоким размышлениям о загадках жизни. Безопасная жизнь, богатство природных ресурсов, свобода от тревог, отрешенность от житейских забот, отсутствие тирании практического интереса стимулировали духовную жизнь Индии, вследствие чего мы находим еще на заре ее истории беспокойство духа, любовь к мудрости и влечение к более здравым занятиям ума.

Благодаря благоприятным природным условиям, обеспечившим широту взглядов, необходимую для размышлений о сущности вещей, индийцы избежали удела, который Платон провозгласил худшим из всех, а именно – ненависти к разуму.

"...прежде всего примем меры предосторожности, – говорит он в "Федоне", – чтобы с нами чего-нибудь не приключилось... Как бы... нам не стать "мизологами", наподобие того, как бывают "мизантропы". Нет большего несчастья, как испытывать ненависть к рассуждениям".

Наслаждение познанием является одним из наиболее чистых наслаждений, доступных человеку, и страсть индийцев к познанию ярким пламенем горит в их умах.

Размышление о природе бытия во многих других странах считалось излишней роскошью. В этих Странах серьёзное значение придается действию, в то время как занятия философией носят эпизодический характер. В древней Индии философия не была просто дополнением к какой-нибудь другой науке или искусству, но всегда занимала видное, независимое положение. На Западе даже в лучшую пору своей юности, как это было во времена Платона и Аристотеля, философия обращалась за поддержкой к некоторым другим наукам, таким, как политика или этика. В средние века она опиралась на теологию; в эпоху Бэкона и Ньютона – на естествознание, а у мыслителей XIX века – на историю, политику и социологию. В Индии же философия стояла на своих собственных ногах, и все другие науки искали в ней вдохновение и опору. Она – главная наука, направляющая другие науки, которые без ее помощи имеют тенденцию стать бесплодными и, безрассудными. Мундака упанишада говорит о брахма-видье, или науке о вечном, как основе всех наук – сарва-видья-пратиштхе.

"Философия, – говорит Каутилья, – есть светильник всех наук, средство свершения всех трудов и опора всех обязанностей"2.

Поскольку философия представляет человеческую попытку постичь тайну вселенной, она подвергается влияниям расы и культуры. Каждая нация обладает свойственными только ей духовными особенностями, своим специфическим интеллектуальным складом. Сквозь все минувшие исторические эпохи, сквозь все превратности, испытанные Индией, проступает какое-то, примечательное, своеобразие. Оно заключается в определенных психологических чертах, которые составляют особое достояние Индии и которые останутся характерными особенностями индийского народа до тех пор, пока он будет пользоваться преимуществом самостоятельного существования. Индивидуальность подразумевает независимость развития. Это не означает обязательного отсутствия сходства. Полного отсутствия сходства быть не может, ибо человек повсюду одинаков, особенно поскольку это касается его духа. Различия обусловливаются известными особенностями века, истории и темперамента. Они умножают богатство мировой культуры, ибо не существует какой-либо более благоприятной дороги философского развития, как не существует ее и в других областях. Прежде чем давать обзор характерных особенностей индийской мысли, следует сказать несколько слов о влиянии на нее Запада.

Нередко поднимают вопрос о том, заимствовала ли индийская мысль свои идеи из иноземных источников, например из Греции, и в какой мере. Некоторые взгляды, высказываемые индийскими мыслителями, настолько сходны с определенными доктринами, которые развивались в древней Греции, что всякий, кто заинтересован в дискредитации той или иной философской системы, может легко это сделать3. Обсуждение вопроса о филиации идей – бесполезное занятие. Для непредубежденного ума совпадения служат лишь свидетельством параллелизма исторического развития. Одинаковый жизненный опыт порождает сходные воззрения людей. Во всяком случае, нет существенных доказательств, свидетельствующих о каком-либо прямом заимствовании у Запада со стороны Индии. Наше изложение индийской философии покажет, что она является независимым достижением (venture) человеческого ума. В Индии философские проблемы подвергались рассмотрению независимо от влияния Запада или связи с ним. Несмотря на эпизодическое общение с Западом, Индия могла свободно развивать свой собственный жизненный идеал, философию и религию. Где бы ни находилась истинная прародина арийцев, пришедших на полуостров, они вскоре потеряли связь со своими западными или северными сородичами и пошли по собственному пути развития. Правда, Индия неоднократно подвергалась нашествиям чужеземных войск, проникавших на ее территорию через северо-западные перевалы, но никто из завоевателей, кроме Александра Македонского, ничего не сделал для поддержания духовного общения между двумя мирами. И только сравнительно недавно, благодаря открытию морских путей, стало поддерживаться более тесное общение, последствия которого трудно предвидеть, так как они еще находятся в процессе становления. Поэтому ради практических целей мы можем рассматривать индийскую философию как замкнутую систему или продукт самобытного развития.



Каталог: users files -> books
books -> Символы и числа «Книги перемен»
books -> Книга тота великие арканы таро абсолютные Начала Синтетической Философии Эзотеризма
books -> Суд над сократом
books -> А. С. Тимощук традиция: сущность и существование
books -> Стивен Розен Реинкарнация в мировых религиях Москва «Философская Книга» 2002 Перевод
books -> Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур
books -> Квантово-мистическая картина мира
books -> Джордж Озава – Макробиотика дзен
books -> 3 По этому вопросу см статью «История» в Historisches Worterbuch tier Philosophic. Darmstadt, 1971. Т. Hi. С
books -> Золотая философия. Эммануил сведенборг. "О божественной любви и божественной мудрости."


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   127


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница