Индийская философия в исторической ретроспективе



Скачать 267.84 Kb.
страница1/7
Дата06.03.2018
Размер267.84 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Возникновение индийской философии как традиции собственно теоретической реф­лексии относится к середине I тыс. до н.э. — периоду, названному «шраманской эпо­хой» индийской цивилизации. В это время появилось множество общин аскетов (санскр. шрамана, пали саманна — «подвижник»), каждая из которых предлагала свои спосо­бы достижения высшего блага, в большинстве случаев в оппозиции к господствующе­му брахманизму. Наиболее крупными и влиятельными из этих общин были группы последователей Джины Махавиры (см. Джайнизм), Будды Шакьямуни (буддизм) и Маккхали Госалы (адживикизм). На авансцене зарождавшейся городской цивили­зации появились люди, которые, не ограничиваясь верой в авторитеты, опирались на свои прозрения и при этом в полемике с соперниками обращались к рациональной ар­гументации. Культура диспута и использование общезначимой аргументации позволя­ют отнести начало индийской философии именно к этому периоду, а не к эпохе ранних Вед и упанишад, в которых представлены лишь сами прозрения, а не дискурс по их по­воду. Первые философы Индии еще не создали школ — линий непосредственной пре­емственности в передаче философского знания. Школы формируются с IV в. до н.э., а унификация учений различных школ происходит со II в. н.э. в базовых текстах (сутрах и кариках), к которым в течение последующих веков создаются комментарии и субком­ментарии. В X в., когда буддизм был уже почти полностью вытеснен из Индии, в ин­дийском философском сообществе происходят изменения, связанные с расширением школ, появлением синкретических традиций и философов-энциклопедистов, работав­ших в рамках разных направлений. Творческий потенциал этого периода зрелой схола­стики реализовывался вплоть до конца XVII в. Философствование в русле традицион­ных школ воспроизводится и в современной Индии параллельно с философствовани­ем нового типа, связанным с европейским влиянием.

В целом в истории индийской философии выделяются шесть основных периодов:


  1. шраманский период (V в. до н.э.);

  2. период ранних школ (IV в. до н.э. — II в. н.э.);

  3. классический период — формирование основных систем (II—IX вв.);

  4. позднесхоластический период (X-XVII вв.);

  5. новый период (XVIII — 1-я пол. XX в.);

  6. современный период (с 1947 г. по настоящее время).

Шраманский период (V в. до н.э.). К началу проповеди Будды в Индии сложились четыре основные религиозные группы, к которым буддисты присоединились в качестве пятой. Буддийские тексты выделяют кроме брахманистов общины аскетов-тапасвинов (среди которых также выделялись «неодетые» аскеты — ачелаки, напоминавшие грече­ских киников), адживиков и свободные объединения париббаджаков («пилигримы»), включавшие и мужчин и женщин. Последние прославились как учители красноречия и распространители популярных знаний. Четвертую, конфессионально гораздо более четкую группу составляли первые представители джайнизма. Немалое влияние имели также первые индийские материалисты-атеисты.

Похоже, что именно париббаджаки сформулировали проблемы, обсуждавшиеся шра-манскими философами. Безначальны ли Атман (индивидуальное духовное начало) и мир или они имеют начало? Безгранична ли Вселенная или она имеет границы? Отлич-



на ли душа от тела или они идентичны? Существует ли воздаяние за действия индивида в его настоящей и будущей жизни или его действия для него нерезультативны? Возмож­но ли бытие «нерожденных существ» в том мире? Следует ли считать «совершенного» (Татхагата) существующим после распада тела или несуществующим? Ставились так­же вопросы о соотношении знания и сознания и об их происхождении, об идентично­сти состояний сознания Атману, о сохранении души после смерти в сознательном или бессознательном состоянии, об определении блага и не-блага, о критериях духовного со­вершенства и возможности достижения блаженства в этой жизни.

Основным предметом философских дискуссий этого периода был вопрос о плодах и воздаянии за совершённые дела. Как буддийские, так и джайнские канонические тек­сты распределяют всех мыслителей этого периода на признающих результативность действий (кириявадины) и отрицающих ее (акириявадины). Ко вторым относились ад-живики во главе с Маккхали Госалой, к первым — Джина и Будда. Другим важным для религиозного мировоззрения вопросом было онтологическое соотношение между ду­шой и телом.




Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница