Имидж как результат социального познания



страница1/3
Дата11.02.2018
Размер49.5 Kb.
  1   2   3

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
Антонова Н.В. (ГУ-ВШЭ, Москва)
Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого», «идентичность», «Я-концепция». Анализируются механизмы формирования имиджа, особое внимание среди которых уделено механизму когнитивного диссонанса. Действие данного механизма анализируется в трех аспектах: как механизм мотивации к деятельности по созданию имиджа у индуктора, как механизм формирования образа Другого у реципиента и как механизм межличностного взаимодействия между индуктором и реципиентом.
В современной психологии понятие «имидж» становится все более популярным. Из сленга профессиональных имиджмейкеров оно переместилось в понятийный аппарат научной психологии и занимает в нем все более прочное место (Перелыгина Е.Б., 2002). Однако до сих пор не вполне определены границы данного понятия и его соотношение со смежными понятиями.

Слово image в переводе с английского языка означает, как известно, «образ». Поэтому часто имидж понимают как образ человека (также предмета, группы), формирующийся в процессе общения в когнитивной сфере взаимодействующих с ним людей. Использование понятия «образ» включает проблематику имиджа в контекст исследований социальной перцепции и социального познания. Однако при подобном определении имиджа возникает вопрос о соотношении понятия «имидж» с таким понятием, как «образ Другого». Г.М.Андреева (Андреева Г.М., 2000) включает в список результатов социального познания следующие элементы картины социального мира: образ Я, образ Другого, образ Группы, образ Времени, образ Среды и др. Очевидно, что имидж вполне заслуживает своего места в этом ряду.

Ряд исследователей имиджа решают проблему соотношения понятий «имидж» и «образ Другого» через введение категории деятельности по созданию имиджа как специфического вида деятельности. Так, Е.Б.Перелыгина отмечает: « .. имидж выступает не только как явление, включенное в систему деятельности субъекта, используемое в процессе деятельности, но и как возникающее в процессе этой деятельности, являющееся ее продуктом. … имидж выступает как результат определенной целенаправленной активности со стороны субъекта» (Перелыгина Е.Б., 2002, с. 24). Можно заключить, что образ Другого и имидж являются взаимосвязанными, но не идентичными когнитивными образованиями: имидж – это такой образ другого человека, который формируется в результате его целенаправленной активности по созданию желаемых для него элементов данного образа. Теоретически соотношение образа Другого и имиджа можно было бы представить следующими образом (рис.1), причем имидж, взаимодействуя с образом Другого, постепенно замещает последний.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница