Ii природа человека



страница1/76
Дата29.01.2018
Размер2.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

Часть II

Природа человека

Глава третья



Общие понятия о человеке

3.1. Человек или животное

В святоотеческом богословии можно встретить различные именования биологической природы человека: плоть, материя, телесность и даже животное. Человека в целом называть животным совсем не свойственно для православного богословия. Но вот его «животную» природу, то, что схоже у человека с животным, иногда называли так. Это более свойственно тем отцам, кто испытал на себе влияние греческой философии. В библейской антропологии мы этого не встретим. В Библии, правда, встречается нравственное обличение человека в грехе, который унижает человека, уподобляя его животным. Но эти метафорические сравнения носят явный морально-обличительный характер.



Иов. 18, 3: Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших?

Пс. 48, 13: Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

Еккл. 3, 19: …участь сынов человеческих и участь животных — участь одна...

2 Петр 2, 12: …как бессловесные животные…

Иуд. 1, 10: …как бессловесные животные…

Встречается и другое сравнение — скот — как обличение человека грешного:



Пс. 72, 22: ...как скот был я пред Тобою.

Еккл. 3, 19: ...и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все - суета!

Эти свидетельства Библии показывают, что человек может уподобляться животным. Это его поведение, его выбор, но не его природа. И вообще Библии не свойственно циничное унижение человека. Скорее можно встретить гневное обличение, переходящее в поношение, поругание человека, чем холодное презрение. Но обличение только за поведение, за грех, за жизнь, а не по природе.

Вслед за греческой философией некоторые отцы и учители Церкви тоже пытались дать определение человека через сравнение его с животным.


Каталог: files -> 236
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
236 -> Онтологический статус идеологии в современности
236 -> Образование как способ трансляции ценностей в русской культуре
236 -> Декарт и Бэкон о методах познания


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница