I. Введение в психологию развития



страница1/12
Дата06.03.2018
Размер0.78 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ



2.1. Основные понятия, предмет и задачи психологии развития


Основное содержание темы: понятие возраста, характеристики процесса развития; предмет и задачи психологии развития; методы психологии развития.
Понятие возраста, характеристики процесса развития

Одной из основных характеристик психического развития является протяженность во времени, которая задает направленность развития, его движение. Это понятие возраста. Возраст – это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:



  1. Хронологический возраст определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту).

  2. Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

  3. Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого возрастного этапа, это возрастная характеристика самосознания, зависящего от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой системы самореализации личности.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Возраст является социально-психологической категорией.

Возраст выступает как системообразующее понятие в концепции онтогенетического развития. Л.С. Выготский отмечал: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но «ключ ко всем вопросам практики». Вместо отдельных психических процессов и функций (восприятие, память, мышление), традиционно изучаемых психологией, необходимо рассматривать целостные возрастные периоды развития. Возраст выступает, согласно Л.С. Выготскому, как «тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и определяют отношение личности к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь». Основными составляющими характеристики возраста Л.С. Выготским были выделены: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сознании и личности. Целый ряд отечественных психологов Л.И. Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фелъдштейн, Д.Б.Эльконин развили и обосновали эти психологические характеристики возраста.



Социальная ситуация развития – это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, индивид приобретает новые и новые свойства личности (Л.С.Выготский). Социальная ситуация развития задает ту форму активности, которая ей соответствует, типичную для данного возраста деятельность ребенка. Так, для младенческого возраста такой адекватной социальной ситуации деятельностью будет непосредственно-эмоциональное общение. В каждом возрасте потребности в разных видах деятельности разнообразны и имеют свою иерархию. В связи с этим вводят понятие ведущей деятельности.

Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности. А.Н. Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:

1) внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности;

2) в процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

3) от ведущей деятельности зависят основные личностные новообразования ребенка на этой стадии.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является ролевая игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются и учебной, и трудовой деятельностью. Но именно игра определяет те ведущие новообразования психики и личности ребенка, которые обусловливают необходимость перехода к новому возрастному периоду - младшему школьному возрасту.

Таким образом, психологические новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей деятельности. По мысли Л.С. Выготского, психологические новообразования характеризуют сущность возрастного периода, аккумулируя в себе изменения, происходящие в деятельности и личности ребенка.

Обращаясь к психическому развитию, психологи выделяют такие характеризующие его динамику ключевые понятия, как критический и сензитивный периоды.

Критический период — это такой период, в котором на протяжении относительно короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности. Развитие принимает бурный стремительный характер.

Не менее важное значение, чем «критический период», для понимания сущности психического развития имеет понятие возрастной чувствительности. Это особая отзывчивость, восприимчивость к окружающему, избирательность в отношении определенных воздействий.

Изменение с возрастом уровня и направленности возрастной чувствительности и активности приводит к тому, что у растущего человека наступают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды. В ходе возрастных изменений возникают на какое-то время благоприятные условия для становления и усиления определенных умственных качеств.

Предмет и задачи психологии развития

Характеристика основных понятий возрастной психологии позволяет сформировать ее предмет. Психология развития изучает источники, условия, движущие силы и закономерности онтогенетического развития. Из определения предмета вытекает основная задача возрастной психологии –изучение хода и условий полноценного, то есть оптимального для каждого возраста психического развития. Развитие всегда осуществляется в конкретной социальной ситуации, что с необходимостью предполагает учет опосредствующего влияния различных макро- и микроструктурных условий, которые преломляются через жизненный опыт человека, его личностные и индивидуальные особенности, психологический склад. Дифференциация представлений о социальной ситуации развития включает в себя изучение всех значимых для развития ребенка социальных взаимоотношений, характера ведущей деятельности, ее строения. Это позволяет выявить показатели благополучного или отклоняющегося хода развития. Особенное значение при этом приобретает сопоставление реального места и значимости того или иного вида деятельности в жизни ребенка с уровнем сформированности психических процессов и качеств. Психологические новообразования являются результатом и предпосылкой возрастного развития, их изучение и диагностика – важнейшие практические задачи психологии развития. Развитие - возрастной процесс, оно не заканчивается с достижением зрелости. Оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста – ближайшая и актуальная задача практического приложения психологии развития.

Современные социально-культурные процессы вносят изменения в динамику и содержание психического развития. Прогноз влияния этих изменений на уже сложившиеся представления о тех или иных периодах развития - актуальная задача возрастной психологии.
Методы психологии развития

Методы, применяемые в той или иной исследовательской области, целиком и полностью определяются спецификой предмета изучения. Предметом психологии развития являются процессы развития, а основными исследовательскими задачами – выявление тенденций и отслеживание динамики протекания личностных изменений. В силу этого в психологии развития ведущее значение приобретают следующие методы.



1) Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка (или группы детей) в течение длительного времени, на разных возрастных этапах. Исследование такого типа дает возможность построить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и соотнести уровень его развития с возрастной нормой. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности, эксперимента.

2). Метод срезов и сравнительный метод. Суть метода срезов (так называемое «поперечное» исследование) состоит в следующем: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик (тест, беседа, констатирующий эксперимент и др.) изучается определенный аспект развития, например, уровень интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей одного возраста. Недостаток метода срезов заключается в том, что результат такого исследования часто представлен характеристикой «усредненного» ребенка соответствующего возраста как абстрактного носителя измеряемых психологических свойств. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой и на основе этого делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

Итак, мы рассмотрели особенности методов, заключающиеся в различии стратегий организации исследований – лонгитюдный метод, метод срезов и сравнительный метод. Наряду с ними в исследованиях психологии развития используются и общепсихологические методы – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент и др.

Контрольные вопросы по теме:


  1. Что изучает психология развития? Какие разделы выделяются в структуре психологии развития?

  2. Назовите круг задач психологии развития.

  3. Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие?

  4. Какие факторы определяют психическое развитие человека?

  5. Раскройте сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития».

  6. Раскройте сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

  7. Роль возрастных кризисов в психическом развитии?

  8. Какова роль сензитивных периодов в психическом развитии ребенка?

  9. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития?

  10. Каковы характеристики основных методов психологии развития?

  11. Каковы характеристики вспомогательных методов возрастной психологии?

  12. В чем преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента?

  13. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997.

  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М: Академический проект. 2001.

  3. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1. М., 1980.

  4. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. М., 1984.

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983.

  6. Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.

  7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.И. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001.

  8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд. УРАО,1997.

  9. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Изд. Академия, 1998.

  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004.

  11. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.



Каталог: attach
attach -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
attach -> К вопросу об этнических стереотипах у коренного населения Сибири в отношении трудовых мигрантов
attach -> Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
attach -> Основное содержание темы
attach -> Гендерная психология
attach -> Пути реализации краеведческого подхода
attach -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница