I. Содержание тем



Скачать 96.57 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2018
Размер96.57 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «Русская философия» по направлению подготовки 47.04.01 «ФИЛОСОФИЯ»
Экзамен по программе «История русской философии»
РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1. Русская философия как явление национальной культуры.

Исторические и социокультурные предпосылки возникновения русской философии. Два подхода к периодизации русской философии: «просветительский» (с XVIII в.) и «культурно-исторический» (с XI в.). Типологические характеристики философского мышления: интуитивизм, религиозность, аллегоризм, публицистичность, адогматичность. Главные этапы эволюции русской философии. Основные специфические черты русской философии. Место и роль философии в отечественной духовной культуре.



2. Религиозно-философская мысль русского средневековья.

Христианизация Руси: социально-идеологические и духовные аспекты религиозной реформы 988 г. Древнерусское (древнекиевское) православие и славяно-русское язычество: возникновение мировоззренческого синкретизма ("двоеверия"). Распространение переводной патристической книжности. Идейное наследие первоучителей славянства Кирилла (Константина) и Мефодия. Историософия "Слова о полку Игореве", "Слово о Законе и Благодати" Иллариона Киевского. "Поучение" Владимира Мономаха.



3. Идейно-религиозные движения эпохи московской централизации.

Нестяжательство. Логико-психологическая теория Нила Сорского (1433-1508). Отношение к церкви и еретикам. Общая оценка духовной деятельности последователей Н.Сорского – Вассиана Патрикеева, Артемия Троицкого и Максима Грека.

Иосифлянство. Иосиф Волоцкий (1439-1515) как идеолог московского централизма. Иосифлянство и церковные реформы середины XVII – первой трети XVIII вв. Теория "Москва – третий Рим" Филофея Псковского.

4. Философия русского Просвещения.

Сущность европеизации России. "Ученая дружина" Феофана Прокоповича (1677- 1736 гг.). Просветительский европоцентризм В.Н. Татищева (1686-1750 г.г.) и его концепция "всемирного умопросвячения". М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и возникновение русского материализма: естественнонаучный метод философствования; теория двух истин; учение о материи и движении; реформа языка: учение о трех "штилях". От натурфилософии к антропологии: "сократический поворот" А.Н. Радищева (1749-1802 гг.); принцип бесконечности совершенствования мира и учение о бессмертии человека.



5. Славянофильство и западничество в русской философии XIX века.

Философия русского радикализма. Декабризм и его социально-философский фундамент (Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, М.А. Фонвизин). Историософия П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.) как опыт осмысления "русской идеи". А.С. Хомяков (1804-1860 гг.): учение о соборности и основные историософские идеи. И.В.Киреевский (1800-1856 гг.): критика рационалистической культуры Запада и "самобытно-русская философия". Философия западничества: Н.В. Станкевич (1813-1840 гг.), А.И. Герцен (1812-1870 гг.), Н.Н. Огарев (1813-1877гг.), Н.Г. Чернышевский (1828-1889 г.г.).



6. Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Ф.М. Достоевский (1821-1881 гг.) - от утопического социализма к православному мистицизму; антропология; нравственная философия, идеалы и ценности, этико-философский смысл «Легенды о Великом Инквизиторе». Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.) - отрицание церковного христианства: учение о Христе и религия как отношение человека к миру; сущность этической позиции "непротивления злу насилием"; критика государственности и цивилизации.



7. Философия русского консерватизма.

Н.Я. Данилевский (1822-1885 гг.): теория культурно-исторических типов; "охранительно-консервативное" значение православия; критика русского "европейничанья". К.Н. Леонтьев (1831-1891 гг.): от славянофильства к русофильству; эстетизм; «триединый закон развития», идеал «византизма» и эсхатологическая концепция истории. Религиозная метафизика пола и историософские идеи в философской публицистике В.В. Розанова (1856-1919 гг.).



8. Философия русского народничества.

Основные черты и особенности мировоззрения народничества; народничество как общественно-политическое движение. М.А.Бакунин (1814-1876 гг.): философия революционного анархизма. П.А.Лавров (1823-1900 гг.): философский антропоцентризм; политическая философия и философия истории, закон прогресса. «Реальное мировоззрение» и «экономический материализм» П.Н.Ткачёва (1844-1886 гг.). Философия личности и общества Н.К.Михайловского (1842-1904 гг.). «Синтетическая философия» анархо-коммунизма П.А.Кропоткина (1842-1921 гг.).



9. В.С. Соловьев и его роль в отечественной культуре.

Философия В.С. Соловьева (1853-1900 гг.) как теоретический источник нового религиозного сознания: идея всеединства, теория Богочеловечества, софиология, историософия – идея теократии, нравственная философия – «Оправдание добра». Отражение духовных исканий В.С. Соловьева в литературе. Христианско-софиологические мотивы в творчестве В. Брюсова, В. Иванова, А. Белого, А. Блока, Н. Гумилева и др.; трактовка идей символизма И. Анненским.



10. Русская религиозная философия.

«Религиозный материализм» С.Н.Булгакова (1871-1944 гг.), учение о Софии и философия имени. П.А.Флоренский (1882-1937 гг.): «конкретная метафизика», софиология, философия языка и культурно-исторические воззрения. С.Л.Франк (1877-1950 гг.): система теокосмического всеединства. Е.Н.Трубецкой (1863-1920 гг.): трактовка философского наследия В.С.Соловьёва; обоснование смысла жизни. Учение о Логосе В.Ф.Эрна (1882-1917 гг.).



11. Экзистенциально-религиозное направление в русской философии.

Сущность русского религиозного экзистенциализма. Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.): идеи «неохристианства»; философская антропология и «парадоксальная этика»; философия свободы и творчества; историософия и русская идея. Л. Шестов (1866-1938 гг.): экзистенциальный иррационализм и нигилизм; отрицание традиционного понимания философии; экзистенциальный принцип философствования.



12. Философия русского космизма.

Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова (1828-1903 гг.). К.Э. Циолковский (1857-1935 гг.): эволюционное направление космизма, космический взгляд на Вселенную. Учение В.И. Вернадского (1863-1945 гг.) о биосфере и ноосфере. Космический детерминизм А.Л.Чижевского (1897-1964 гг.). Влияние философии космизма на русскую литературу, идеалы космизма в творчестве В. Брюсова, А. Платонова, Н. Заболоцкого.



13. Отечественная философия в ХХ веке.

Ортодоксальный и неортодоксальный марксизм в России. Философия «русского зарубежья»: социально-философские и историософские идеи, судьбы евразийства. Советская философская мысль 30 - начала 50-х годов. Особенности развития отечественной философии в 60 - 80-е годы: концепция «идеального» Э.В. Ильенкова; философия науки Б.М. Кедрова; историко-философские труды А.Ф.Лосева, проблема сознания в трудах М.К. Мамардашвили и пр.



14. Философские исследования в постсоветский период.

Обновление мировоззренческих оснований философии; отказ от монополии философии марксизма, от идеологизации философии. Реформа философского образования. Обращение к отечественной дореволюционной и послереволюционной философской классике, осмысление идейного богатства русской философской мысли. Развитие онтологии, гносеологии и логики, социальной и политической философии, философии культуры и философии образования. Русская философская традиция и становление нового типа рациональности в условиях современного социума; российские философские конгрессы.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница