I содержание дисциплины 1 Темы и их краткое содержание Тема Общая характеристика психологии как науки



Скачать 198.37 Kb.
страница1/4
Дата26.05.2018
Размер198.37 Kb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3   4


I Содержание дисциплины

1 Темы и их краткое содержание

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Общая характеристика психологии как науки Объект и предмет. Классификация психических явлений и процессов. Задачи психологической науки. Методы исследований в психологии. Субъективные и объективные методы исследования. Отличие обыденной психологии от научной. Междисциплинарные связи психологической науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Современная структура психологической науки. Характеристика отраслей психологии.

Основные принципы познания в со­временной психологии: принцип непосредственности, принцип опосредованности, принцип детерминизма, принцип целостности, принцип развития, принцип сис­темности, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода, антропологический принцип.

Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Основные задачи психодиагностики, психотерапии, психологического консультирования. Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для экономики, социального развития и культуры.



Тема 2. Основные этапы развития психологии

История развития взглядов на природу и функции психики. Душа и душесловие. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Житейская пси­хология как основа донаучных психологических знаний. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропси-хизм, мозгопсихизм Полемика о первичности материального и нематериаль­ного. Биогенетический, психогене­тический, социогенетический и системный подходы к сущности психики человека. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятия инстинкта, научения и интеллекта у животных. Рефлекторная теория поведения. Сознание как предмет психологии. Интроспективная психология. Суть интроспективного наблюдения. Изучение сознания в школах структурализма и функционализма. Исследование глубинных структур психики в психоаналитических концепциях. Изучение структуры психики в гештальтпсихологии. Бихевиоризм как наука о поведении. Исследование высших психических функций и деятельности в отечественной психологии.

Современные представления о предмете психологии. Основные парадигмы психологического позна­ния: философско-религиозная, естествен­но-научная, гуманитарная, технократическая, психоте­рапевтическая. Исследование внутренней сущности личности (гуманистическая и экзистенциальная психология), познавательных процессов, развития интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология).

Тема 3. История психологии как наука и ее место в структуре подготовки психолога.

Общая характеристика истории психологии как отрасли психологической науки. Место истории психологии в системе психологического знания. Подходы к содержанию и периодизации процесса развития знаний о психике. Анализ теоретико-методологических основ и познавательных средств истории психологии.

Специфика источников историко-психологического знания. Методологическое и мировоззренческое значение историко-психологической науки в формировании военного педагога-психолога. Особенности исследования психологических проблем методами историко-психологической науки в работе практического психолога.

Зарождение и развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Эволюция психологии в учениях о сознании. Ассоциативная психология в XVIII веке. Естественно-научная и культурно-историческая парадигмы в психологических концепциях XVIII века. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до «открытого кризиса». Развитие психологической науки в конце XIX – начале XX веков. Зарождение и развитие отечественной психологии. Современное состояние психологического знания.



Тема 4. Деятельностный подход в психологии

Общее понятие о деятельности. Строение деятельности. Понятия движения, действия, операции и средства осуществления деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Ориентировочная и исполнительская деятельность, индивидуальная и совместная, творческая и нетворческая. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и активность.

Порождение и функции психики в деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и наличных средств достижения цели.

Действие как единица человеческой деятельности. Его целенаправленный характер. Механизмы регуляции действий и операций. Регуляция действия на основе образа. Понятие об ориентировочной основе деятельности. Зависимость действия от общих особенностей деятельности (на примере учебной). Внутренние, умственные действия. Процессы целеобразования. Способы (операции) выполнения действия. Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции.

Развитие человека в процессе различных видов деятельности. Игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность.

Тема 5. Становление психики в филогенезе

Зарождение и эволюция психики. Чувствительность как форма существования психики. В.А. Вагнера о раздражимости. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Концепция Леонтьева – Фабри о стадиях и уровнях развития психического отражения. Характеристика стадий (элементарной сенсорной психики и перцептивной психики) и уровней развития психического отражения в филогенезе.

Сознание как высший уровень психического отражения. Возникновение и развитие сознания. Условия возникновения сознания. Проблема сознания в психологии и философии. Общественное и индивидуальное сознание. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Принцип единства деятельности и сознания.

Признаки и свойства сознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Структурный анализ сознания: чувственная ткань, значение и личностный смысл. Статистическая и динамическая модель. Сознание как деятельность и сознание как образ. Современные направления исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии. Неосознаваемые явления в психике и их классификация.

Тема 6. Методы изучения психических явлений

История становления методов изучения психики. Единицы анализа психики. Классификация методов психологии. Методы диагностики, прогнозирования и оказания психологической помощи. Вербальные и проективные методы. Обследование и исследование.

Основные методы психоло­гии: наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии; наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирова­ние, моделирование, анализ продуктов деятельности и их виды.

Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов, метод синдромного анализа, биогра­фический метод. Интроспекция как метод исследования психики. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов. Эмпирическое и экспериментальное исследование.

Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты.

Сравнительно-генетический метод. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Сравнительно - патологический метод. Анализ отдельных случаев (клинический метод).

Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании. Компьютерные способы диагностики.

Тема 7. Познавательная сфера человека

Структура психики человека и психические познавательные процессы. Общая характеристика познавательной сферы человека в основных школах психологии. Классификация познавательных процессов.

Особенности становления и развития познавательной сферы. Универсальные психические процессы. Виды познавательных процессов. Формирование и развитие образов. Способы представления реальности: практическое действие, наглядный образ, знак.

Возможности изучения явлений психики. Подходы к изучению самого процесса познания. Ориентировочный рефлекс и познавательная деятельность. Организация исследовательской деятельности в психологии. Особенности человека как субъекта и объекта познания. Познание групповых явлений.



Тема 8. Психология ощущений

Сущность понятия «ощущения». Развитие ощущений в фило- и онтогенезе. Ощущение как формы отражения реальности. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Пороговые показатели ощущений. Структура и функции анализаторов. Классификация ощущений. Рецептор и ощущения. Понятие «образ». Ощущения и образы

Методы изучения и измерения ощущений. Законы функционирования ощущений. Сенсорная депривация и сенсибилизация. Проксимальный и дистальный стимулы. Современные приемы исследования ощущений. Психофизика и психофизиология работы сенсоров. Значение ощущений в практической деятельности, поведении и общении личности




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница