I. Общие проблемы философии науки



Дата14.04.2018
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ



I. Общие проблемы философии науки

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстериализма в понимании механизмов научной деятельности.

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного разви­тия и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии по­рождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных ис­торически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретичес­кой науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­новение дисциплинарно организованной науки. Технологические при­менения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, крите­рии их различения. Особенности эмпирического и теоретического язы­ка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объ­ектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные на­блюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема тео­ретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические моде­ли и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внут­ренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в де­дуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе тео­рии. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического зна­ния. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного зна­ния. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап ста­новления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воз­действие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретичес­ких знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Меха­низмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассиче­ский варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в про­блемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Науч­ные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Со­циокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Не­линейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в вы­боре стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историче­ская смена типов научной рациональности: классическая, неклассичес­кая, постнеклассическая наука.

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, иостнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осво­ение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые страте­гии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и си­стемного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизиро­ванной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и иа-ранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретнос­ти и закрытости научных исследований. Проблема государственного ре­гулирования науки.


II. Современные философские проблемы областей научного знания

1. Философские проблемы математики

1.1. Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики

Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математи­ка как система моделей. Математика и техника. Различие взглядов на ма­тематику философов и ученых (И. Кант, О. Конт, А. Пуанкаре, А. Эйн­штейн, Н.Н. Лузин).

Математика как феномен человеческой культуры. Математика и фи­лософия. Математика и религия. Математика и искусство.

Взгляды на предмет математики. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты в истолковании предмета математики. Особен­ности образования и функционирования математических абстракций. Отношение математики к действительности. Абстракции и идеальные объекты в математике.

Нормы и идеалы математической деятельности. Специфика методов математики. Доказательство — фундаментальная характеристика мате­матического познания. Понятие аксиоматического построения теории. Основные типы аксиоматик (содержательная, полуформальная и фор­мальная). Логика как метод математики и как математическая теория. Современные представления о соотношении индукции и дедукции в ма­тематике. Аналогия как общий метод развития математической теории. Обобщение и абстрагирование как методы развития математической те­ории. Место интуиции и воображения в математике. Современные пред­ставления о психологии и логике математического открытия. Мыслен­ный эксперимент в математике. Доказательство с помощью компьютера.

Структура математического знания. Основные математические дис­циплины. Историческое развитие логической структуры математики. Аксиоматический метод и классификация математического знания. Групповая классификация геометрических теорий (программа Ф. Клей­на). Структурное и функциональное единство математики.

Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции. Ос­новные проблемы философии и методологии математики: установление сущности математики, ее предмета и методов, места математики в науке и культуре. Фундаменталистская и нефундаменталистская (социокуль­турная) философия математики. Философия математики как раздел философии и как общая методология математики.

Разделение истории математики и философии математики: соотно­шение фактической и логической истории, классификации фактов и их анализа.

Методология математики, ее возникновение и эволюция. Методы методологии математики (рефлексивный, проективный, нормативный). Внутренние и внешние функции методологии математики, ее прогнос­тические ориентации.

1.2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте

Причины и истоки возникновения математических знаний. Практи­ческие, религиозные основания первоначальных математических пред­ставлений.

Математика в догреческих цивилизациях. Догматическое (рецептур­ное) изложение результатов в математических текстах Древнего Восто­ка. Проблема влияния египетской и вавилонской математики на матема­тику Древней Греции.

Рождение математики как теоретической науки в Древней Греции. Пифагорейцы. Открытие несоизмеримости. Геометрическая алгебра и ее обоснование. Апории Зенона. Атомизм Демокрита и инфинитезимальные процедуры в Античности. Место математики в философии Платона.

Математика эпохи эллинизма. Синтез греческих и древневосточных социокультурных и научных традиций. Аксиоматическое построение ма­тематики в «Началах» Евклида и его философские предпосылки. Пробле­ма актуальной бесконечности в античной математике. Место математики в философской концепции Аристотеля. Ценностные иерархии объектов, средств решения задач и классификация кривых в античной геометрии. «Арифметика» Диофанта и элементы возврата к вавилонской традиции.

Математика в древней и средневековой Индии. Отрицательные и ир­рациональные числа. Ритуальная геометрия трактата «Шулва-Сутра». Озарение как способ обоснования математических результатов. Мате­матика и астрономия.

Математика в древнем и средневековом Китае. Средневековая ма­тематика Арабского Востока. «Арабские» цифры как источник новых математических знаний. Выделение алгебры в самостоятельную науку. Философия геометрии в связи с попытками доказать V постулат Евк­лида. Математика и астрономия. Математика в средневековой Европе. Практически ориентированные геометрические и тригонометрические сведения у Л. Пизанского (Фибоначчи). Развитие античных натурфи­лософских идей и математика. Схоластические теории изменения ве­личин как предвосхищение инфинитезимальных методов Нового времени. Дискуссий по проблемам бесконечного и непрерывного в мате­матике.

Математика в эпоху Возрождения. Проблема решения алгебраичес­ких 3-й и 4-й степеней как основание возникновения новых представле­ний о математических величинах. Алгебра Ф. Виета. Проблема перспек­тивы в живописи и математика. «Философская теория» мнимых и комплексных чисел в «Алгебре» Р. Бомбелли.

Математика и научно-техническая революция начала Нового вре­мени. Проблема бесконечности. Философский контекст аналитической геометрии. Достижения в области алгебры и их естественно-научное значение. Первые теоретико-вероятностные представления. «Вероят­ностная» гносеология в трудах философов Нового времени и проблема создания вероятностной логики (Лейбниц). Философский контекст от­крытия И. Ньютоном и Г. Лейбницем дифференциального и интеграль­ного исчисления. Проблема логического обоснования алгоритмов диф­ференциального и интегрального исчисления. Критика Беркли и Ньютвентвейта. Нестандартный анализ А. Робинсона (1961) и новый взгляд на историю возникновения и первоначального развития анали­за бесконечно малых.

Развитие математического анализа в XVIII в. Проблема оснований анализа. Философские идеи Б. Больцано в области теории функций. К. Вейерштрасс и арифметизация анализа. Теория и философия дейст­вительного числа.

Эволюция геометрии в XIX в. и ее философское значение — откры­тие гиперболической геометрии и ее обоснования, интерпретации неев­клидовой геометрии. «Эрлангенская программа» Ф. Клейна как новый взгляд на структуру геометрии. П.-С. Лаплас, его философские взгляды на сущность вероятности и становление теории вероятностей как точ­ной науки.

Теория множеств как основание математики: Г. Кантор и создание «наивной» теории множеств. Открытие парадоксов теории множеств и их философское осмысление.

Математическая логика как инструмент обоснования математики и как основание математики. Взгляды Г. Фреге на природу математичес­кого мышления. Программа логической унификации математики.

«Основания геометрии» Д. Гильберта и становление геометрии как формальной аксиоматической дисциплины.

Философские проблемы теории вероятностей в конце XIX — середи­не XX в.


1.3. Закономерности развития математики

Внутренние и внешние факторы развития математической теории. Апология «чистой» математики (Г. Харди). Б. Гессен о социальных кор­нях механики Ньютона. Национальные математические школы и осо­бенности национальных математических традиций (Л. Бибербах). Ма­тематика как совокупность «культурных элементов» (Р. Уайлдер). Концепция Ф. Китчера: эволюция математики как переход от исходной (примитивной) математической практики к последующим. Эстафеты в математике (М. Розов). Влияние потребностей и запросов других наук, техники на развитие математики.

Концепция научных революций Т. Куна и проблемы ее применения к анализу развития математики. Характеристики преемственности ма­тематического знания. Д. Даубен, Е. Коппельман, М. Кроу, Р. Уайлдер о специфике революций в математике. Математические парадигмы и их отличие от естественно-научных парадигм. Классификация революций в математике.

Фальсификационизм К. Поппера и концепция научных исследователь­ских программ И. Лакатоса, Возможности применения концепции науч­ных исследовательских программ к изучению развития математики. Про­блема существования потенциальных фальсификаторов в математике.

1.4. Философские концепции математики

Пифагореизм как первая философия математики. Число как причи­на вещей, как основа вещей и как способ их понимания. Числовой мис­тицизм. Влияние на пифагорейскую идеологию открытия несоизмери­мых величин и парадоксов Зенона. Пифагореизм в сочинениях Платона. Критика пифагореизма Аристотелем.

Эмпирическая концепция математических понятий у Аристотеля. Пер­вичность вещей перед числами. Объяснение строгости математического мышления. Обоснование эмпирического взгляда на математику у Бекона и Ньютона. Математический эмпиризм XVII—XIX вв. Эмпиризм в фило­софии математики XIX столетия (Дж.Ст. Милль, Г. Гельмгольц, М. Паш). Современные концепции эмпиризма: натурализм Н. Гудмена, эмпирицизм И. Лакатоса, натурализм Ф. Китчера. Недостатки эмпирического обосно­вания математики.

Философские предпосылки априоризма. Установки априоризма. Умозрительный характер математических истин. Априоризм Лейбница.

Обоснование аналитичности математики у Лейбница. Понимание мате­матики как априорного синтетического знания у Канта. Неевклидовы геометрии и. философия математики Канта. Гуссерлевский вариант ап­риоризма. Проблемы феноменологического обоснования математики.

Истоки формалистского понимания математического существования. Идеи Г. Кантора о соотношении имманентной и транзиентной истины. Формалистское понимание существования (А. Пуанкаре и Д. Гильберт).

Современные концепции математики. Эмпирическая философия мате­матики. Критика евклидианской установки и идеи абсолютного обоснова­ния математики в работах И. Лакатоса. Априористские идеи в современ­ной философии и методологии математики. Программа Н. Бурбаки и концепция математического структурализма. Математический платонизм. Реализм как тезис об онтологической основе математики. Радикальный реализм К. Геделя. Реализм и проблема неиндуктивистского обоснования теории множеств. Физикализм. Социологические и социокультурные кон­цепции природы математики.

1.5. Философия и проблема обоснования математики

Проблема обоснования математического знания на различных стади­ях его развития. Геометрическое обоснование алгебры в Античности. Проблема обоснования математического анализа в XVIII в. Поиски еди­ной основы математики в рамках аксиоматического метода. Открытие па­радоксов и становление современной проблемы обоснования математики.

Логицистская установка Г. Фреге. Критика психологизма и кантовского интуиционизма в понимании числа. Трудности концепции Г. Фреге. Представление математики на основе теории типов и логики отношений (Б. Рассел и А. Уайтхед). Результаты К. Геделя и А. Тарского. Методологи­ческие изъяны и основные достижения логицистского анализа математики.

Идеи Л. Брауэра по логицистскому обоснованию математики. Праин-туиция как исходная база математического мышления. Проблема сущест­вования. Учение Л. Брауэра о конструкции как о единственно законном способе оправдания математического существования. Брауэровская кри­тика закона исключенного третьего. Недостаточность интуиционизма как программы обоснования математики. Следствия интуиционизма для со­временной математики и методологии математики.

Гильбертовская схема абсолютного обоснования математических те­орий на основе финитной и содержательной метатеории. Понятие фи-нитизма. Выход за пределы финитизма в теоретико-множественных и семантических доказательствах непротиворечивости арифметики (Г. Генцен, П. Новиков, Н. Нагорный). Теоремы К. Геделя и программа Д. Гильберта: современные дискуссии.

1.6. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки

Прикладная математика. Логика и особенности приложений матема­тики. Математика как язык науки. Уровни математизации знания: коли­чественная обработка экспериментальных данных, построение матема­тических моделей индивидуальных явлений и процессов, создание математизированных теорий.

Специфика приложения математики в различных областях знания. Новые возможности применения математики, предлагаемые теорией ка­тегорий, теорией катастроф, теорией фракталов и др. Проблема поиска адекватного математического аппарата для создания новых приложений.

Математическая гипотеза как метод развития физического знания. Математическое предвосхищение. «Непостижимая эффективность» ма­тематики в физике: проблема рационального объяснения. Этапы мате­матизации в физике. Неклассическая фаза (теория относительности, квантовая механика). Проблема единственности физической теории, связанная с богатыми возможностями выбора подходящих математиче­ских конструкций. Постклассическая фаза (аксиоматические и конст­руктивные теории поля и др.). Перспективы математизации нефизичес­ких областей естествознания. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания. Вычислительное, концептуаль­ное и метафорическое применения математики. Границы применимости вероятностно-статистических методов в научном познании. «Мораль­ные применения» теории вероятностей — иллюзии и реальность.

Математическое моделирование: предпосылки, этапы построения модели, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации. Срав­нительный анализ математического моделирования в различных облас­тях знания. Математическое моделирование в экологии: историко-мето-дологический анализ. Применение математики в финансовой сфере: история, результаты и перспективы. Математические методы и модели и их применение в процессе принятия решений при управлении слож­ными социально-экономическими системами: возможности, перспекти­вы и ограничения. ЭВМ и математическое моделирование. Математиче­ский эксперимент.

2. Философские проблемы естествознания
2.1. Философские проблемы физики

2.1.1. Место физики в системе наук

Естественные науки и культура. Естествознание и развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Физика как фундамент естествознания. Онтологические, эпистемологические и методологичес­кие основания фундаментальности физики. Специфика методов физиче­ского познания. Связь проблемы фундаментальности физики с оппози­цией редукционизм—антиредукционизм. Анализ различных трактовок редукционизма.

Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе.

2.1.2. Онтологические проблемы физики

Понятие онтологии физического знания. Онтологический статус физической картины мира. Эволюция физической картины мира и из­менение онтологии физического знания. Механическая, электромагнит­ная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания.

Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физиче­ской картины мира и проблема их онтологического статуса. Онтологичес­кий статус виртуальных частиц. Проблемы классификации фундаменталь­ных частиц. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий. Стандартная модель фундаментальных частиц и взаимодействий и ее кон­цептуальные трудности. Физический вакуум и поиски новой онтологии. Стратегая поисков фундаментальных объектов и идеи бутстрапа. Теория струн и «теория всего» (TOE) и проблемы их обоснования.
2.1.3. Проблемы пространства и времени

Проблема пространства и времени в классической механике. Роль коперниканской системы мира в становлении галилей-ньютоновских представлений о пространстве. Понятие инерциальной системы и прин­цип инерции Галилея. Принцип относительности Галилея, преобразова­ния Галилея и понятие ковариантности законов механики. Понятие аб­солютного пространства. Философские и религиозные предпосылки концепции абсолютного пространства и проблема ее онтологического статуса.

Теоретические, экспериментальные и методологические предпосыл­ки изменения галилей-ньютоновских представлений о пространстве и времени в связи с переходом от механической к электромагнитной кар­тине мира.

Специальная и общая теории относительности (СТО и ОТО) А. Эйн­штейна как современные концепции пространства и времени. Субстан­циальная и реляционная концепции пространства и времени. Статус ре­ляционной концепции пространства и времени в СТО. Понятие о едином пространственно-временном континууме Г. Минковского. Релятивист­ские эффекты сокращения длин, замедления времени и зависимости мас­сы от скорости в инерциальных системах отсчета. Анализ роли наблюда­теля в релятивистской физике.

Теоретические, методологические и эстетические предпосылки воз­никновения ОТО. Роль принципа эквивалентности инерционной и гра­витационной масс в ОТО. Статус субстанциальной и реляционной кон­цепций пространства-времени в ОТО. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Пространство-время и вакуум.

Концепция геометризации физики на современном этапе. Понятие калибровочных полей. Интерпретация взаимодействий в рамках теории калибровочных полей. Топологические свойства пространства-времени и фундаментальные физические взаимодействия.

2.1.4. Проблемы детерминизма

Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детер­минизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу харак­тера причинных связей. Критика Д. Юмом принципа причинности как порождающей связи. Причинность и закон. Противопоставление причинности и закона в работах О. Конта. Критика концепции Конта в ра­ботах Б. Рассела, Р. Карнапа, К. Поппера. Идея существования двух уровней причинных связей: наглядная и теоретическая причинность.

Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. При­чинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернети­ки в демистификацию понятия цели. Понятие цели в синергетике.

Понятие светового конуса и релятивистская причинность. Пробле­мы детерминизма в классической физике. Концепция однозначного (жесткого) детерминизма. Статистические закономерности и вероятно­стные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперов-ская концепция предрасположенностей и дилемма детерминизм—инде­терминизм. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительнос­ти Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.

Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синер­гетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах.

2.1.5. Познание сложных систем и физика

Системные идеи в физике. Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические системы; систе­мы с обратной связью; системы с саморазвитием (самоорганизующиеся системы).

Противоречие между классической термодинамикой и эволюцион­ной биологией и концепция самоорганизации. Термодинамика откры­тых неравновесных систем И. Пригожина. Статус понятия времени в механических системах и системах с саморазвитием. Необратимость за­конов природы и «стрела времени». Синергетика как один из источни­ков эволюционных идей в физике. Детерминированный хаос и эволюци­онные проблемы.

2.1.6. Проблема объективности в современной физике

Квантовая механика и постмодернистское отрицание истины в на­уке. Неоднозначность термина «объективность» знания: объективность

как «объектность» описания (описание реальности без отсылки к на­блюдателю) и объективность в смысле адекватности теоретического описания действительности.

Проблематичность достижения «объектности» описания и реализуе­мость получения знания, адекватного действительности.

Трудности достижения объективно истинного знания. «Недоопреде-ленность» теории эмпирическими данными и внеэмиирические крите­рии оценки теорий. «Теоретическая нагруженность» эксперименталь­ных данных и теоретически нейтральный язык наблюдения.

Роль социальных факторов в достижении истинного знания. Крити­ческая традиция в научном сообществе и условие достижения объектив­но истинного знания (К. Поппер).

2.1.7. Физика, математика и компьютерные науки

Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания. Три этапа математизации знания: феноменологический, модельный, фундамен­тально-теоретический.

«Коэволюция» вычислительных средств и научных методов.

Понятие информации: генезис и современные подходы. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной на­уки. Проблема включаемости понятия информации в физическую кар­тину мира. Связь информации с понятием энтропии. Проблема описа­ния информационно открытых систем. Квантовые корреляции и информация.

Р. Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах. Ограничения на моделирование квантовых систем с помощью классиче­ского компьютера. Понятие квантового компьютера. Вычислительные машины и принцип Черча—Тьюринга. Квантовая теория сложности. Связи между принципом Черча—Тьюринга и разделами физики.

2.2. Философские проблемы астрономии и космологии

2.2.1. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре

Является ли астрономия особой научной дисциплиной или «при­кладным» разделом физики? Космология — раздел астрономии или са­мостоятельная наука? Понятия «наблюдаемая Вселенная», «Вселенная как целое», «мини-вселенные» и «Метавселенная». Астрофизика, кос­мология и физика элементарных частиц.

2.2.2. Основания научного метода в астрономии и космологии

Современная революция в средствах и методах эмпирического ис­следования Вселенной. Новая эпоха великих астрономических открытий. Становление неклассических и постнеклассических оснований изу­чения Вселенной. Идеалы и нормы описания и объяснения явлений, по­строения теорий, строения и обоснования знания в астрономии и космо­логии. Эвристическая роль научной картины мира.

Наблюдение, квазиэкспериментальная деятельность и экстраполя­ция как способы изучения настоящего, прошлого и будущего Вселен­ной. Принцип единообразия Вселенной. Основания сравнительно-исто­рического метода изучения эволюционных процессов во Вселенной.

Метод моделей в астрономии и космологии, его основания и эврис­тические возможности. Основания применения статистических методов в различных разделах астрономии. Эпистемологические аспекты ком­пьютерного моделирования структуры и эволюции космических объек­тов.

2.2.3. Проблема объективности знания в астрономии и космологии

Специфика эмпирического и теоретического знания о Вселенной; проблема «теоретической нагруженности» фактов; эвристическая роль эмпирических зависимостей (диаграмма Герцшпрунга—Рессела, про­порциональность красного смещения в спектре расстоянию до галакти­ки и др.). Современная система теоретических знаний о Вселенной и ре­альность. Парадокс «скрытой массы» и проблема обоснованности системы знаний о Вселенной.

2.2.4. Эволюционная проблема в астрономии и космологии

Нестационарность — важнейшая черта эволюционных процессов во Вселенной. Понятие эволюции в астрофизике. Основания и концепту­альная структура современных астрофизических теорий. Парадоксы черных дыр.

Основания и концептуальная структура современных космологи­ческих теорий: теории расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана, те­ории горячей Вселенной Г.А. Гамова, инфляционной космологии, дру­гих космологических теорий. Реликтовое излучение и проблема выбора космологической теории. Релятивистские космологические модели — схематическое описание некоторых черт Метагалактики. Генезис Вселенной в вакуумной картине мира: физические и философ­ские аспекты. Специфика идеалов и норм доказательности знаний в космологии.

Понятия пространства и времени, эволюции и стационарности, ко­нечного и бесконечного, причинности и спонтанности в космологичес­ких теориях. «Большой взрыв» и понятие начального момента времени в релятивистской космологии. Понятие квантовой флуктуации вакуума в инфляционной космологии.

Термодинамический парадокс в космологии. Самоорганизующаяся Вселенная.

Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в со­временной космологии.

2.2.5. Человек и Вселенная

Научное и мировоззренческое значение коиерниканской революции в астрономии. Проблема эквивалентности систем Птолемея и Коперни­ка с точки зрения общей теории относительности: физический и фило­софский аспекты.

Вселенная как «экологическая ниша» человечества. Универсальный эволюционизм и проблема происхождения сознания. Человек, его жизнь и смерть в контексте универсального эволюционизма. Роль кос­мических факторов в биологических и социальных процессах.

Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной. Проблема SETI (поиск внеземных цивилизаций) как междисциплинар­ное направление научного поиска. Эпистемологические основания об­мена смысловой информацией между космическими цивилизациями. Мировоззренческое значение возможных контактов.

Антропный принцип (слабый, сильный, участия, финалистский) и принцип целесообразности в космологии. Понятия наблюдателя и уча­стника в АП. Антропный принцип и телеологическая проблема, АП и проблема множественности вселенных. Идея спонтанного генезиса Все­ленной в процессе самоорганизации как одна из возможных интерпрета­ций АП. Мировоззренческие дискуссии вокруг АП.

Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Астроно­мия и перспективы космического будущего человечества. Космизм и ан­тикосмизм: современные дискуссии.







2.3. Философские проблемы химии

2.3.1. Специфика философии химии

Историческое осмысление науки как существенный компонент фи­лософских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. «Мостиковые» концептуальные по­строения химии, соединяющие эти науки. Непосредственная связь хи­мии с технологией и промышленностью.

2.3.2. Концептуальные системы химии и их эволюция

Концептуальные системы химии как относительно самостоятель­ные системы химических понятий и как ступени исторического разви­тия химии.

Эволюция концептуальных систем. Учение об элементах как истори­чески первый тип концептуальных систем, явившийся теоретической ос­новой объяснения свойств и отличительных признаков веществ. Антич­ный этап учения об элементах. Р. Бойль и научное понятие элемента. Ранние формы учения об элементах — теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия и кислородная теория Лавуазье. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах.

Структурная химия как теоретическое объяснение динамической ха­рактеристики вещества — его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии (изуче­ние изомеров и полимеров в работах Кольбе, Кеккуле, Купера, Бутлеро­ва). Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структур­ных теорий.

Кинетические теории как теории химического процесса, поставив­шие на повестку дня исследование организации химических систем (их механизм, кинетические факторы, «кибернетику»). Химическая кине­тика и проблема поведения химических систем. Концепция самоорга­низации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.

2.3.3. Тенденция физикализации химии

Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в хи­мию, 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редук­ция фундаментальных разделов химии к физике. Редукция теории хи­мической связи к квантовой механике. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания. Гносеологический, прагмати­ческий и онтологический редукционизм.

Приближенные методы в химии. Проблема смысла и значения при­ближенных методов как одна из центральных для философии химии.

2.4.1. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура

Проблема географической реальности. Онтологический статус гео­графических объектов и критерии реальности их существования. Зави­симость этих критериев от применяемых познавательных средств. Место наук на естественные и гуманитарные в зависимости от метода исследо­вания. Фундаментальные различия в характере закономерностей, фор-мулируемых естественными и общественными науками, их преломление в географии. Антропоцентрический характер географического синтеза и проблемы страноведения Нентоаль подходов при исследовании проблем, связанных с качеством окружаю­щей среды, проблем обеспечения человечества продовольствием, мине­ральными и энергетическими ресурсами. Физико-географическое крыло географии и его предметная область: геоморфология, биогеография и география почв, ландшафтоведение.

2.4.2. Проблема пространства и времени в географии

Обыденное понимание пространства и времени и его значение в со­временной географии. Хорологическая концепция в географии и ее исто­рическая роль в становлении географии как фундаментальной науки. Идеи В.И. Вернадского о пространстве и времени как свойствах эмпири­чески изучаемых процессов. Характерное пространство и характерное время различных географических процессов. Проблема метахронности (гетерохронности) развития географических систем. Синергетическая революция в современной науке и ее значение для географии. Явления эквифинальности в развитии географических объектов. Проблемы кау­зального и финалистского объяснения в географии. Теоретическая география как наука о пространственной самоорганизации. Пространствен­ные понятия и формализованные пространственные языки в географии, переход на различные уровни абстрагирования в ходе географического исследования. Картографическое моделирование. Географические кар-тоиды. Соотношение пространственности и территориальности в геогра­фии.

2.4.3. Географическая среда человеческого общества

Введение в науку понятия «географическая среда». Его отличие от естественно-научных понятий «ландшафтная оболочка», «географиче­ская оболочка» и «биосфера». Представление о географической среде как об арене жизни человека и человечества. Исторический характер географической среды и ее роль в общественном развитии. Формы адаптации общества к различным природным условиям. Географичес­кий детерминизм и географический поссибилизм. Органическая связь между географическим детерминизмом Ш. Монтескье и его концепци­ей федерализма. Географическая среда и географическое пространство, их влияние на социально-экономическое развитие стран и регионов на примере России.


2.4.4. Биосфера и ноосфера

Развитие представлений о биосфере от ее понимания как живой пленки Земли до трактовки биосферы как совокупности биогеоцено­зов. Соотношение биосферы с географической оболочкой и ландшафт­ной сферой, с литосферой и социосферой. Биосфера как закономер­ный этап развития Земли. Цефализация как основной ствол эволюции биосферы. Тупиковые ветви развития биосферы. Литосфера, гидро­сфера и атмосфера как необходимые условия возникновения биосфе­ры. В.И. Вернадский о биосфере как совокупности земных оболочек, химические свойства которых определяются живым веществом. Ноо­сфера как новая оболочка планеты, возникающая над биосферой. Раз­личные трактовки ноосферы: представления о человечестве как о мощ­ной геологической и геохимической силе, радикально изменяющей биосферу, и концепция ноосферы как земной сферы, развитие которой сознательно направляется человечеством. Современная наука о техни­ческих возможностях и об экологических ограничениях полного пере­хода биосферы в ноосферу.

2.4.5. География и экология

География как экология человека. Анализ различных аспектов при-родно-экологических и социально-экологических исследований в гео­графии. Изучение форм и закономерностей адаптации географических систем к определенной совокупности природных и социальных факто­ров. Роль географии в междисциплинарном синтезе экологических ис­следований, проводимых биологическими, физико-химическими, тех­ническими и социальными науками. Анализ геоэкологии как междисциплинарного научного направления, объектом которого явля­ется социальная экосфера. Географические аспекты изучения современ­ных экологических проблем. Экологические проблемы России.


2.5. Философские проблемы геологии

2.5.1. Место геологии в генетической классификации наук

Геологическая картина мира как отражение геологической реальнос­ти. Особенности исторического формирования картины геологической реальности. Становление представлений о системном характере объекта геологии. Место геологии в нелинейной генетической классификации наук. Ее соотношение с пограничными науками: физикой и химией, с од­ной стороны, и биологией, географией и социальными науками — с дру­гой. Место геофизики и геохимии в составе геологических дисциплин. Определение места геологии в генетической классификации наук — ме­тодологическая основа обоснования самой геологии как науки, раскры­тие закономерностей ее внутреннего деления, изучение соотношения за­конов и методов геологии с законами и методами пограничных наук.

2.5.2. Проблема пространства и времени в геологии

Значение обыденного понимания пространства и времени в геоло­гии как взаимного расположения геологических объектов и процессов и их последовательного изменения относительно шкалы нигде не су­ществующего, равномерно текущего времени. Возможные ошибки в определении возраста горных пород по флоре и фауне. Сущность и свойства геологического пространства и времени. Наличие разновоз­растных участков земной коры как признак существования отдельных геологических систем со специфическим геологическим круговоротом вещества и специфических форм бытия — геологического пространст­ва и времени.

2.5.3. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

Введение В.И. Вернадским в научную литературу особого геохими­ческого принципа выделения земных оболочек по основной геологичес­кой силе, влияющей на химический состав земных оболочек и на мигра­цию химических элементов. В.И. Вернадский о биосфере Земли как совокупности верхних слоев литосферы, образованных органическими осадками, гидросферы, химический состав которой во многом зависит от деятельности живых организмов, тропосферы, кислород которой вто­ричного происхождения, и самого «живого вещества». Зарождение вну­три биосферы человечества, которое на основе науки и техники переде­лывает биосферу в ноосферу. Существующие границы биосферы: невозможность существования живого при высоких давлении и темпе­ратуре внутри земной коры и низких давлении и температуре в высоких слоях атмосферы, при жестком космическом излучении. В.И. Вернад­ский о переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера как высший этап раз­вития биосферы. Анализ экологических последствий полного перехода биосферы в ноосферу.

2.5.4. Геология и экология

Различное понимание геологической среды и ее роли в жизни обще­ства. Соотношение понятий «геологическая среда» и «географическая среда человеческого общества». Соотношение социосферы и экосферы. Объект и предмет геоэкологии. Геоэкология, ее содержание и логичес­кая структура. Определение объекта и предмета экологической геоло­гии. Экологические функции литосферы. Задачи экологической геоло­гии в обосновании управления экологической обстановкой.


2.6, Философские проблемы биологии и экологии

2.6.1. Предмет философии биологии и его эволюция

Природа биологического познания. Сущность и специфика фило-софско-методологических проблем биологии. Основные этапы транс­формации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Эволюция в понимании предмета биологической науки. Из­менения в стратегии исследовательской деятельности в биологии. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни. Философия биоло­гии в исследовании структуры биологического знания, в изучении при-

роды, особенностей и специфики научного познания живых объектов и систем, в анализе средств и методов подобного познания. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.

2.6.2. Биология в контексте философии и методологии науки XX в.

Проблема описательной и объяснительной природы биологического знания в зеркале неокантианского противопоставления идеографичес­ких и номотетических наук (1920—1930-е гг.). Биология сквозь призму редукционистски ориентированной философии науки логического эм­пиризма (1940—1970-е гг.). Биология с точки зрения антиредукцио­нистских методологических программ (1970—1990-е гг.). Проблема «ав­тономного» статуса биологии как науки. Проблема «биологической реальности». Множественность «образов биологии» в современной на­учно-биологической и философской литературе.

2.6.3. Сущность живого и проблема

его происхождения

Понятие жизни в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественно-научной интерпретации жизни. Основные этапы разви­тия представлений о сущности живого и проблеме происхождения жиз­ни. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.

2.6.4. Принцип развития в биологии

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Развитие эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Проблема био­логического прогресса. Роль теории биологической эволюции в форми­ровании принципов глобального эволюционизма.
2.6.5. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму

Биология и формирование современной эволюционной картины ми­ра. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Приспособи­тельный характер и генетическая обусловленность социабельности. От альтруизма к нормам морали, от социабельности — к человеческому об­ществу. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе. Эво­люционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Предпосылки и этапы формирования эволюци­онной эпистемологии. Кантовское априори в свете биологической теории эволюции. Эволюция жизни как процесс «познания». Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической перспективы. Эволюционно-ге-нетическое происхождение эстетических эмоций. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбо­ра. Категории искусства в биоэстетической перспективе.

2.6.6. Проблема системной организации в биологии

Организованность и целостность живых систем. Эволюция пред­ставлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А. Богданова, В.И. Вернадского, JL фон Берталанфи, В.Н. Беклемише­ва). Принцип системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной дифференцированности современного знания о живых объектах.

2.6.7. Проблема детерминизма в биологии

Место целевого подхода в биологических исследованиях. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеоло­гия, механический детерминизм, органический детерминизм, акциден-ционализм, финализм. Детерминизм и индетерминизм в трактовке про­цессов жизнедеятельности. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь. Сущность и формы биологической телеоло­гии: феномен «целесообразности» строения и функционирования жи­вых систем, целенаправленность как фундаментальная черта основных

жизненных процессов, функциональные описания и объяснения в структуре биологического познания.

2.6.8. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры

Философия жизни в новой парадигматике культуры. Воздействие современных биологических исследований на формирование в системе культуры новых онтологических объяснительных схем, методолого-гно-сеологических установок, ценностных ориентиров и деятельностиых приоритетов.

Потребность в создании новой философии природы, исследующей закономерности функционирования и взаимодействия различных онто­логических объяснительных схем и моделей, представленных в совре­менной науке.

Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции.

Исторические предпосылки формирования биоэтики. Биоэтика в различных культурных контекстах. Основные принципы и правила со­временной биомедицинской этики. Социальные, этико-правовые и фи­лософские проблемы применения биологических знаний. Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах.

Исторические и теоретические предпосылки биологической интер­претации властных отношений. Этологические и социобиологические основания современных биополитических концепций. Основные пат­терны социабельного поведения в мире живых организмов и в человече­ском обществе. Проблемы власти и властных отношений в биополити­ческой перспективе.

Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

2.6.9. Предмет экофилософии

Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоз­зренческую установку современной культуры. Экофилософия как ре­флексия над проблемами среды обитания человека, изменения отно­шения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов.

2.6.10. Человек и природа в социокультурном измерении

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Генезис экологической проблематики. Экофильные и экофобные моти­вы мифологического сознания. Античная экологическая мысль. Эколо­гические воззрения Средневековья и Возрождения. Экологические взгляды эпохи Просвещения. Экологические идеи Нового времени. Дарвинизм и экология. Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Новые экологические акценты XX в.: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Современные идеи о необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития. Историческая обусловлен­ность возникновения социальной экологии. Основные этапы развития социально-экологического знания. Предмет и задачи социальной эколо­гии, структура социально-экологического знания и его соотношение с другими науками. Специфика социально-экологических законов обще­ственного развития, их соотношение с традиционными социальными за­конами. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса.

2,6.11. Экологические основы хозяйственной деятельности

Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе приро­допользования, ее основные этапы. Особенности хозяйственной дея­тельности с учетом перспективы конечности материальных ресурсов планеты, Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей. Направления изменения системы приоритетов и ценност­ных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.


2,6.12. Экологические императивы современной культуры

Современный экологический кризис как кризис цивилизациониый: истоки и тенденции. Направления изменения биосферы в процессе на­учно-технической революции. Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической культуры.

Духовно-исторические основания преодоления экологического кри­зиса. Этические предпосылки решения экологических проблем. Эколо­гия и экополитика. Экология и право. Экология и экономика. Концеп­ция устойчивого развития в условиях глобализации. Экология и философия информационной цивилизации. Критический анализ основ­ных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцент-ризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм. Смена доминирующих регулятивов культуры и становление новых конститу­тивных принципов под влиянием экологических императивов. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития России.

2.6.13. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходи­мость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологическо­го образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в ус­ловиях экологического кризиса. Практическая значимость экологичес­ких знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле эколо­гического образования, воспитания и просвещения населения.

2.7. Философские проблемы медицины

2.7.1. Философия медицины и медицина как наука

Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины. Онтологические, гносеологические и ценностно-норматив­ные основания медицины. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий и понятий медицины.

Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здраво­охранения. Генезис философии медицины в XX в. как переход к новому этапу осмысления медико-биологических и медико-социальных проблем. Гносеологические и логические основания философии медицины, ее нор­мы и идеалы. Системная структура знания в философии медицины.

Объект и предмет медицины, специфика медицины как науки, бази­рующейся на естественно-научных и социально-гуманитарных знаниях.

Специфика анализа природных и социальных явлений, а также челове­ка как предмета медицины. Естествознание и медицина. Философские и методологические аспекты взаимодействия медицины и биологии. Ме­тодологические основы общей патологии как науки. Психология и ме­дицина. Общественные науки и медицинское знание. Фундаментальные и прикладные исследования в медицине.

Классификация медицинских наук как философская и методологи­ческая проблема. Общая теория медицины как интеграция естественно­научных и социогуманитарных знаний. Дифференциация и интеграция медицинских знаний. Медицина как мультидисциплинарная система знания. Медицина как наука и искусство, теория и практика.

Особенности развития медицины в XX в. Специфика познания в ме­дицине, особенности предмета, средств, методов и целей. Комплексное исследование медико-научных проблем. Специфика философской про­блематики профилактики и клинической деятельности.

Естественно-научные и социогуманитарные знания в медицинских те­ориях в свете философии медицины. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины. Философия медицины как теория и ме­тод. Плюрализм направлений в философии медицины, их социально-ис­торическая обусловленность. Мировоззренческая и методологическая функция философии медицины, ее роль в развитии медицинского знания.

2.7.2. Философские категории и понятия медицины

Количество, качество и мера, их методологическое значение в фило­софии медицины. Мера и норма в медицине. Проблема изменения и раз­вития в современной философии медицины. Количественные методы и проблема измерения в современной медицине.

Детерминизм и медицина. Проблема причинности (этиологии) в меди­цине. Критика телеологии и индетерминизма. Методологический анализ монокаузализма и кондиционализма в медицине. Проблемы этиологии в анатомо-морфологическом, физиологическом и функциональном аспек­тах. Проблема моно- и полиэтиологии заболеваний, ее методологический смысл.

Диалектика общего и специфического, внешнего и внутреннего в ме­дицине. Структурно-функциональные взаимоотношения в медицине. Диалектика общего и местного в патологии. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в медицине. Диалектика и системный подход в медицине.

2.7.3. Сознание и познание

Теория отражения и современные научные представления об эволю­ции форм отражения в живой природе. Отражение, деятельность, позна­ние. Методологическое значение теории отражения для медицины.

Мозг и психика. Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности. Проблема идеального.

Проблема сознания и психической деятельности в норме и в патоло­гии. Соотношение физиологического и психического в медицине.

Отражение, его познавательные и ценностные аспекты. Диалектика процесса познания. Единство чувственного и рационального в позна­нии. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Эмпиризм и проблема теоретической нагруженности эмпирического знания. Про­блемы критерия истины в философии и медицине. Точность как одна из основ истинности знания в медицине. Проблемы логико-математичес­кой и семантической точности знания в медицине. Понятие метода по­знания. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-науч­ного методов в медицине.

Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теория, их логическая структура и познавательная функция в медицине. Эксперимент и моде­лирование, их роль в медицинском познании. Возрастание роли прибора в медицине. Методологические проблемы измерений в медицине. Диа­гностика как специфический познавательный процесс. Альтернатив­ность и дополнительность клинико-нозологического и экзистенциально-антропологического подходов в диагностике. Клинический диагноз.

2.7.4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы

Философские аспекты социально-биологической проблемы. Диа­лектика социального и биологического в природе человека. Медицина и социально-биологическая проблема: эмпирические и теоретические вза­имосвязи медицины с биологией и социально-гуманитарными науками при изучении нормы и патологии, здоровья и болезни, общественного здоровья и заболеваемости. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека. Проблема редукционизма в современной медицине. Выработка качественно иных принципов медицины в отно­шении к жизни и смерти вообще и человеческой в особенности.

Философские аспекты психосоматической проблемы. Психосомати­ческий подход в современной медицине.

2.7.5. Проблема нормы, здоровья и болезни

Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и бо­лезни. Философские и методологические проблемы нозологии. Нозоло­гическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антино-зологизм. Методологический анализ понятий «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь». Болезнь и патологический процесс. Проблема «уровня» патологии в познании нормы и болезни. Биологический и со­циальный аспекты нормы, здоровья и болезни.

Здоровье и болезнь, их место в системе социальных ценностей челове­ка и общества. Здоровье и заболеваемость. Социальная этиология здоро­вья и болезни. Болезни цивилизации. Болезнь и личность больного. Ис­следование отношения людей к жизни и смерти в кризисных условиях.

Понятия общественного здоровья и заболеваемости, их методологи­ческий анализ. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия.

Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохра­нения. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению. Биоэтика — наука о самоценности жизни, основа для вы­работки новой морально-этической системы, человеческих взаимосвя­зей и отношений.

Содержание биоэтики: моральность экспериментов на человеке, при­чины самоубийств или отказа больных от лечения по жизненно важным показаниям, проблемы эвтаназии, аборта, новых репродуктивных техно­логий, трансплантации органов и тканей, медицинской генетики, генной инженерии, психиатрии, прав душевнобольных, социальной справедли­вости в новой идеологии и политике в области здравоохранения.

2.7.6. Рационализм и научность медицинского знания

Структура теоретического знания в медицине: проблема, гипотеза, закон, теория, мультидисциплинарный синтез. Идеалы научности со­временного медицинского знания. Методологические проблемы анали­за медицинской «онтологической реальности» в различных парадигмах: Восток — Запад, гуморализм — научные дисциплинарные единицы зна­ния — мультидисциплинарный синтез. Современные тенденции развития медицинского знания: от классического рационализма к современ­ному постнеклассическому (мультидисциплинарность, синергетика и др.) видению объекта и предмета медицины.

3. Философские проблемы техники и технических наук


ЗЛ. Философские проблемы техники

3.1.1. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соот­ношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техниче­ское» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предмет­но-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и куль-туркритика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая тех­нологии, технические науки и системотехника.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принци­пы исторического и методологического рассмотрения; особенности ме­тодологии технических наук и методологии проектирования.

.

3.1.2. Техника как предмет исследования естествознания



Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техни­ка науки. Роль техники в становлении классического математизирован­ного и экспериментального естествознания и в современном некласси­ческом естествознании.
3.1.3. Естественные и технические науки

Специфика технических наук, их отношение к естественным и обще­ственным наукам и математике. Первые технические науки как при­кладное естествознание. Основные типы технических наук.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в техни­ческих науках, особенности теоретико-методологического синтеза зна­ний в технических науках — техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуаль­ный и математический аппарат, особенности идеальных объектов техни­ческой теории; абстрактно-теоретические — частные и общие — схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоре­тические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конст­руктивно-технические и практико-методические знания.

Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориен-тированные исследования.

3.1.4. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Различия современных и классических научно-технических дисцип­лин; природа и сущность современных (неклассических) научно-техниче­ских дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-тех­нических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междис­циплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ меж­ду исследованием и проектированием, формирование нового образа на­уки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки при­ложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности си­стемотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.


3.1.5. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-тех­ническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, эколо­гических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентиро­ванное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проект­ная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в об­ществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современ­ной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйст­венных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологичес­кий менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социаль­ной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в кон­цепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования науч­но-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность — право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.


3.2. Философские проблемы информатики

3.2.1. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.

Теория информации К. Шеннона. Кибернетика Н. Винера, Р. Эшби, У. Мак-Каллока, А. Тьюринга, Дж. Бигелоу, Дж. фон Неймана, Г. Бэйт-сона, М. Мид, А. Розенблюта, У. Питтса, С. Вира. Общая теория систем Л. фон Берталанфи, А. Раппорта.

Концепция гипертекста В. Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология X. фон Ферстера и В. Турчина. Синергетический подход в информатике. Г. Хакен и Д.С. Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человеко-мерных системах.

3.2.2. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники

Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллекту­альное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее

синергетический коэволюционный смысл. Взаимосвязь искусственно­го и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессоры Дж. Хонфилда, С. Гроссберга, аналогия между мышлением и распозна­ванием образов.

Концепция информационной безопасности: гуманитарная составля­ющая. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междис­циплинарный интегративный концепт.

3.2.3. Интернет как метафора глобального мозга

Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдае­мость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Ин­тернет как инструмент новых социальных технологий.

Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. и как глобальная среда непрерывного образования.

3.2.4. Эпистемологическое содержание компьютерной революции

Концепция информационной эпистемологии и ее связь с киберне­тической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знании проблемы интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эво­люция.

3.2.5. Социальная информатика

Концепция информационного общества: от П. Сорокина до Э. Кастель-са. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика орга­низаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психо­технологии и психотерапевтические практики консультирования как со­ставная часть современной социогуманитарной информатики.

4. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

4.1. Общетеоретические подходы

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и зна­ний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисцип­лин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисципли­нарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятель­ности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контек­ста: классическая, неклассическая и иостнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Рос­сийский контекст применения социального знания и смены его парадигм.

4.2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуника­ций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторя­емость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естест­венно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманита­ризация современного естествознания. Возможность применения матема­тики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

4.3. Субъект социально-гуманитарного познания

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект иссле­дования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллектив­ный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъ­ект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, цен­ностей, образцов интерпретации и «пред-расеудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.
4.4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственно­го) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпо­сылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль на­учной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском про­цессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

4.5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социо­культурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «пережи­вание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

4.6, Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществле­ния жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культур­но-историческое время. Переосмысление категорий пространства и вре­мени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных ха­рактеристик. Особенности «художественного хронотопа».


4.7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие созда­ния'нового социально-гуманитарного знания и выражение социокуль­турной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной при­роды познания. Моральная ответственность ученого за введение кон­венций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

4.8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклас­сическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плю­рализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

4.9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понима­ние в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика по­нимания: не может быть репрезентировано формулами логических опе­раций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельно­сти, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методо­логического и семантического анализа социально-гуманитарного зна­ния. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гумани­тарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

4.10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалек­тика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процес­сы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верова­ний как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верова­ния — обязательные компоненты и основания личностного знания, резуль­тат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, ап­робированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рас­смотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской фило­софии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

4.11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралис­тическая исследовательская программа. Общенаучное значение натура­листической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские про­граммы в социологии, исторической, экономической и юридической на­уках, психологии, филологии, культурологии.

4.12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предме­ту, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследователь­ским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненауч-ное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.


4.13. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и меж­дисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин, Переопре­деление парадигм и тем, появление новых областей исследования. Воз­растание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения соци­альных проблем и предотвращения социальных рисков.




Каталог: exams -> files
exams -> Программа по Священному Писанию и богословским дисциплинам для поступающих в Общецерковную аспирантуру и докторантуру
exams -> Вопросы по истории Древней Греции для исторического факультета мгу, отделения истории международных отношений
exams -> Вопросы к курсу «история древней греции» для I курса дневного отделения Исторического факультета мгу (2010 г.)
exams -> Контент-Анализ
exams -> Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру гуманитарных факультетов мгу по предмету "философия"
exams -> Профессия и профессиональная деятельность
exams -> Перечень вопросов для подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница