I общее понятие и структура познания



страница1/12
Дата21.01.2018
Размер331 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Раздел философии, изучающий природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинности называется гносеология- теория познания (от греч. gnosis – знание, познание; logos – учение).

Изучая гносеологию, необходимо прежде всего выяснить что такое познание; каким образом человек познает окружающий мир и самого себя; в состоянии ли он познать мир и самого себя; в чем заключается цель познания; что такое истина; что является критерием истины.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира.

Познание выступает как процесс, целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

С античных времен в понимании сущности познания существуют две традиции:

- первая от философии Демокрита, согласно которой познание есть отражение действительности, восприятие отторгающихся от вещей образов (эйдосов). С точки зрения Демокрита, познание носит апостериорный характер;

- вторая от философии Платона, который отверг идею отражения в понимании познавательного процесса. С его точки зрения, познание – это воспоминание душой ее прежних впечатлений (когда она, до того как вселиться в тело человека, находилась в потустороннем идеальном мире). Но вместе с тем идея отражения действительности в определенной мере присутствует и у Платона, который утверждал, что человек умен не сам по себе, а умна окружающая его среда и не столько мы отражаем действительность, сколько она отражается в нас.

Современная гносеология при рассмотрении познавательного процесса не ограничивает его способностью сознания отражать мир, поскольку человеческое сознание имеет творческий характер, и отражение человеком объективного мира не является чисто механическим процессом.

Творчество – процесс создания качественно нового предмета, явления, процесса или компонента системы. Творчество и отражение – различные, но в сфере понимания взаимосвязанные феномены. Познание мира не есть «чистое отражение», так как творчество пронизывает собой весь познавательный процесс.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий при познании чего-либо:

- познает окружающий мир, открывая нечто новое либо для себя, либо для человечества;

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений, читая книги, обучаясь и приобщаясь ко всем видам материальной и духовной культуры.

Значит, познание – это не только процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, но и процесс, ориентированный на получение нового знания об объекте.

Целью познания является нахождение истины.

Гносеологическое отношение включает три основных составляющих: субъект, объект и знание как результат познания.



Знание как результат познания представляет собой устойчивую систему представлений о мире. В современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях: навык что-либо осуществить; познавательно-значимая информация; теоретико-познавательная форма отношения человека к действительности.

Средства

познания

Знание


Схема 1. Структура познания

Структура познания включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания, средства познания, уровни и формы познания, истину как цель познания, основные методы познания бытия.



Субъект познания – тот, кто действует, влияет на объект, а значит, выступает носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъектом познания является человек разумный, освоивший арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры, также является познавательным субъектом.

Объект познания – часть объективной реальности, включенная в человеческую деятельность и познание. Это то, на что направлена человеческая деятельность. Объект познания противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это - совершенно различные понятия. Объектом философского познания является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Объектом познания становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта.

Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, а также были разработаны проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете, объектом познания стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

Теория познания рассматривает субъект и объект познания в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания.

Субъект и объект образуют отношение, предполагающее своих посредников.

Посредники познания – это средства познания:

а) материального характера: орудия труда, приборы, инструменты и т.п.;

б) идеального характера: понятия, категории, нормы, научные теории, концепции и т.п.

Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективный по восприятию, но объективный по содержанию. В субъективном аспекте образа отражается объективное, не зависящее от субъекта содержание. К этому выводу философия пришла не сразу.

В истории философии сложилось три варианта связи образа и объекта:

- образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма);

- образ есть постижение разумом объективно существующих идей (позиция объективного идеализма);

- образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (позиция материализма).

По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. Первые – наглядные, вторые – абстрактные.

Традиционно в структуре познания выделяют два уровня (этапа):



Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность (непосредственное восприятие мира);

Рациональное (от лат. ratio – разум) познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности (опосредованное восприятие мира в форме понятий, суждений и умозаключений).

Процесс познания включает апробацию полученных результатов – знания на практике.



Любая теория познания обязательно проходит проверку практикой.

Практика конкретная деятельность людей по приспособлению и преобразованию окружающего мира и самого человека в соответствии с потребностями общества.



Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница