И. Н. Сиземская антиномия личности и общества



Скачать 115.27 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата19.03.2018
Размер115.27 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


Л.И. НОВИКОВА,
И.Н. СИЗЕМСКАЯ
Антиномия личности и общества
(Антропософский опыт Н. Бердяева)
Общество само по себе но может сделать человека свободным, человек должен сделать свободным общество.
И. Бердяев
Человек и его назначение - центральная проблема творчества Н. Бердяева. "Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность. Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой. Человек переживает агонию, ион хочет знать, откуда он пришел и куда он идет" [ 1 ]. В поисках ответа на эти вопросы Бердяев прошел свой путь философских исканий от Маркса и Канта к классическому богословию, от Николая Кузанского и Паскаля к немецким мистикам, от К. Леонтьева и Вл. Соловьева к Шопенгауэру и Ницше, от
Фрейда и Юнга к Хайдеггеру и Ясперсу. Но, как признавал сам мыслитель, на формирование его мировоззрения гораздо большее влияние оказали художественная литература (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Г. Ибсен) и немецкий религиозный мистицизм. Среди многих цитируемых им представителей последнего Бердяев явное предпочтение отдавал Я. Бёме. Входе этих исканий и сложился антропологизма точнее, антро-
поцентризм бердяевской философии, исходной идеей которого была идея человеческой свободы. Она как лейтмотив проиходит через все труды мыслителя. "Меня называют философом свободы, - писал оно себе. - Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа прежде всего в том. что я положил в основание философии небытие, а свободу. В такой радикальной форме этого, кажется, не делал ни один философ" [2]. Это не преувеличение. Для Бердяева свобода - основа мироздания и ключ к объяснению природы человека. В свободе скрыта не только тайна мира, но и тайна человеческого существования, с ней связано его предназначение, ибо свобода лежит в основе замысла Божьего о мире и человеке. В иерархии человеческих ценностей свобода как свобода духа, совести, мысли и творчества безусловна и абсолютна. В развитии антропологических идей мыслителя можно выделить четыре основных направления 1) обоснование абсолютной свободы человека как условия его существования и творчества 2) разработка метафизики на основе истолкования религнозно-
Н о в и ко в а Лидия Ивановна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
С из ем с ка я Ирина Николаевна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник того же
института.

153


Каталог: data -> 364
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
364 -> Конфликта и динамика массового сознания


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница