И. Н. Андреева Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к “исчезновению”?



Скачать 144.48 Kb.
страница1/4
Дата09.07.2018
Размер144.48 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4

И.Н. Андреева

Эмоциональный интеллект:

непонимание, приводящее к “исчезновению”?

// Психологический журнал. Минск, 2006. – №1.– С. 28-32.

Анализ наличного уровня теоретических и эмпирических исследований интеллекта свидетельствует о сложившейся кризисной ситуации, которую М.А. Холодная очерчивает двумя словами: “Интеллект исчез”[1, с.121]. Иными словами, ставится под сомнение существование термина “интеллект” в статусе психологической категории в силу его абстрактности и неопределённости. В данной статье мы проанализируем с этой позиции феномен эмоционального интеллекта (ЭИ): “исчез” ли он в понимании М.А. Холодной или как психологическая категория имеет законное право существовать?

В своей статье М.А. Холодная выделяет два направления в изучении интеллекта: тестологическое и экспериментально-психологическое.

В рамках тестологического подхода интеллект сводится к совокупности способностей, которые можно измерить. Здесь сформировались две противоположные ориентации:

- жёсткое сведение интеллекта к особенностям тестового исполнения (переход на операциональное определение);

- чрезмерное размывание границ понятия “интеллект” за счёт подбора примеров интеллектуального поведения (переход на диспозициональное определение).

К теориям экспериментально-психологического подхода относятся:

- теории, отстаивающие идею генетического объяснения интеллекта на основе учёта как закономерностей онтогенетического развития (Ж.Пиаже), так и социокультурных факторов (Л.С. Выготский, М.Коул и др.)

- неотестологические теории (Г.Айзенк, Э.Хант, Р. Стенберг) признают IQ-концепцию интеллекта, однако здесь анализу подвергаются внутренние когнитивные процессы, которые стоят за IQ и позволяют объяснить индивидуальные различия в тестовом исполнении.

Для этих теорий характерна тенденция поиска объяснений природы интеллекта “вне” интеллекта за счёт обращения к неинтеллектуальным факторам [1].

Термин “эмоциональный интеллект” является достаточно новым. Первые публикации по этой проблеме принадлежат Дж. Мейеру и П.Сэловею (1990). В своих совместных статьях авторы впервые предложили определение эмоционального интеллекта и показали, что его можно измерить [14; 16].

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П.Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект – это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [14].

Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П.Сэловеем, Д. Карузо в 1990 году, представлена в таблице 1.

Табл.1.


Структура эмоционального интеллекта (Meyer, Salovey, Caruso,1990)














































теллект является частью Гарднеровской модели интеллекта личности.______________________________________

Структурные компоненты эмоционального интеллекта

Идентификация и выражение эмоций

Регуляция эмоций

Использование эмоций в мышлении и деятельности

  • собственных (вербальное или невербальное)

  • других людей (невербальное восприятие или эмпатия)

  • собственных;

  • других людей

  • гибкое планирование;

  • творческое мышление;

  • переключение внимания;

  • мотивация

В дальнейшем приведённая выше структура была доработана. В основу нового варианта модели легли представления о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами (Mayer at al, 2001). Изменение связей с другими людьми и предметами влечёт за собой изменение эмоций, переживаемых по этому поводу.

Согласно усовершенствованной модели (Meyer, Salovey, Caruso, 1997) эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности:



  • осознанная регуляция эмоций;

  • понимание (осмысление) эмоций;

  • ассимиляция эмоций в мышлении;

  • различение и выражение эмоций [13; 15].

Модели эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо представляют собой модели способностей, поскольку они трактуют эмоциональный интеллект как когнитивную способность. На наш взгляд, данные модели принадлежат к тестологическому подходу. Первостепенное значение в данном случае уделяется операциональному определению эмоционального интеллекта при помощи использования авторских методик (примером является тест MSCЕIT).

К смешанным моделям ЭИ можно отнести модель Д. Гоулмана, трактующую эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Данная модель, по нашему мнению, также принадлежит тестологическому подходу, причём здесь имеет место переход на диспозициональное определение. Гоулман в своей модели соединил когнитивные способности с личностными характеристиками.

Согласно Гоулману (1995), структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих.

- идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

- управление эмоциональными состояниями – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

- способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

- способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

- способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их [9].

Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична [11]. Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время одним из аспектов управления эмоциями является способность продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращённые к другим людям, являются детерминантой четвёртой: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причём применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается. Так, автор рекомендует преподавателям развивать такие способности, как:

- понимание собственных эмоций (узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознание различий между чувствами и действиями);

- контроль собственных эмоций (терпимость к фрустрирующим событиям, управление гневом, избегание оскорблений и унижений, выражение гнева без эмоциональных вспышек, избегание внутренней и внешней агрессии; наличие позитивных чувств по отношению к себе, школе, семье; управление стрессом, преодоление одиночества и социальной тревожности),

- самомотивация (ответственность, фокусирование на задаче, неимпульсивное поведение и т.д.),

- понимание эмоций других (эмпатия, понимание перспектив других, умение слушать),

- социальные умения (понимание других и взаимоотношений с ними, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным, открытым, дружественным, вовлечённым и т.д.) [12].

В развитии эмоционального интеллекта лидеров Д.Гоулман признаёт важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки:

1. Личностные навыки:

Самосознание.


Каталог: psy
psy -> Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна
psy -> Библиотека психолога. Психодиагностика познавательных психических процессов Диагностика интеллекта и креативности Типологические особенности личности Мотивация, потребности, ценности Личностные опросники Диагностика межличностных отношений
psy -> Монография издательство «Академический проект»
psy -> Валентина Филимонова Психология личности Образы человека в науке и культуре
psy -> Книга, 2003. 336 с. «Gaudeamus»
psy -> Психология социально-педагогической деятельности
psy -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница