I методология психологии, предмет и методы психологического исследования



Скачать 160.5 Kb.
страница1/11
Дата30.12.2017
Размер160.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ПРОГРАММА


Вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности

19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

Утверждена Ученым советом ИП РАН

Протокол № от « 25 » июня 2012 г.

МОСКВА

2012


Раздел 1. Методология психологии, предмет и методы психологического исследования
I. Методология психологии

1.1. Особенности психологии как науки. Про­блема предмета психологии. Развитие психологии в донаучный период (Аристотель, Платон, Р.Декарт, Дж.Локк). Возникновение научного метода в психологии.

1.2. Научные подходы к исследованию психики. Основные идеи. Структура­лизм. Экспериментальная лаборатория В. Вундта. Метод интроспекции. Преимущества, трудности и недостатки метода интроспекции. Критика структурализма. Вюрцбургская школа. Функционализм. Бихевиоризм. Классическая парадигма и необихевиоризм. Гештальтпсихология. Генетическая психология Ж. Пиаже. Психоаналитический подход и неофрейдизм (З. Фрейд, А.Адлер, К-Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон). Разработка про­блемы бессознательного в отечественной психологии (Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин). Гу­манистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл). Гуманистические традиции в отечественной психологии. Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, П. Жане). Социально-культурная детерминация психики в отечественных теориях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).

1.3. Становление научной психологии в России. Программа И.М. Сеченова: рефлекторная концепция психики, обоснование опытного, объективного, естественно-научного изучения психических явлений. Создание первой экспериментальной лабора­тории В.М. Бехтеревым. Основные течения в русской психологии XIX в.- начала XX в.: объективная психология, интроспективная (экспериментальная) психология и философско- духовная психология.

1.4. Отечественные теории психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выгот­ского. Деятельностный подход: теория А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Теория Б.Г. Ананьева и системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов). Субъектно - деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского.

1.5. Психология и ее разделы. Место психологии в системе наук о человеке, междисципли­нарные связи психологии. Теория, эксперимент, практика и их взаимосвязь в психоло­гии. Методология, метод и методика. Интегрирующая функция психологии в системе наук о человеке. Основные задачи психологов в различных областях психологии.

1.6. Методологические принципы психологии.

Системное строение психики. Феномены и процессы. Функции психики: когни­тивная, коммуникативная, регуляторная. Основные этапы развития представлений о предмете психологии в отечественной и зарубежной науке.

Принцип детерминизма в психологии. Принцип субьектности. Принцип единства сознания и деятельности, психики и поведения. Принцип активности. Принцип взаимо­действия. Принцип развития в психологии. Принцип уровневой, иерархической органи­зации психического. Психика как субъективное отражение объективного мира. Анти­ципация как принцип психической организации.

Психофизиологическая и психофизическая проблемы. Связь психики и мозга. Психическое как системное качество деятельности мозга. Понятие о функциональной системе, системогенезе. Проблема соотношения объективного и субъективного мира. Структурно-уровневая организация психики.



1.7. Методы психологии.

Объективный метод в психологии и нормативы научного мышления. Классификация психологических эмпирических методов. Критерий объективно­сти в психологических исследованиях.

Классификация видов наблюдения. Качественные и количественные оценки в данных наблюдения. Метод самонаблюдения в современ­ной психологии. Беседа и интервью.

Эксперимент. Основные разновидности эксперимента в психологии. Естествен­ный и лабораторный эксперимент. Реальный и мысленный эксперимент. Зависимая и независимая переменные. Факторный эксперимент. Корреляционный подход и экспе­риментальное исследование. Генетический и сравнительный методы. Лонгитюдное ис­следование и метод срезов. Формирующий эксперимент и проблема его применения.

Квазиэксперимент в психологических исследованиях. Планирование эксперимен­та в психологии. Валидность эксперимента. Репрезентативность данных. Достовер­ность данных и артефакты. Проблема интерпретации данных и каузальности вывода.

Психологические шкалы. Психологическое тестирование, Метрологические тре­бования к тесту: надежность, валидность, стандартность. Компьютерная психодиагно­стика. Математическое моделирование в психологии.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница