I квалификационной категории Митрофановой Я. С. «Формирование активной гражданской позиции подростков через социальное проектирование»



Скачать 254.27 Kb.
страница1/5
Дата09.07.2018
Размер254.27 Kb.
  1   2   3   4   5

Обобщение опыта

педагога-организатора,

педагога - дополнительного образования

I квалификационной категории

Митрофановой Я.С.
«Формирование активной гражданской позиции подростков через социальное проектирование»

У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам-зрителям…, других можно назвать «аудиоучениками»... Кто-то «печатно ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими.



Г. Драйден, Д. Вое «Революция в обучении»

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе социального опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Подростковый возраст является тем сензитивным периодом, когда становление активной гражданской позиции личности как одного из компонентов чувства гражданственности является особо актуальным. Развитие человека в современном обществе невозможно без акцентирования внимания на становлении его личностной позиции, которая определяет поведение, отношение к социуму, траекторию дальнейшего развития.

С 1999 года в нашей школе началась работа по развитию системы ученического самоуправления. За этот период в школе создано детское движение, которое по внутреннему устройству представляет собой школьную Республику. Название школьной республики СМИД – «Страна мальчишек и девчонок».

За определенный отрезок времени (15 лет) наша школьная детская организация прошла стадию становления.

Результаты нашего школьного самоуправления отражаются в следующих конкурсах: «Самый классный коллектив», «Звезда школы», «Звездная россыпь». Подводить итоги и строить прогнозы на будущее ещё, конечно рано, но то, что дети с каждым днем становятся дружнее, активнее, самостоятельнее, трудно не заметить. Со временем данная структура, наряду с положительной мотивацией учащихся имела существенный недостаток: «за кадром» школьной общественной жизни оставались такое направление как социальное проектирование учащихся.

В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Сегодня проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сектором» — некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере.

Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Для подростка важно осознать свою значимость в обществе, быть необходимым обществу. Любая личность, даже самая талантливая, живет и работает в социуме, среди людей. Поэтому, осознавая все это, администрация нашей школы приложила все усилия, чтобы создать и дать возможность развиваться данному кружку в системе дополнительного образования. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование во внеурочной деятельности в системе дополнительного образования. Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетенций школьников отражается целым рядом важнейших характеристик:

1. Проектирование даёт возможность учащимся первый опыт создания, влияния и контроля над общественной политикой, формировать локальную юношескую микромодель гражданского общества;

2. Соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоёв, становиться активными и ответственными гражданами;

3. Представляет подросткам возможность на практике проверить всю принадлежность к местному сообществу, найти своё место в жизни, апробировать свой первый гражданский опыт.

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Поэтому, сегодня школа занимается вопросами становления личности, а значит и вопросами ее социального поведения. Перед образовательными учреждениями стоит цель: формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.

Так как социальное проектирование является активной формой воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной гражданской позиции и воспитанию личности созидательного типа. Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»1.

Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда является сегодня одной из важнейших задач образовательного процесса. Проблема гражданского становления подрастающего поколения, являющегося стратегическим ресурсом общества, - одна из актуальнейших в современном российском образовании.

Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских и проектных навыков у учащихся. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты проектной деятельности, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.

В качестве главного результата образования, как указывается в документах по ФГОС2, рассматривается готовность и способность ее выпускников нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Достижение указанного результата невозможно без гражданского образования, направленного на формирование свободного и независимого гражданина разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями, высоким уровнем гражданской культуры.

Новый образовательный стандарт ориентирует школу на развитие проектной деятельности. В частности, в разделе 1.5 подчеркивается, что «в основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Разработка и реализация различных проектов напрямую связана с выполнением этих и многих других требований к современной системе образования, которые предъявляются не только государством, но и современной общественной жизнью.

Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к проектному мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских и проектных навыков у учащихся. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты проектной деятельности, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Для подростка важно осознать свою значимость в обществе, быть необходимым обществу. Любая личность, даже самая талантливая, живет и работает в социуме, среди людей.

Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно - ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внеурочной деятельности. В проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы формирования гражданской позиции подростков. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности.

ФГОС – это система интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальное проектирование, будет достигать трёх уровней результатов:

 приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);

 формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Результат воспитания будет, достигнут в том случае, если воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, подростка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Главное для подростков: понимание важности добровольного гражданского участия в решении актуальных вопросов на уровне школы, города, страны, и попытки найти, и предложить свои варианты решения назревших проблем; привлечение внимания властных структур к их решению.

Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.

На протяжении 5 лет являюсь руководителем кружка дополнительного образования «Я - гражданин России». Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС, Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

В основу программы положена нравственная концепция «Гражданин»:

Я, гражданин России, - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.

Я, гражданин России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый.

Я, гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции.

Я, гражданин России, - защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечеств зрения Я, гражданин России, - труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.

Программа разработана с целью создания условий для творческой реализации и успешной социальной адаптации юных граждан в условиях современного общества через социальное проектирование.

Задачи программы:

1. обучающие:



  • развитие у подростков интереса к технологии социального проектирования;

  • включение подростков в познавательную и практическую деятельность по социальному проектированию;

  • приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в проектах;

  • освоение обучающимися универсальных учебных действий в области социального проектирования, достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;

  • развитие мотивации к занятию социальным проектированием.

2. воспитательные:

  • стимулировать активность личности;

  • создавать условия для социализации личности;

  • стимулировать формирование гражданской позиции.

3. развивающие:

  • развитие самостоятельности, активности, ответственности;

  • формирование потребности в саморазвитии.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница