И. Кант о сущности человеческого общества и его истории



Скачать 240.83 Kb.
Pdf просмотр
страница1/14
Дата26.05.2018
Размер240.83 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ДМ Гринишин,. Л. А. Калинников
И. КАНТ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ИСТОРИИ
Что такое человек и общество, что ожидает их в будущем, что человечество и каждый человек должны делать, чтобы будущее это было прекрасным, а не трагичным — вот вопросы, составляющие внутренний нерв в учении каждого великого мыслителя. Однако как по-разному руководит этот нерв деятельностью философов одни сосредоточивают на нем весь свой интерес и всю энергию — таковы, например, М. Монтень,
Ж.-Ж- Руссо, КА. Гельвеций,— другие непосредственно все внимание направляют на средства, с помощью которых человек становится человеком, а его будущее — прекрасным. Важнейшим таким средством с полным правом считается познание, научная деятельность. Средства, возможности и способы познания поглощают этих мыслителей — таковы Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, таков и Иммануил Кант.
Поняв неизбежную и естественную зависимость познания от субъекта, Кант вместе стем совершенно ксно видел, что этим субъектом не может быть индивид. Выдвинув идею трансцендентального субъекта, Кант тем самым до предела обостряет свой интерес к обществу как субъекту. В этом плане, на наш взгляд, имеет все основания аналогия между замечанием Т. И. Ойзермайа, что Кантово понятие чистой нравственности заключает в себе глубокую и правильную мысль о том, что исходным пунктом этики не может быть отдельный, изолированно взятый индивид. Кант, по существу, исходит из представления о единстве индивидуального и общественного сознания, по крайней мере в сфере нравственности, с гносеологическим учением Канта о трансцендентальном субъекте.
Попытки теоретически строгого обоснования этого единства не только в сфере практического разума, а вообще Кант не оставлял до конца своих дней и делал это все более настойчиво.
Иммануил Кант — создатель одной из самых оригинальных и противоречивых философских систем. Эта система, как известно плод деятельности позднего, так называемого критического Канта, но ряд ее особенностей восходит к идеям, развитым Кантом еще в его «докритический» период Кант — философ явился до некоторой степени продолжением Канта — естествоиспытателя. Занимаясь проблемами естествознания и исполь-
1 Ой з ер м ан Т. И. Философия И. Канта. Мс зуя при этом принципы механического материализма, он добился больших успехов в науке. На этой основе складывалась и укреплялась его мысль, что механистические принципы исследования и есть единственно возможные научные принципы, принципы теоретического мышления вообще. Однако применить эти принципы к изучению явлений жизни, особенно общественной, оказалось невозможным биологические, а тем более социальные системы очень сложны и диалектичны, чтобы можно было познать их сущность абсолютизирующими отвлеченными, относительно простыми и малосодержательными методами механистического естествознания. Крах попыток такого рода был среди тех причин, которые привели Канта на критические позиции. Передним возникла проблема объяснения причин такой ситуации почему принципы научно-технического мышления,
неизменно доказывающие свое могущество относительно эмпирических объектов неорганической природы, вдруг поражаются немощью логических кругов и парадоксов, как только речь заходит о приложении этих принципов к столь же очевидно эмпирическим объектам, какими являются живые организмы, человек, общество Не находя никаких иных объяснений этому обстоятельству, Кант возвел указанную антитезу в системосо- зидающий принцип, в котором познаваемости природных феноменов, детерминированных в пространстве и времени, противостоит непроницаемость для теоретического разума сущностей мира свободы и вообще вещей в себе. Так Кант приходит к антагонистическим положениям, в принципе ограничивающим научное познание. Одновременно он ищет вненаучные познавательные способности, которые дали бы человеку надежду постигнуть суть социального поведения. Он находит, как ему кажется, такие способности в лице практического разума ив определенном смысле в лице способности суждения. Тем самым в своей сущности история общества оказалась у Канта за пределами собственно научного познания, за пределами теоретического разума.
И именно эта ситуация приводит иногда к мнению, будто Кант не был философом истории. Это же является и причиной того, что Кант как философ истории и вообще как социолог исследован значительно меньше, чем Кант —- гносеолог, логик, методолог естествознания. Однако, во-первых, система Канта была призвана, по замыслу ее автора, стать универсальной, а во-вторых, к анализу практического разума и способности суждения Кант подходит, применяя им же установленные принципы теоретического разума, а иначе и не могло быть. Все это давало ему возможность, хотя и не очень широкую, рассматривать проблемы и философии истории, и методологии исторического ис­
2 См Др об ниц кий О. Г. Творческие основы этики Канта В кн Философия Канта и современность. Мс следования. Главный интерес Канта лежал не в этой области, его система была ориентирована на проблемы этики и современного Канту естествознания. Поэтому в сочинениях Канта философии истории посвящено только несколько коротких статей и некоторые замечания в его Критиках, особенно в Критике способности суждения. Эти соображения дают возможность утверждать, что более всего правы те из исследователей творчества Канта, которые, подобно В. Ф . Асмусу, полагают, что проблема истории и историософии не осталась совершенно вне внимания Канта...»3.
Изучение кантовских идей в области философии истории помогает осветить некоторые стороны всей системы Канта ив особенности присущие ей противоречия, кроме того, раскрыть истоки тех глубоких идей, которые характеризуют философию истории в творчестве последующих представителей немецкого классического идеализма. У Канта обнаруживаются в зачатке те соображения и мысли, которые развертываются затем в фило­
софско-исторической концепции Гегеля. Таким образом , можно проследить единую линию осмысления общих законов истории от Канта через Фихте и Шеллинга к Гегелю.
АНТИТЕЗА АКТИВНОСТИ И ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Основные принципы теоретической системы Канта ставят его философию истории в положение как бы надвое разделенной доктрины, между частями которой отсутствуют связующие отношения, хотя Кант и пытался всеми силами эти отношения найти и определить. В самом деле, история общества принадлежит одновременно и к миру феноменов, и к миру ноуменов4.
Поскольку она принадлежит к миру феноменов, процессы истории совершаются в пространстве и времени и определены законами естественной причинности. Здесь одни события предшествуют другими строго необходимо их вызывают. Но из такого взгляда на историю неизбежно следует, по мнению Канта, фатализм, ибо в естественном, природном мире свободе нет места. Механически детерминированное поведение — вот удел человека в мире феноменов. А если это так, то человек немо жет быть реальным субъектом, деятелем истории, что противоречит реальным фактами убеждению самого Канта.
Поскольку, по Канту, история общества принадлежит к миру ноуменов, люди подчиняются особой детерминации через Ас м ус В. Ф. Иммануил Кант. Мс В данной статье мы не касаемся весьма тонкого различия между объ­
ективно-сущим миром вещей в себе — миром трансцендентным -т- и миром ноуменов, те. миром трансцендентально организованного мышления разума о трансцендентных объектах. Ноумены — это понятия о вещах в себе, не совпадающие с последними и на мир вещей в себе лишь указывающие. Впрочем, сам Кант далеко не всегда придерживался такого различия.
20


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Психология предрассудка
2013 -> Книга в других форматах Бергер П., Лукман т социальное конструирование реальности
2013 -> Рабочая программа психология общения по специальности 030301 (020400) Психология Калининград 2010г
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Макаров В. В., Макарова Г. А
2013 -> Напутствие
2013 -> В современных условиях рыночной экономики имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, не ограничено ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница