I. История и философия науки >31,2%



Скачать 457.5 Kb.
страница1/62
Дата14.04.2018
Размер457.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62







ТЕМЫ

Трудоемкость по теме

Часть I. История и философия науки


31,2%




Тема 1.

Роль и место научного знания в обществе


10,4%

1

Подтема 1.1

Наука в культуре и цивилизации

5,2%

2

Подтема 1.2.

Наука как социальный институт

5,2%




Тема 2.

Генезис научного знания и история науки

10,4%

3

Подтема 2.1

Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики науки

5,2%

4

Подтема 2.2.

Научные революции. Научная рациональность

5,2%




Тема 3.

Особенности и структура научного знания

10,4%

5

Подтема 3.1

Структура научного знания

5,2%

6

Подтема 3.2.

Особенности современного этапа науки

5,2%




Часть2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

67,6%

7

Тема 4

История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке

5,2%




Тема 5

Специфика социогуманитарного знания.

15,6%

8

Подтема 2.1.

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного по­знания

5,2%

9

Подтема 2.2.

Субъект социально-гуманитарного познания

5,2%

10

Подтема 2.3.

Природа ценностей и их роль в социально- гуманитарном познании

5,2%




Тема 6.

Социальная онтология.

10,4%

11

Подтема 3.1.

Жизнь как категория наук об обществе и культуре


5,2%

12

Подтема 3.2.

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

5,2%

13

Тема 7.

Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методо­логические следствия и императивы

5,2%





Тема 8.

Социальная гносеология: понимание, знание истина в науках о человеке и обществе.

15,6%

14

Подтема 5.1.

Проблема истинности и рациональности в социально-гума­нитарных науках

5,2%

15

Подтема 5.2.

Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гума­нитарных науках

5,2%

16

Подтема 5.3.

Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

5,2%




Тема 9.

Методологические проблемы социальных и гуманитарных наук.

15,6%

17

Подтема 6.1.

Основные исследовательские программы СГН

5,2%

18

Подтема 6.2.

Разделение СГН на социальные и гуманитарные науки

5,2%

19

Подтема 6.3.

“Общество знания”. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

5,2%




ИТОГО




100%
МИНИМАЛЬНА ПРОГРАММА

Кандидатского экзамена по истории и философии науки

(по отраслям)

Социально-гуманитарные науки


МИНИМАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кандидатского по истории и философии науки

(по отраслям)

Естественные и технические науки









ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Трудоемкость по теме

Часть I. История и философия науки


24,6%




Тема 1.

Роль и место научного знания в обществе


8,2%

1.

Подтема 1.1

Наука в культуре и цивилизации

4,1%

2.

Подтема 1.2.

Наука как социальный институт

4,1%




Тема 2.

Генезис научного знания и история науки

8,2%

3.

Подтема 2.1

Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики науки

4,1%

4.

Подтема 2.2.

Научные революции. Научная рациональность

4,1%




Тема 3.

Особенности и структура научного знания

8,2%

5.

Подтема 3.1

Структура научного знания

4,1%

6.

Подтема 3.2.

Особенности современного этапа науки

4,1%




Часть 2. Современные философские проблемы естественных и, технических наук

75,4%




Тема 4.

Философские проблемы физики

12,3%

7

Подтема 4.1

Место физики в системе наук. Онтологические проблемы физики

4,1%

8

Подтема 4.2

Познание сложных систем и проблема объективности в современной физике

4,1%

9

Подтема 4.3

Физика, математика и компьютерные науки

4,1%




Тема 5.

Философские проблемы астрономии и космологии

12,3%

10

Подтема 5.1

Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре

4,1%

11

Подтема 5.2

Основания научного метода в астрономии и космологии

4,1%

12

Подтема 5.3

Эволюционная теория и проблема объективности знания в астрономии и космологии

4,1%

13

Тема 6.

Философские проблемы химии

4,1%




Тема 7.

Философские проблемы биологии и экологии

8,2%

14

Подтема 7.1

Предмет философии биологии и его эволюция

4,1%

15

Подтема 7.2

Предмет экофилософии. Экологические императивы современной культуры

4,1%




Тема 8.

Философские проблемы медицины

8,2%

16

Подтема 8.1

Философия медицины и медицина как наука Проблема нормы, здоровья и болезни

4,1%

17

Подтема 8.2

Рационализм и научность медицинского знания

4,1%




Тема 9.

Философские проблемы наук о Земле (география, геология)

8,2%

18

Подтема 9.1

Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура Биосфера и ноосфера.

4,1%

19

Подтема 9.6

Место геологии в генетической классификации наук Проблема пространства и времени в геологии

4,1%

20

Тема 10

Философские проблемы техники

4,1%




Тема 11

Философские проблемы математики

8,2%

21

Подтема 11.1

Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики

4,1%

22

Подтема 11.2

Философские концепции математики Закономерности развития математики

4,1%




Тема 12

Философские проблемы информатики

8,2%

23

Подтема 12.1

История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX века

4,1%

24

Подтема 12.2

Эпистемологическое содержание компьютерной революции. Социальная информатика

4,1%




ИТОГО




100%



ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

  1. Наука в системе культуры. Роль и функции науки в обществе

  2. Мировоззренческие аспекты науки: наука и религия, наука и образование.

  3. Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки.

  4. Проблема возникновения науки.

  5. Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука.

  6. Античная логика и античная математика: историческое, культурное и научное значение.

  7. Особенности становления естествознания, роль естествоиспытателя в Новое время.

  8. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.

  9. Основные эпохи в развитии науки: классика, неклассика, неонеклассика.

  10. Наука и технологические революции в истории человечества.

  11. Многообразие типов научного знания. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке.

  12. Типология оснований науки.

  13. Научная теория как компонент науки.

  14. Философские основания науки

  15. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира.

  16. Проблема классификации наук.

  17. Концепции развития науки и научного знания.

  18. Сущность научных революций, типология и структура научных революций. Концепции научной революции.

  19. Понятие, специфика, концепции научной рациональности.

  20. Характеристики современной постнеклассической науки.

  21. Этос науки. Этические аспекты науки в конце ХХ столетия и гуманитарный контроль в науке.

  22. Сциентизм и антисциентизм.

  23. Наука и паранаука, псевдонаука.

  24. Организация научной деятельности: структура, признаки, критерии.

  25. Исторические типы научных сообществ.

  26. Формы и способы трансляции научного знания: историческая динамика.

  27. Проблема пространства и времени в классической механике.

  28. Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании.

  29. Онтологические, эпистемологические и методологические основания фундаментальности физики.

  30. Онтологический статус физи­ческой картины мира. Эволюция физической картины мира и изменение он­тологии физического знания.

  31. Теоретические, методологические и эстетические предпосылки возник­новения ОТО.

  32. Философский и мировоззренческий статус синергетики.

  33. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре

  34. Эпистемологические аспекты компьютерного мо­делирования структуры и эволюции космических объектов.

  35. Проблема объективности знания в астрономии и космологии

  36. Основания и концептуальная структура современных астрофизических теорий.

  37. Научное и мировоззренческое значение коперниканской революции в астрономии.

  38. Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной.

  39. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации.

  40. Специфика философии химии.

  41. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

  42. Понятие “жизни” в современной науке и философии. Сущность жизни.

  43. Основные этапы развития пред­ставлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни. Философ­ский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.

  44. Структура и основные принципы эволюционной теории.

  45. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма. Мировоззренческое значение идеи глобального эволюционизма.

  46. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

  47. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моде­лей целостности, развития, системности, коэволюции.

  48. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и кле­точной инженерии, клонирования, геронтологии.

  49. Становление экологии в виде интегральной науч­ной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социаль­ной экологии, глобальной экологии.

  50. Футурологические аспекты современной экологической ситуации.

  51. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.

  52. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

  53. Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа ме­дицины.

  54. Теория отражения и современные научные представления об эволюции форм отражения в живой природе.

  55. Диалектика социального и биологического в природе человека.

  56. Структура теоретического знания в медицине: проблема, гипотеза, за­кон, теория, мультидисциплинарный синтез.

  57. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура

  58. Обыденное понимание пространства и времени и его значение в совре­менной географии. Соотношение пространственности и террито­риальности в географии.

  59. . Биосфера и ноосфера

  60. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники.

  61. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культур-критика техники.

  62. Специфика технических наук, их отношение к естественным и общест­венным наукам и математике.

  63. Современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации.

  64. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

  65. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт

  66. Научная картина мира в социально-гуманитарных нау­ках.

  67. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного мо­делирования в социогуманитарных наук

  68. Специфика субъекта социогуманитарных наук. . Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследова­ния социогуманитарных наук

  69. .Специфика и сложность объекта социогуманитарных наук.

  70. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

  71. Типы ценностных отношений. Ценность сознания в науке.

  72. Социокуль-турное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология).

  73. Образование как жизненная необходимость, функция общественной жизни, как руководство, как рост, развитие и самореализация личности.

  74. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время.

  75. Особен­ности “художественного хронотопа”. контексте “вненаходимость” и современность (М.М.Бахтин ).

  76. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания.

  77. . Коммуникативные технологии ХХ века их роль в науке.

  78. Коммуникативное пространство и его символическая, визуальная, событийная, мифологическая и коммуникативная организация.

  79. Текст как особая реальность и “единица” методологического и семантиче­ского анализа социально-гуманитарного знания.

  80. Герменевтический подход и гуманитарное образование.

  81. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гума­нитарных науках

  82. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

  83. Религиозная и нерелигиозная (убеждения) вера. Психология веры.

  84. Основные исследовательские программы социогуманитарных наук

  85. Понятие гуманитарного знания. Три парадигмы гуманитарного знания: человеческая, светская, методологическая.

  86. Методы социальных и гуманитарных наук

  87. Вненаучное социаль­ное знание.

  88. Идея предпосылочности культуры: культурологический и методологический подходы.

  89. Структурный метод в гуманитарных науках.

  90. Динамика науки как академической системы: мастерская, высшая школа, научное сообщество, национальная академия, специализированное учебное заведение, проблемноориентированное исследование.

  91. Эволюция дисциплинарной организации знания: от эпистемы к доктрине.

  92. Дисциплинарные структуры науки Нового времени.

  93. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междис­циплинарные исследования.

  94. Методология математики, ее возникновение и эволюция.

  95. Причины и истоки возникновения математических знаний. Практиче­ские, религиозные основания первоначальных математических представле­ний.

  96. Пифагореизм как первая философия математики. Число как причина вещей, как основа вещей и как способ их понимания.

  97. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах

  98. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX века

  99. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.

  100. Проблема личности в информационном обществе.

Содержание Программы:


Каталог: ebook -> umm
umm -> Учебное пособие по социологии
umm -> Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах"
umm -> Алимжанова Г. М. Сопоставительная лингвокультурология
umm -> Введение в философию
umm -> Курс лекций по философии предназначен не только для студентов и магистрантов всех специальностей и преподавателей философии, но и для всех интересующихся философией
umm -> Экономика социальной сферы
umm -> Лекция №1-2: Лингвокультурология как научная и учебная
umm -> Тема №1 Философия как феномен культуры
umm -> Введение в философию


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница