Ы и пункты фгос 3+



страница1/24
Дата02.02.2018
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

c:\users\asp\documents\scanto\document_9.tif

1. Общая характеристика программы аспирантуры

ОПОП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – программа аспирантуры) разработана на основе требований Образовательного стандарта, самостоятельно установленного МГУ имени М.В. Ломоносова (далее – ОС МГУ) по направлению подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, утвержденного Приказом № 552 от 23.06.2014 г. по МГУ с учетом изменений, внесенных Приказом № 831 по МГУ от 31.08.2015 г., Уставом МГУ имени М.В. Ломоносова в действующей редакции, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013г. № 1259).

Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

Обучение по программе аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах.

Срок получения образования по программе аспирантуры:

в очной форме обучения – 3 года; объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

в заочной форме обучения – 4 года; объем программы аспирантуры в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется Ученым советом филологического факультета МГУ.

По данному направлению подготовки не допускается реализация программ аспирантуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программы аспирантуры

2.1. Цель (миссия) программы.

ОПОП «Литературы народов России» ориентирована на фундаментально-прикладную подготовку специалистов-литературоведов, способных на основе полученных теоретических знаний и практических навыков занять конкурентное место на рынке труда, успешно реализовать себя в социокультурном пространстве: в научных, образовательных, информационных, социально-политических, культурно-воспитательных и др. сферах. Данная программа направлена на то, чтобы аспиранты получили целостное представление о развитии национальных литератур в Российской империи, СССР и современной России, могли составить представление о литературе как важнейшей сфере проявления национального сознания, об имманентных и внешних, политических и социокультурных обстоятельствах ее развития, о специфике существования и о взаимодействии литератур и культур в многонациональном государстве. Это поможет аспирантам стать полноценными специалистами, владеющими не только литературоведческими универсалиями, но и актуальными на сегодняшний день знаниями в области межкультурных взаимодействий. Выпускники данной программы аспирантуры смогут работать в научно-исследовательских институтах и университетах, в том числе зарубежных, быть журналистами и литературными критиками, сотрудниками литературных журналов и издательств, библиотек и музеев (в том числе национальных культур), а также работать в структурах, связанных с национальной политикой.

2.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся по программе аспирантуры:

научно-исследовательская деятельность в области литературоведения;

преподавательская деятельность в области высшего образования;

культурно-просветительская деятельность.

3. Результаты освоения образовательной программы

3.1. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5)
3.3. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).
3.4. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью понимать и исследовать общие закономерности развития литератур народов России и бывшего СССР во взаимодействии с русской литературой с конца XIX по начало XXI вв., включая современную ситуацию (ПК-1);

способностью использовать теоретико-литературный аппарат, сложившийся в современной филологической науке, в качестве аналитически воспринимаемого источника и материала для выработки современных принципов и инструментов научного анализа разных аспектов темы (ПК-2);

способностью к квалифицированному анализу, комментированию и обобщению результатов научных исследований в области развития и современного состояния литератур народов России с использованием современных методик и методологий (ПК-3);

способностью применять теоретико-литературный и текстологический инструментарий при исследовании различного рода художественных и литературно-критических текстов, а также при подготовке их к публикации (ПК-4).
4. Перечень учебных дисциплин вариативной (профильной) части ОПОП


Наименование

Трудоемкость

(з.е.)


Распределение курсов по семестрам







1

сем.


2

сем.


3

сем.


4

сем.


Дисциплина, направленная на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Литературы народов России»

6

3

3







Дисциплина «Русская литература ХХ века: течения и направления; творческие индивидуальности» // «Религии народов России в их влиянии на формирование национальных культур»










3




Дисциплина «Актуальные проблемы развития литератур на постсоветском пространстве: восточнославянский контекст» // «Теория и методология изучения национальных литератур»













3

Межкафедральные дисциплины по выбору аспиранта*

6







3

3

* Список обновляется каждый семестр и размещается на сайте факультета.

Приложение 1.

Рабочие программы учебных дисциплин вариативной (профильной) части ОПОП, включающие фонды оценочных средств (ФОС)

1.1. Рабочая программа учебной дисциплины, направленной на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальности

1. Цели освоения дисциплины

Получение аспирантами целостного представления о возможностях цивилизационного и других подходов в изучении литератур народов России; повторение и расширение представлений об основных этапах формирования национальных литератур; уяснение методологических и прикладных аспектов взаимодействия русской литературы и литератур народов России; расширение системы основных понятий («цивилизационная парадигма», «национальное самосознание», «национальная литература», «национальный образ мира», «многонациональный литературный процесс» и др.) и знаний по теории и методологии изучения национальной литературы; расширение познаний в области истории литератур народов России как уникального явления в мировой культуре, объединяющего около 50 литератур народов Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Дагестана и Калмыкии, Сибири и Дальнего Востока, Севера и Карелии. Закрепление и расширение знаний в области истории и типологии видов национального художественного сознания; понимание динамики художественных систем, видов и жанров в литературах народов России, а также в сфере литературной коммуникации, взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур.


2. Место дисциплины в структуре программы аспирантуры.

Блок 1 «Обязательные дисциплины». Профильная часть.

Курс является базовым при подготовке аспирантов первого года обучения по специальности 10.01.02 «Литературы народов России». Для успешного изучения курса аспирантам необходимо иметь базовые знания по истории национальных литератур России, полученные в бакалавриате и магистратуре, а также общие представления об основных методах и методиках исследования данного феномена. Предполагается обязательное знакомство с пропедевтическими и базовыми курсами по теории языка, теории литературы, теории словесности, истории классической и современной русской литературы. Необходимо также обладать соответствующими знаниями в области информатики. Изучение курса дает необходимую теоретическую и практическую базу для написания кандидатской диссертации. Данная дисциплина нацелена на интеграцию в сознании аспиранта не только частных историко-литературных проблем, но также их рассмотрение в связи с положениями других гуманитарных наук, в первую очередь, истории и философии. Тем самым подчеркивается актуальность междисциплинарных подходов в современной историко-литературной мысли.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-1, УК-2, УК-3, УК-4, УК-5. ОПК-1, ОПК-2. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: особенности, закономерности и основные этапы формирования национальных «художественных миров», представленных литературами народов разных регионов России, понимать динамику развития литератур народов Российской империи, СССР и постсоветского пространства. Видеть историко-культурные предпосылки формирования национального литературно-художественного сознания; иметь представление о месте и роли освоенной дисциплины в своей будущей научной и практической деятельности, о взаимосвязях ее с другими специальностями филологии и современного гуманитарного знания. Знать основные понятия, категориально-терминологический аппарат, составляющий базисное основание дисциплины, а также принципы научного рассмотрения литературных произведений; систему теоретико-литературных понятий, описывающих закономерности литературного развития ХХ столетия (в том числе развития и взаимодействия национальных литератур); основы исторической и теоретической поэтики и контексты литературного творчества (в том числе национальных писателей).

Уметь: анализировать, творчески интерпретировать, практически применять теоретические разработки современной филологической науки на материале литератур народов России, применять в профессиональной деятельности методы комментирования, интерпретации, контекстуального анализа текстов национальных писателей. Самостоятельно исследовать художественные произведения на основе текстологического и теоретико-литературного категориального анализа как фундамента для последующей интерпретации; изучать историю литературы и применять полученные знания при исследовании художественных произведений; анализировать основные тенденции современного литературного процесса, особенно в национальной его части.

Владеть: выработанными приемами известных научных методологий для исследования литератур народов России и отдельных произведений национальных писателей; методологией исследовательской и практической работы в области филологии, составляющей основу получения системных знаний по специальности «Литература народов России», в соответствии с целями и задачами дисциплины; навыками самостоятельного обучения, критического анализа и обобщения научной информации, постановки и оптимального достижения целей научных исследований и педагогической деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 акад. часов, 162 астрономических часа).



а. Содержание дисциплины.

b. Структура дисциплины.



п/п







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница