Ы и пункты фгос 3+



страница1/8
Дата25.05.2018
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8



1. Общая характеристика программы аспирантуры

ОПОП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – программа аспирантуры) разработана на основе требований Образовательного стандарта, самостоятельно установленного МГУ имени М.В. Ломоносова (далее – ОС МГУ) по направлению подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, утвержденного Приказом № 552 от 23.06.2014 г. по МГУ с учетом изменений, внесенных Приказом № 831 по МГУ от 31.08.2015 г., Уставом МГУ имени М.В. Ломоносова в действующей редакции, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013г. № 1259).

Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

Обучение по программе аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах.

Срок получения образования по программе аспирантуры:

в очной форме обучения – 3 года; объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

в заочной форме обучения – 4 года; объем программы аспирантуры в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется Ученым советом филологического факультета МГУ.

По данному направлению подготовки не допускается реализация программ аспирантуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.



2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программы аспирантуры

2.1. Цель (миссия) программы.

ОПОП «Русская литература» ориентирована на фундаментально-прикладную подготовку специалистов-литературоведов, способных на основе полученных теоретических знаний и практических навыков занять конкурентное место на рынке труда, максимально полно реализовать себя в социокультурном пространстве. Конкретно – в научных, образовательных, медийно-информационных, экспертно-правовых, культурно-воспитательных и др. сферах.

Уникальность данной программы заключается в том, что аспиранты получают целостное представление о русской литературе ХI-ХХI веков, могут составить представление о литературе как важнейшей сфере национального сознания, об имманентных и внешних, политических и социокультурных, обстоятельствах литературного развития. Это поможет аспирантам стать полноценными специалистами, владеющими литературоведческими универсалиями, касающимися как истории русской литературы, так и современного литературного процесса.

Выпускники данной программы аспирантуры смогут работать в научно-исследовательских институтах и университетах, в том числе зарубежных, быть журналистами и литературными критиками, сотрудниками толстых литературных журналов, отделов рукописей библиотек и музеев. Знание современного литературного процесса в России делает выпускников аспирантуры конкурентоспособными и в области международного сотрудничества.
2.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся по программе аспирантуры:

научно-исследовательская деятельность в области литературоведения;

преподавательская деятельность в области высшего образования.

3. Результаты освоения образовательной программы

3.1. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5)
3.3. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

3.4. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- глубокими знаниями генезиса, истории публикации и рецепции произведений русской литературы; развитыми навыками имманентного и контекстуального анализа текста, позволяющими обнаруживать и устранять «белые пятна» в области изучения конкретных произведений (ПК-1);

- способностью свободно ориентироваться в классических и современных научных подходах к изучению истории и поэтики русской литературы XI-XXI вв., детально представлять историю исследования и публикации наследия русских писателей, критиков и публицистов (ПК-2);

- способностью корректировать данные о литературном процессе XI-XXI вв., фактах биографии и особенностях творческой деятельности отдельных авторов, взаимодействии литературы и разнообразных социальных институтов; способностью предлагать новые подходы к описанию закономерностей развития русской литературы и эволюции творчества ее представителей (ПК-3);

- способностью обнаруживать новые источники произведений, устанавливать или уточнять их датировку, описывать характер и направленность их авторской переработки, готовить к публикации рукописные материалы, критически оценивать предложенные другими исследователями текстологические решения и комментарии (ПК-4).


4. Перечень учебных дисциплин вариативной (профильной) части ОПОП

Наименование

Трудоемкость

(з.е.)


Распределение курсов по семестрам

1

сем.


2

сем.


3

сем.


4

сем.


Дисциплина, направленная на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Русская литература» (с учетом изучаемого аспирантом периода истории русской литературы)

6

3

3







Дисциплина «Русская литература и история русской религиозно-философской мысли» // «Русская литература и история России» (для специализирующихся в области русской литературы XI-XIX вв.) // «Современная русская литература» // «Национальная текстологическая традиция, литературная практика ХХ века и современная гуманитарная мысль» (для специализирующихся в области русской литературы XX-XXI вв.)

3







3




Дисциплина «История русского стиха» // «Русский классический роман: генезис и типология» (для специализирующихся в области русской литературы XI-XIX вв.) «Русская драматургия ХХ-ХХI вв.: тенденции развития и основные имена» // «Константы в изучении истории новейшей русской литературы» (для специализирующихся в области русской литературы XX-XXI вв.)

3










3

Межкафедральные дисциплины по выбору аспиранта*

6







3

3

* Список обновляется каждый семестр и размещается на сайте факультета.
Приложение 1.

Рабочие программы учебных дисциплин вариативной (профильной) части ОПОП, включающие фонды оценочных средств (ФОС)

1.1. Рабочая программа учебной дисциплины, направленной на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальности

Раздел 1. «Русская литература в современном научном освещении: актуальные задачи и методы исследования» (для специализирующихся в области истории русской литературы XI-XIX вв.)

1. Цели освоения дисциплины

Основной задачей курса является приобретение аспирантами знакомства с актуальными задачами, стоящими перед историей русской литературы XI - XIX вв., понимание степени изученности наследия наиболее значимых русских писателей, знакомство с кругом проблем, которые находятся в поле зрения ведущих современных ученых и исследователей в наиболее значимых научных областях. В результате аспирант ознакомится как с практическими, прикладными задачами, стоящими перед исследователями (вопросами текстологии значимых авторов, публикации их наследия, спорными вопросами их биографий и творческого пути), так и с наиболее актуальными методологиями, подходами к чтению и интерпретации значимых текстов, проблемами изучения их поэтики.

В результате аспирант приобретает приобретает умение ориентироваться в современной науке, приобщается к ее передовому краю, получает возможность соотнести собственные исследовательские интересы с актуальными задачами, стоящими перед современной наукой, сделать их частью научного поля.


  1. Место дисциплины в структуре программы аспирантуры

Блок 1 «Обязательные дисциплины». Профильная часть.

Курс является базовым при подготовке аспирантов первого года обучения по специальности 10.01.01 «Русская литература». Предполагается, что в бакалавриате и магистратуре они в полной мере овладели материалом курсов по истории русской литературы XI - XIX веков и имеют общие представления об истории русской литературы, творчестве важнейших писателей, литературном процессе в целом. Данный курс позволяет увидеть все эти аспекты как объекты изучения, сконцентрировать внимание, в отличие от предыдущих курсов, на том, что не изучено, что требует исследования, уточнения, прояснения.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-1, УК-2, УК-3, УК-4, УК-5. ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные направления изучения русской литературы XI-XIX вв.; важнейшие проблемы изучения жизни и творчества наиболее значимых русских писателей этого периода; актуальные методологии, подходы к изучению литературного процесса, истории литературы, творчества и жизни писателей.

Уметь: определять степень изученности историко-литературного материала, обнаруживать пробелы в изучении того или иного писателя или литературного периода; формулировать историко-литературные проблемы и намечать способы и направления их разрешения.

Владеть: навыками чтения актуальной научной литературы; отбора по-настоящему значительных и актуальных исследовательских направлений, способностью понимать различные исследовательские научные «языки»; способностью оценивать вклад, делаемый любым научным исследованием в ту область, которой он посвящен; способностью соотносить свои исследования с общим направлением и уровнем современной науки.


  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (240 акад. часов, 180 астрономических часов).

    1. Содержание дисциплины

    2. Структура дисциплины



п/п







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница