И. И. Евлампиев Соотношение рационального и мистического познания в философии Николая Кузанского



Скачать 212.88 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата12.06.2018
Размер212.88 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


И. И. Евлампиев

Соотношение рационального и мистического познания
в философии Николая Кузанского
1

Развитие европейской цивилизации неразрывно связано с развитием
рациональности, с прогрессом в познании мира, поэтому понимание сущности рационального знания и его возможных форм всегда было важнейшей задачей философии как главной формы самосознания общества. Начиная с XVII века эта проблематика оказалась прочно связанной с нуждами научно-технического прогресса, тем не менее, важно понимать, что в общем смысле проблема рациональности не сводится к научному познанию, не исчерпывается им. Сведение гносеологии к исследованию только научного познания в позитивизме и его разновидностях, возникших в ХХ веке, привело к тому, что было утрачено понимание онтологических оснований рационального познания, а также понимание его безусловной и радикальной ограниченности и необходимости дополнения его иными, сверхрациональными формами познания. Именно поэтому очень важно увидеть непреходящее значение тех способов обоснования рационального знания, которые были достигнуты в европейской философии до воцарения позитивизма и сведения всех форм познания к науке. Начальный пункт философских воззрений на эту проблему мы находим в трудах Платона и Аристотеля, причем два великих греческих мыслителя демонстрируют существенно различный подход к обоснованию процесса познания и его инструментария. Особенно важно увидеть главный смысл концепции Платона. Как известно, согласно Платону, познать любую вещь означает увидеть за вещью ее идею, те. исходным пунктом акта познания является интеллектуальное созерцание идей. Но это только исходный пункт акта познания. Для того чтобы постичь смысл самой идеи, необходимо соотнести ее со всей системой, в которую она входит (те. совсем миром идей. Наиболее подробно этот подход к проблеме познания Платон демонстрирует в диалоге «Парменид». Здесь он показывает, что постижение высшей из идей, идеи Единого, Блага, возможно только в соотнесении этой идеи с другими столь же общими идеями – множество, существование, иное и т.п. Само по себе Единое является непостижимым, по крайней мере в том смысле, как мы говорим о рациональном постижении отдельных вещей. Совершенно неслучайно Платон отводит первое место в системе наук математике ив поздних диалогах даже сами идеи интерпретирует как числа, сближаясь с пифагорейцами. Ведь математические объекты определяются через систему отношений друг с другом например, смысл геометрических объектов задается аксиомами, предположениями и теоремами, которые связывают их друг с другом (именно в такой форме излагает геометрию Евклид в своей системе. Аристотель понимает познание совершенно иначе. В качестве первичных он рассматривает индивидуальные сущности, в то время как отношения между ними полагает вторичными, зависимыми от соотносимых объектов. Соответственно, главные, исходные элементы познания должны отражать реальные целостные объекты это, в первую очередь, целостные чувственные восприятия и затем, конкретные понятия, описывающие отдельные объекты (например, понятия дерево, человек, дом и т.п.). Все абстрактные понятия, в том числе понятия отношений и математические понятия, Аристотель рассматривает как вторичные и менее существенные. Последующая история европейской гносеологии демонстрирует непрерывную борьбу этих подходов, причем в Средние века явно преобладала концепция Аристотеля. Однако начиная с XVII века, в связи с бурным развитием естествознания, платоновская
1
Опубликовано в: Verbum. Вып. 13. Принцип совпадения противоположностей в истории европейской мысли. СПб., 2011. (Текст размещен на сайте ЦИЭМ с согласия автора. – Прим. ЦИЭМ).


Каталог: science -> center -> ezo -> publications
science -> Баранов андрей николаевич
science -> Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в россии
science -> Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной Росcии
science -> Студенческая научно-практическая конференция
science -> Институциональные аспекты профессионализации социальной работы
science -> Кадров в аспирантуре направление подготовки
publications -> Презентация, проводящаяся ассоциацией ageac: «Наука самопознания. Курсы по эзотерике (гнозису)»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница